Рабочая программа по биологии. 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Хазиева Эльвира Ренатовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.biologiyagot.doc502 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ

(ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА, В.Б. ЗАХАРОВА)

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» -М.: Дрофа, 2004. -48с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с;

а также методических пособий для учителя:

1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006. -218с;

2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». М:.Дрофаа.2006;

для учащихся:

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 •асе. - М.: Дрофа, 2006, -40с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Живой организм»

•     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Биология   6   класс.   Живой   организм.   Мультимедийное   приложение   к   учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

•     Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Специальные обозначения

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Кол-во  часов

Планируемые   результаты

Характеристика   деятельности  учащихся

Измерители

Сроки

план

факт





РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 час)

1.


Основные      свойства живых организмов.

1

Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление.



Называть признаки живых организмов, их значение.

Вопросы №2, 5 на стр. 9 учебника.

Рабочая   тетрадь, №1,4,5,6.

06.09.

Вводный урок.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Вопросы   со  свободным ответом.


Д/з: стр. 4-6 учебника, «Подумайте» на стр. 8, «Какие     утверждения верны» на стр. 8.





ТЕМА 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (1 час)

2.

Химический       состав клетки.

1

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.


Различать неорганические и органические вещества клетки.

Рабочая   тетрадь, №8.

13.09.


Комбинированный урок.

Называть:

•неорганические вещества, их

роль    в    жизнедеятельности

клетки;

•органические   вещества,   их

роль    в    жизнедеятельности

клетки.

Вопросы №3,4,5,7,8,9,10    на стр.15 учебника. Рабочая   тетрадь,

№ 8,10.


Д/з: стр. 10-11 учебника, «Подумайте» на стр. 15, «Какие     утверждения верны» на стр. 14.




Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

Вопросы   со  свободным ответом.

ТЕМА 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК (2 часа)

20.09.

3.

Клетка - элементарная частица живого.

1

Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.




Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Вопросы   №2   на стр. 9 учебника.


Комбинированный урок.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Рабочая   тетрадь, №12.


Д/з: стр. 16, 18-19 учебника.




Выделять особенности строения ядра.

Вопросы №10,11,12

на стр. 23 учебника.




* Доказывать, что клетка -элементарная частица живого.

Вопросы  со  свободным ответом.

4.

Строение   и   функции органоидов       клетки. Сравнение растительной  и животной  клеток.

1

Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории.



Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Вопрос     №2     на стр.9 учебника. Задание по рисунку на стр. 23 учебника.

27.09.


Комбинированный урок.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.

Рабочая тетрадь, № 12,14. Вопросы

№1,5,6,7,8,9         на стр. 23 учебника.


Д/з: стр.18-19 учебника, «Подумайте» на стр. 22, «Какие     утверждения верны» на стр. 22.



Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Выполнение     лабора-торной  работы №1

«Строение  клеток» живых организмов» и выводы к ней.






Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Рабочая   тетрадь, №13.

ТЕМА 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа)

04.10.

5.

Ткани растений.

1

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.

Давать определение понятию ткань.

Вопрос    №1     на стр. 37 учебника.


Комбинированный урок.

Называть:

•типы тканей растений; •функции тканей растений.

Вопросы №8 -12 на стр. 37 учебника. Рабочая   тетрадь, № 21.


Д/з: стр. 30, 31 учебника.




Различать типы тканей растений.

Задание по рисунку на стр. 37 учебника.




Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Выполнение     лабораторной  работы №2

«Ткани растений» и выводы к ней.





Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Вопросы   со  свободным ответом.

6.

Ткани животных.

1

Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции.

Называть:

•типы тканей животных; •функции тканей животных.

Вопросы №2 -7 на стр. 37 учебника. Рабочая   тетрадь, №22.

11.10.


Комбинированный урок.

Различать типы тканей животных.

Рабочая   тетрадь,

№23.

Задание по рисунку

на стр. 37 учебника.


Д/з: стр. 32,33 учебника, «Подумайте» на стр. 36, «Какие     утверждения верны» на стр. 36.



Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Выполнение     лабораторной   работы №2

«Ткани   животных» и выводы к ней.




Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Вопросы  со  свободным ответом.


Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении И функциях тканей растений.

Вопросы  со  свободным ответом.


ТЕМА 1.5. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (6 часов)

7.

Строение корня.

1

Давать определение понятиям ткань, орган.

Вопрос №1 на стр. 45 учебника. Рабочая   тетрадь, №26.

18.10.


Комбинированный урок.

Называть:

•органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем.

Вопросы №2,3,4 на стр. 45 учебника. Рабочая   тетрадь, № 27, 28.


Д/з: стр. 38 учебника.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы.

Описание   рисунка на стр. 39 учебника. Рабочая   тетрадь, №29



Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней.



Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Вопросы со свободным ответом.

8




Строение и значение побега.

Почка. Стебель.

1

Строение растительного организма:   органы.   Строение   и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.

Вопрос №5 на стр. 45 учебника.

25.10.


Комбинированный урок.

Д/з:

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Вопросы №5, 8,9,12 на стр. 45 учебника.

Рабочая тетрадь, №28.


9

Лист.   Строение   и   функции. Простые и сложные листья.

1

Лист.   Строение   и   функции. Простые и сложные листья.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.

Рабочая тетрадь, №27.

Задание по рисунку на стр. 45 учебника.

01.11.


Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового

Комбинированный урок.

Д/з:


растения» и выводы к ней.



Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Вопросы со свободным ответом.

10.

Цветок,   его значение и строение. Соцветия. Плод.

1

Строение растительного организма:   органы.   Цветок,   его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие..

Давать    определение   понятиям       репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Вопросы №15,16 на стр. 45 учебника.

15.11.


Комбинированный урок.

Называть органы цветкового растения,   их  роль  в жизни растения.

Рабочая тетрадь, №28.


Д/з: стр. 40, 41 учебника,    «Какие   утверждения     верны»    на стр. 44.



Описывать      многообразие соцветий.

Описание рисунка на стр. 40 учебника.





Приводить   примеры   многообразия плодов.

Вопросы со свободным ответом.


11


Строение семян двудольного и однодольного растения


1

Строение семян двудольного и однодольного растения

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Вопросы №13,14 на стр. 45 учебника.

22.11.







Распознавать     и    описывать   на   таблицах   органы цветкового растения.

Рабочая тетрадь, № 32,33.


Комбинированный урок.

Д/з:



Изучать        биологические объекты - органы  цветковых растений.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней.






Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Вопросы со свободным ответом.

12.

Системы органов животного.

1

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная,   кровеносная,  дыхательная,      выделительная,

Давать    определение    понятиям ткань,  орган,  система органов.

Вопросы №1,2 на стр. 51 учебника.

29.11.

Комбинированный урок.

опорно-двигательная,      нервная,  эндокринная,  размножения), их строение и функции.


Называть:

•органы   и  системы  органов

животных;

•функции  органов  и  систем

органов животных.

Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,10,1 2 на стр. 51 учебника.


Д/з: стр. 46- 49 учебника,

«Подумайте» на стр. 51, «Какие    утверждения верны» на стр. 50.



Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Рабочая тетрадь, №41,43.

Задание по рисунку на стр. 50 учебника.








Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных.

Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных» и выводы к ней.




Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

Вопросы со свободным ответом.

ТЕМА 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (1 час)

13.

Организм  как единое целое.

1

Растение, животное - целостный   организм.    Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности   многоклеточного   организма. Живые организмы и Окружающая среда.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Вопрос №1 на стр. 45 учебника. Вопросы №1,2 на стр. 51 учебника.

06.12.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Задание «Какие утверждения верны» на стр. 56.


Д/з: стр. 52-55 учебника.





Характеризовать   причины нарушения целостности организма.

Вопросы со свободным ответом.





Доказывать что организм -единое целое.

Рабочая тетрадь, №46.

РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22 часа)

ТЕМА 2.1 ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 часа)

14.

Особенности  питания растительного     организма.

