«Загадочная» (поэтическая) экскурсия для учащихся 5-6 классов
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Солонтай Людмила Георгиевна

 

Цель экскурсии:

 ознакомление с дикорастущими (лекарственными и ядовитыми) растениями на территории Измайловского лесопарка города Москвы.

    Задачи:

·        Познавательные (во время экскурсии учащиеся знакомятся с дикорастущими лекарственными и ядовитыми растениями;

·        Воспитательные (учащиеся знакомятся с законами и правилами поведения в лесу, учатся видеть прекрасное и беречь живое;

·        Оздоровительные (за время экскурсии учащиеся проходят от 2 до 4 км пешком).

Объём познавательного материала и физической нагрузки отбирается учителем в зависимости от возраста учащихся, погодных условий и времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солонтай Людмила Георгиевна

Учитель биологии

ГБОУ СОШ №443

ВОУО МДО г. Москва

«Загадочная» (поэтическая) экскурсия для учащихся 5-6 классов.

Цель экскурсии:

 ознакомление с дикорастущими (лекарственными и ядовитыми) растениями на территории Измайловского лесопарка города Москвы.

    Задачи:

  1. Познавательные (во время экскурсии учащиеся знакомятся с дикорастущими лекарственными и ядовитыми растениями;
  2. Воспитательные (учащиеся знакомятся с законами и правилами поведения в лесу, учатся видеть прекрасное и беречь живое;
  3. Оздоровительные (за время экскурсии учащиеся проходят от 2 до 4 км пешком).

Объём познавательного материала и физической нагрузки отбирается учителем в зависимости от возраста учащихся, погодных условий и времени года.

Предполагается предварительная работа до выхода учащихся в лесопарк, работа по должностям во время экскурсии и различные формы закрепления материала после её завершения.

До экскурсии учащиеся работают с картой Измайловского лесопарка, выясняют, где находятся заболоченные участки, луга, поляны, речки и другие водоёмы.

    Знакомятся с понятиями «лекарственные» растения, «дикорастущие» растения,    

    «ядовитые» растения.

Во время экскурсии учащиеся с помощью учителя делают фотогербарии и зарисовки растений, а по её завершению – по определителям уточняют или определяют названия растений и их экологические особенности.

После экскурсии проводится итоговая беседа, делается фотосборник лекарственных растений, определяется область их применения, учащиеся дорабатывают рисунки, делают аппликации на тему: «Моё любимое растение», располагают рядом стихи или загадки об этом растении.

Экскурсия предполагает три-четыре остановки: на лугу, у заболоченного участка, на поляне, у речки или другого водоёма.

На первой остановке, на лугу, учитель с помощью загадок, определяет вместе с учениками те растения, которые обычно им хорошо знакомы. Затем, используя загадки в стихотворной форме, рассказывает о тех луговых растениях, которые с древних времён используют в народной медицине.

Учитель обращает внимание учеников на то, что эти растения можно использовать и сегодня, оказавшись в лесу во время прогулки с родителями и друзьями, во время сбора ягод и грибов и т.д.

Рассказ о луговых лекарственных растениях  сопровождается показом растений, их фотографированием и зарисовкой в экскурсионной тетради.

Загадки про знакомые растения:

Золотистые корзинки

Точно солнышки горят,

Парашютики – пушинки

Скоро в небо улетят.

В танце жизни бесконечной

Их закружит ветер встречный     (Одуванчик)

На лугу нивяночки-

Как девушки - славяночки,

С белыми косынками

И жёлтыми корзинками                 (Нивяник-ромашка большая)

Лапчатка – травка малая,

Корнями именитая.

В народе называется

«могущником» она.                        (Лапчатка прямостоячая – калган)

Ключи небесные упали

На землю вешнею порой.

И, по преданью, тотчас стали

Лесной целебною травой               (Первоцвет весенний)

На тенистой лесной поляне

В изумруде душистой травы

 запылали цветки герани

Нежным отблеском синевы         (Герань луговая)

Кисть душистая венчает

Тонкий, стройный стебелёк,

Пара листьев довершает

Полный грации цветок                  (Майник двулистный)

Рассказ учителя построен на поэтических мини-описаниях луговых лекарственных растений. Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили растения, можно из предложенного выбрать только те, которые характеризуют время года, в которое проводится экскурсия.

Материнская травка – ромашка,

Ты всем людям близка, как рубашка,

Целый мир обошла и с добром

К человеку являешься в дом            (Ромашка аптечная)

Неказист, привязчив он – это всякий знает,

Но не каждому свои тайны раскрывает.

Как он щедр и как богат,

Не лопух, а сущий клад                    (Репейник)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк                           (Одуванчик)

На второй остановке, у болотистого участка, учитель  знакомит учащихся с растениями этой местности, рассказывает об их лекарственных свойствах и их использовании. Рассказ целесообразно построить на описании тех растений, которые произрастают в данной местности.

В царстве «водяного», на болоте топком,

Выросла былинка с корешком коротким.

С виду неказиста, войлоком покрыта,

А какая сила в её стебле скрыта         (Сушеница болотная)

Вот он, пришедший к нам с Востока,

«Трость» ароматная – аир.