1

Питание.  Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание   (воздушное  -  фотосинтез,   минеральное   -   почвенное).

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.

Вопрос №1 на стр. 67 учебника. Рабочая   тетрадь, № 47.

13.12.


Комбинированный урок.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Вопрос №3 на стр.

67 учебника.


Д/з: стр. 58 учебника.



Объяснять значение почвенного питания в жизни растения.

Вопрос №3 на стр. 67 учебника.





Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Описание рисунка на стр. 59.







Характеризовать роль корня в почвенном питании растения.

Вопросы со свободным ответом.




Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений.

Вопросы со свободным ответом.





Использовать приобретенные  знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

15.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

1

Жизнедеятельность растений: фотосинтез,   его   значение   в жизни растений и биосферы.

Давать определение понятию фотосинтез.

Вопрос №4 на стр. 67 учебника. Рабочая   тетрадь, №47

20.12.


Комбинированный урок.


Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза.

Выполнение лабораторной работы №5 «Выявление роли света и воды в жизни растений» и выводы к ней.

Д/з: стр/. 58 учебника.

Объяснять:

•значение   воздушного  питания в жизни растения; •значение   фотосинтеза   для жизни на Земле.

Вопросы со свободным ответом.






Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Вопрос №5 на стр.

67 учебника. Описание рисунка на стр. 59.






Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

Рабочая тетрадь, №48.






Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений.

Вопросы со свободным ответом.






Использовать приобретенные  знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

16.

Особенности  питания животных.

1

Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания:   травоядные   животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Давать определение понятию питание.

Рабочая   тетрадь,

№47.

Вопрос №1 на стр.

67 учебника.

27.12.


Комбинированный урок.



Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Вопрос №2 на стр. 67 учебника.


Д/з: стр. 60-62 учебника,

«Подумайте»   на   стр. 67.



Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Описание рисунка на стр. 63 учебника.







Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.

Рабочая тетрадь, №49.





Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты.

Вопросы №8, 9 на стр. 67 учебника.

17.

Пищеварение    и    его значение.    Пищеварительные ферменты.

1

Процессы жизнедеятельности животных:   питание.   Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных   систем   животных.  Пищеварительные ферменты и их значение.

Давать    определение    понятиям питание, пищеварение.

Вопрос №2 на стр.

67 учебника.


Комбинированный урок.


Описывать сущность биологических процессов:  питание животных - пищеварение.

Вопрос №6 на стр. 67 учебника.


Д/з: стр. 63 учебника, «Какие    утверждения верны» на стр. 66.




Называть          особенности строения     пищеварительных систем животных.

Вопросы №7,10 на стр. 67 учебника. Рабочая   тетрадь, №51,52.






*Сравнивать   процессы   пищеварения   у   разных   групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Задание по рисунку на стр. 67 учебника.

ТЕМА 2.2. ДЫХАНИЕ (2часа)

18.

Дыхание у растений.


1

Жизнедеятельность   растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения   энергии.   Дыхание   у растений. Роль устьиц и чечевичек   в   процессе   дыхания растений.

Давать    определение   понятию дыхание.

Вопрос №1 на стр.

73 учебника.





Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Вопросы №2,6,10 на стр. 73 учебника.


Комбинированный урок.

Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания.

Вопросы №2,3,4 на стр. 73 учебника. Рабочая   тетрадь, № 53,54.


Д/з: стр. 68 учебника, «Подумайте»   на   стр. 73.



Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

Вопросы со свободным ответом.






Использовать       приобретенные  знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Сообщения учащихся.

19.

Дыхание у животных.

1

Жизнедеятельность   растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Давать    определение   понятию дыхание.

Вопрос №1 на стр.

73 учебника.


Комбинированный урок.


Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Вопросы     №2,6,10 на стр. 73 учебника.

Д/з: стр. 68-69 учебника,

«Какие    утверждения верны» на стр. 72.

Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Задание по рисунку на стр. 72 учебника.





Характеризовать:

•особенности дыхания животных;

•роль дыхания  в жизни животных.