Он своим стеблем и корнями

Давно прославлен на весь мир!            (Аир болотный)

Пахучий кустарник на кочке растёт,

Болото собой украшая.

Неярко, но пышно весною цветёт

Багульник – аптека живая                    (Багульник болотный)

На краю трясины зыбкой

«Семафор» со стеблем гибким.

Он, как будто, говорит

«Дальше пеший путь закрыт»              (Вахта трёхлистная)

Тонкий стебель украшает

Бело-розовый цветок.

Полон нежности и грусти

Его каждый лепесток                            (Белозор болотный)

Судьбой в болото занесён.

Герань – цветок лесной.

Меж тем и здесь блистает он

Всё той же красотой                            (Герань болотная)

На болотном лугу, близ воды

Поселилась трава-огнецвет.

У неё необычны цветы,

Их окраска - природы секрет                  (Сабельник болотный)

Третья остановка на лесной опушке. Учащимся можно организовать привал, во время которого дети не только могут перекусить, отдохнуть, но и обменяться впечатлениями, послушать голоса птиц и шелест листвы деревьев, найти листья необычной окраски, понаблюдать за муравьями и определить по их поведению, какой будет погода в ближайшие несколько часов. После этого учитель продолжает знакомить учащихся с растениями.

В это время лучше всего учащиеся усваивают материал о ядовитых растениях. Необходимо обратить внимание учеников на то, что эти растения могут быть опасны для здоровья человека. Но в очень малых дозах (микродозах) – полезными для него. Эти дозы может определять и назначать только врач!

Для того, чтобы учащиеся запомнили эти растения, учитель может взять с собой на экскурсию изображения  вороньего глаза и волчьего лыка и раздать ученикам для поиска в природе, сравнивания найденные растения с их изображением на открытке или в справочнике.

Слезу горючую над лесом

На землю ворон уронил.

Листочек трепетной осины

Теплом своим её прикрыл.

И с той поры в который раз

Цветёт в лесу вороний глаз                    (Вороний глаз)

Куст плодами украшен,

Очень манит их вид.

Берегись! Он – опасен.

Сочный плод – ядовит                               (Волчье лыко)

Далее учитель продолжает знакомить учеников с лекарственными растениями.

Ты, калинушка-калина-

Старый русский талисман,

В невесёлую годину,

Видно ты народу дан.

Обращается к тебе

Он в болезни и в разлуке,

И в веселье, и в труде                            (Калина обыкновенная)

Во всех нарядах хороша,

Стоит она, красуется.

Недаром русская душа

Берёзою любуется                                 (Берёза белая)

Полночная фея по лесу прошла,

Под кустиком сонным фиалку нашла,

Она подарила цветку аромат,

«Ночница», с тех пор про цветок говорят   (Любка двулистная)

Зелёные розетки разбросаны в лесу,

Они здесь собирают жемчужную росу.

В росе, легенда говорит,

Источник бодрости сокрыт                           (Манжетка обыкновенная)

В прекрасном мире лесных идиллий

Нашла приют одна из лилий.

Какая прелесть и аромат,

Хотя и скромен её наряд                                  (Ландыш майский)

Лесные феи – орхидеи,

В тени прохладный их приют.

Пусть люди ваши колыбели

Себе на пользу берегут                                     (Ятрышник пятнистый)

Живою гирляндой ползёт по земле,

Он свечи расставил в лесной мураве,

И пламени нет, и они не горят,

Целебною пылью в бору лишь пылят                   (Плаун булавовидный)

Живою дугою к земле наклонилась,

Как будто ей хочет сказать:

«Трава я лесная, причём не простая,

На корне моём есть печать»                               (Купена лекарственная)

Шум в лесу повсюду слышится,

И плывёт среди кустов,

Ветерком едва колышется

Море красных «огоньков».

Сорвёшь этот огонёк

И положишь в кузовок                                         (Земляника лесная)

На обратном пути (или это будет четвёртая остановка) можно продолжить знакомить учащихся с породами деревьев, кустарников и кустарничков, задавая им загадки. Лучше было бы, чтобы дети сами задавали друг другу загадки о растениях, которые они знают с детства.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает                        (Дерево)

В золотой клубочек спрятался дубочек                 (Желудь)

Стоят в поле сестрицы,

 Платья – белены,

Шапочки – зелены                                                     (Берёзы)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год                                             (Ель)

Круглый, зрелый, загорелый,

Попался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз-

И треснул бок                                                            (Орех)

Это материал можно использовать не только при проведении экскурсии. Он может служить одним из компонентов в проектно-исследовательской деятельности по различным направлениям.

Солонтай Людмила Георгиевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).

Это воспитательное мероприятие  носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...

Программа поэтического кружка «Серебряное Пёрышко» для учащихся 5-9 классов

Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. Кружок "Серебряное пёрышко" даёт возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа п...

Презентация "Поэтический альбом "Зеркало осени" для учащихся 5-11 классов

Поэтический альбом "Зекало осени" - это подборка стихотворений, иллюстраций и рисунков учащихся, которая поможет провести различные поэтические вечера, уроки литературы и внеклассные мероприятия...

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Квест-экскурсия для учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова»

Квест-экскурсия предназначена для   учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова». Это экскурсия которая содержит информативные вопросы, одновременно несущие обучающую информацию и по...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...