Вопросы

№5,6,7,8,9            на стр.73      учебника. Рабочая   тетрадь, № 56.





Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

Вопросы   со  свободным ответом.






Использовать       приобретенные  знания   и  умения

для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Сообщения      учащихся.

ТЕМА 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа)

20.

Передвижение         веществ в растении.

1

Жизнедеятельность   растений и   животных:   транспорт   веществ,   его   значение.   Передвижение веществ в растении. Особенности   строения   органов   растений,   обеспечивающих   процесс   переноса   веществ.

Описывать   сущность   процесса   переноса   веществ   в растении, его значение.

Вопрос №1 на стр. 79 учебника.


Комбинированный урок.


Характеризовать    особенности    перемещения    воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях.

Рабочая   тетрадь, №57,61,62. Вопросы №7 -10 на стр. 79 учебника. Описание рисунка на стр. 75 учебника.


Д/з: стр. 74,75 учебника, «Подумайте»   на   стр. 78.


Использовать       приобретенные  знания   и  умения

для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Вопросы   со  свободным ответом.

21.

Передвижение         веществ в животном организме.

1

Жизнедеятельность   растений и   животных:   транспорт   веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах    животных.    Кровеносная система, ее строение, функции.

Описывать   сущность   процесса   переноса   веществ   в организме     животного,    его значение.

Вопросы   со  свободным ответом.


Комбинированный урок.

Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Называть:

•органы кровеносной системы

Вопросы №4,5 на стр. 79 учебника.



и узнавать их на рисунках, таблицах;

•функции  органов  кровеносной системы;

•состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем.

Описание рисунка на стр. 76-77 учебника .

Рабочая тетрадь, № 58,59,60.


Д/з: стр. 76,77 учебника, «Какие     утверждения верны» на стр. 78.



Приводить    примеры   животных   с   разными   типами кровеносных систем.

Рабочая тетрадь, №59.





Характеризовать    особенности транспорта веществ у животных.

Вопрос №2 на стр.

79 учебника. Задание по рисунку на стр. 79 учебника.

ТЕМА 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)

22.

Выделение   у   растений, грибов и животных.

1

Жизнедеятельность   растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности        организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.   Выделение   у  животных.    Основные    выделительные системы у животных.

Описывать   сущность   процесса выделения у живых организмов, его значение.

Вопрос   №1,2   на стр. 85 учебника. Рабочая   тетрадь, №63.


Комбинированный урок.


Называть:

'•органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Описание   рисунка на стр. 83 учебника. Вопросы №3-5 на стр.   85   учебника. Описание     рисунка на стр. 80-81 учебника.


Д/з: стр. 80-83 учебника, «Подумайте» на стр. 84, «Какие     утверждения верны» на стр. 84.





Характеризовать: «особенности процесса выделения у растений;

•особенности процесса выделения у животных.

Вопросы №6 -10 на стр. 85 учебника.

Рабочая тетрадь, № 63,64, 65.





Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных.

Вопросы со свободным ответом.

23.

Обмен веществ у растений и животных.

1

Жизнедеятельность   растений и животных: обмен веществ и превращение   энергии.   Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.

Давать    определение    понятию обмен веществ.

Вопрос №1 на стр. 91 учебника.


Комбинированный урок.


Описывать   сущность   процесса обмена веществ у жи

Вопрос №1,2 на стр. 91 учебника.

Обмен   веществ  у  растений. Обмен веществ у животных.

вых организмов, его значение.


Д/з: стр. 86-89 учебника «Подумайте» на стр. 91, «Какие     утверждения верны» на стр. 90.




Называть:

•органы, участвующие в обмене веществ у растений; •органы, участвующие в обмене веществ у животных.

Рабочая   тетрадь,

№63.

Вопросы     №15,16

на стр. 91 учебника.







Характеризовать: •особенности обмена веществ у растений;

•особенности обмена веществ у разных животных.

Вопросы №2,5,6 на стр. 91 учебника. Вопросы №8-13 на стр. 91 учебника.





Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

Задание по рисунку на стр. 90 учебника.

ТЕМА 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 часа)

24.

Опорные        системы растений и животных, их значение в жизни организма.

1

Строение растительного организма  растения  и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет.   Опорно-двигательная система позвоночных.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах.

Вопросы   со  свободным ответом. Описание рисунка на стр. 92-93 учебника.


Комбинированный  урок или

экскурсия   в   ботанический сад (зоологический музей).

Называть:

•значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных.

Вопросы №1,2,3,7 на стр. 97 учебника. Рабочая тетрадь, № 73,75.

Рабочая тетрадь, №70,71,72,76.


Д/з: стр. 92-95 учебника, «Подумайте» на стр. 96, «Какие     утверждения верны» на стр. 96.



Приводить примеры животных с разными типами скелетов.

Описание рисунка на стр. 92-93 учебника, или Рабочая тетрадь, № 71.







Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.

Выполнение лабораторной     работы

№ 6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего».





Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

ТЕМА 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1 час)

25.

Движение.

Признаки живых организмов:

Называть:

•роль движения в жизни растении и животных;

Вопросы

1

движение,   их   проявления   у

№3,5,7,8,9,11,12

растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы,  обеспечивающие движение живых организмов. Движение   животных.   Двигательные реакции растений.


на стр. 109 учебника.

Рабочая   тетрадь,

№78,79,80.

•способы  передвижения  животных.


Комбинированный урок.

Распознавать     и    описывать на таблицах органы движения животных.

Описание    рисунков       на       стр. 99,100,103,109

учебника.


Д/з: стр. 98-107 учебника,

«Какие    утверждения верны» на стр. 108.



Приводить   примеры   животных с разными способами передвижения.

Вопросы  со  свободным ответом.






Наблюдать за  поведением животных.

Выполнение     ла-

бораторной  работы № 7 «Наблюдение за поведением животных - за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» и выводы к ней.





Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения.

Вопрос   №1     . на

стр. 109 учебника. Рабочая   тетрадь, №77.

ТЕМА 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Зчаса)

26.

Регуляция   процессов

Жизнедеятельность  растений

Давать   определение   понятиям       раздражимость  рефлекс.

Вопрос   №4      на

жизнедеятельности

1

и  животных:   координация   и

стр. 121 учебника.

организма.  Раздражимость.

регуляция   процессов   жизнедеятельности.          Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения.


Комбинированный урок.

Распознавать    и    описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

Вопросы

№3,8,9,10,11       на стр. 121 учебника. Рабочая   тетрадь, № 84,85,88.


 «Подумайте»   на   стр. 120.

Понаблюдать   за   поведением    домашних животных, объяснить его,    используя    знания,   полученные   на уроке.

Называть:

•системы,     обеспечивающие координацию    и    регуляцию процессов    жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип    работы    нервной системы;

•типы нервных систем у животных.

Вопрос   №6      на стр. 121 учебника. Описание    рисунков на стр. 121, на стр.  118-119 учебника.

Рабочая тетрадь, №81,83.





Приводить    примеры   животных   с   разными   типами нервной системы.

Рабочая тетрадь, №82.





Находить   информацию   в

различных      источниках      о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Вопросы со свободным ответом.

27.

Эндокринная  система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных    животных.

1

Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов      жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.   Железы   внутренней секреции.

Называть:

•органы,       обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез  в регуляции     жизнедеятельности позвоночных.

Вопросы №1,12,13 на стр. 121 учебника.

Рабочая тетрадь, №89.


Комбинированный урок.


Наблюдать  за  поведением животных.

Сообщения учащихся о своих наблюдениях.


Д/з: стр. 116 учебника.




28.

Регуляция   процессов жизнедеятельности   у растений.

1

Жизнедеятельность растений: регуляция   процессов   жизнедеятельности.   Ростовые   вещества растений.

Описывать  сущность  регуляции   процессов   жизнедеятельности у растений.

Вопрос №14 на стр. 121 учебника.


Комбинированный урок.

Называть    роль    ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Рабочая тетрадь, №90.


Д/з: стр. 116, 117 учебника,

«Какие    утверждения верны» на стр. 120.



Наблюдать за ростом и развитием растений.

Описание рисунков на стр. 117 учебника.





Использовать        приобретенные  знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы со свободным ответом.

ТЕМА 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3часа)

29.

Размножение, его виды.     Бесполое     размножение.

1

Жизнедеятельность   растений и    животных:     размножение. Биологическое значение  размножения.    Виды    размножения.   Бесполое   размножение животных  (деление   простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры.


Давать    определение   понятиям размножение, вегетативные органы.

Вопрос №1   на стр.

127 учебника.


Комбинированный урок.

Называть:

•значение размножения; •виды размножения; •формы   бесполого   размножения у растений и животных; •органы   вегетативного   размножения растений.

Вопросы

№1,3,4,5,6,7,11       на стр. 127 учебника. Рабочая тетрадь, № 91,92,93,94,95. Описание     рисунка на стр. 127 учебника.


Д/з: стр. 122 учебника, «Подумайте»   на   стр. 126, «Какие утверждения   верны»   на   стр. 126.







Приводить примеры организмов,  для  которых характерно бесполое размножение.

Вопросы    со    свободным ответом.





Описывать сущность бесполого размножения растений.

Вопрос №2   на стр.

127 учебника.




Использовать       приобретенные  знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Выполнение    практической работы №

8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование   комнатных   растений».

30.

Половое размножение животных.

1

Жизнедеятельность животных: размножение.      Особенности полового размножения животных.    Органы    размножения. Половые  клетки.   Оплодотворение.

Давать    определение    понятиям:   размножение,   гамета,   оплодотворение,   зигота.

Вопросы   №1       на стр. 133 учебника.

Рабочая   тетрадь,   № 99.


Комбинированный урок.

Описывать сущность полового размножения.

Вопросы  №2,3     на стр. 133 учебника.


Д/з: стр. 128-130 учебника, «Подумайте» на стр.   132,   «Какие   утверждения верны» на стр. 132.




Называть:

•значение   полового  размножения;

•органы  полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки.

Вопрос №1   на стр. 133 учебника. Рабочая тетрадь, № 97,    100.    Описание рисунка на стр. 128-129 учебника.









Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

Вопрос №3   на стр. 133 учебника.

31.

Половое размножение

растении.

Жизнедеятельность растений:

размножение.   Половое   размножение   растений.   Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.


Давать  определение  понятиям:         

размножение, опыление,  самоопыление,  оплодотворение.

Вопросы

1

стр. 139  Вопросы   №11      на стр.133 учебника.

Рабочая тетрадь, № 105.


Комбинированный урок.

Называть:

•значение полового размножения;

•органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах).

Вопрос №2   на стр.

139 учебника.

Описание     рисунка на стр. 135 учебника. Вопросы    со    свободным ответом.


Д/з: стр. 134-136 учеб-

ника, «Подумайте» на стр.   139,   «Какие   утверждения верны» на стр. 138.



Описывать:

•строение цветка как органа полового размножения; •сущность  полового  размножения у растений (двойного оплодотворения).

Вопросы    №2,4,6,11

на стр. 139 учебника.

Рабочая тетрадь, № 103,104.




Использовать       приобре-

тенные  знания  и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы    со    свободным ответом.

ТЕМА 2.9; РОСТ И РАЗВИТИЕ (2часа)

32.

Рост и развитие рас-

тений.

1

Жизнедеятельность   растений

и животных: рост и развитие.

Рост   и   развитие   растений. Распространение    плодов    и семян.  Состояние покоя,  его значение  в  жизни   растений.

Давать  определение  понятию   индивидуальное  развитие.

Вопросы

№7,10,11,12,13    на стр.145 учебника. Рабочая   тетрадь, № 107.


Комбинированный урок.

Распознавать     и    описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Описание рисунков на стр. 134-135, 142-143 учебника.

Вопросы №4,5,6 на стр. 145 учебника.

Условия   прорастания   семян. Питание и рост проростков.



Д/з: стр. 140-143 учеб-

ника,   «Подумайте»   на стр. 144, «Какие утверждения верны» на стр. 144.



Называть:

•роль семян и плодов в жизни растения;

•условия среды, необходимые   для   формирования   и

Вопросы №3, 4, 8 на стр. 145 учебника. Вопросы со свободным ответом.

прорастания семян; •способы      распространения семян.




Наблюдать за ростом и развитием растений.

Описание рисунка на     стр.     142-143 учебника.

Сообщения     учащихся, сделанные на  основе  собственных   наблюдений.




Использовать приобретенные  знания  и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Вопросы    №14,15 на стр. 145 учебника.

Вопросы   со  свободным ответом.

33.

Рост и  развитие животных.

1

Жизнедеятельность  растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника).

Постэмбриональное  развитие животных.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Вопрос   №8      на стр. 151 учебника. Рабочая   тетрадь, №111,112.


Комбинированный урок.


Называть:

•этапы развития животных; •типы      постэмбрионального развития животных.

Вопрос №1,9    на стр. 151 учебника. Рабочая   тетрадь, № 108,109,110.


Д/з: стр. 146-148 учебника,    «Какие   утверждения     верны»     на стр. 150.




Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Вопрос

№1,2,5,7,10          на стр. 151 учебника. Описание рисунка на    стр.     146-147 учебника.






Наблюдать за ростом и развитием животных.

Выполнение     лабораторной  работы № 9 «Прямое и непрямое развитие насекомых»  и  выводы к ней.






Использовать приобретенные  знания   и  умения

для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Вопросы  со  свободным ответом.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

ТЕМА 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1 час)

34.

Среда обитания организмов. Факторы среды.

1

Экологические   факторы,    их влияние на живые организмы. Влияние   факторов   неживой природы   (температура,   свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь   живых   организмов.

Давать    определение    понятиям    среда    обитания, экология,          экологические факторы.

Вопрос   №1       на стр.163 учебника. Рабочая   тетрадь, №113.


Комбинированный урок.

Называть:

•виды   экологических  факторов;

•типы   взаимоотношений  организмов.

Вопрос   №2,7,8,10 на стр. 163 учебника.

Задание по рисунку на стр. 162.


Д/з: стр. 156-161 учебника, «Подумайте» на стр.   162,   «Какие   утверждения верны» на стр.162.



Приводить примеры:

•факторов неживой природы, их влияния  на живые организмы;

•взаимосвязей   живых   организмов;

•приспособлений  организмов к    действию    экологических факторов.

Вопросы №3,4,5,6, 12,11   на  стр.   163 учебника.

Описание рисунка на     стр.     160-161 учебника.

Рабочая   тетрадь, №114,115,116.





Использовать        приобретенные  знания  и  умения

для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Вопросы   со  свободным ответом.

ТЕМА 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

35.

Природные сообщества.

1

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Давать    определение    понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Вопросы №1,3,10 на стр. 171 учебника.


Комбинированный урок.


Называть три группы организмов в экосистеме.

Вопросы №6,7,8,9 на стр. 171 учебника.

Рабочая   тетрадь, №117.


Д/з: стр. 163-166 учеб




Приводить примеры:

Описание рисунка



ника, «Подумайте» на стр.              

170.

•природных сообществ;

на стр. 167 учебника.

•продуцентов,    консументов,

Задание по рисун-

редуцентов.

ку  на  стр.   170  и 171.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Вопросы №2,4

на стр. 171 учебника. Рабочая   тетрадь, №118 или 119. Описание рисунка на     стр.     166-167 учебника.

Проводить     самостоятельный   поиск   информации   (в учебнике,  в других источниках) о состоянии природных

Вопросы  со  свободным ответом.

сообществ.

Анализировать    и   оценивать: «последствия деятельности  человека  в  экосистемах;

•влияние    собственных    поступков на живые организмы

и экосистемы.

Вопросы  со  свободным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...