Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме

Полежаева Ирина Александровна

Программа по биологии для учащихся 10-го класса , обучающихся по линии И.Н.Пономарёвой -общеобразовательный уровень. Программа содержит: пояснительную записку,  учебно-тематическое планирование,  краткое содержание тем курса, календарно-тематическое плантрование, список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/__Полежаева И.А._________/

ФИО

Протокол № 5____ от

«__08_»__06_________2011__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №       »

____________/___Чирва Т.А.__________/

ФИО

«___»____________200___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ №    »

____________/____Мальцева Л.Д__________/

ФИО

Приказ № _141____ от

«_09__»__06_________2011__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Полежаевой Ирины Александровны

 учителя высшей квалификационной категории

по биологии, 10 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _8___от «_09__»__06_____2011__ г.

2011 - 2012 учебный год


Пояснительная записка

Программа разработана в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта 2004 года, с обязательным минимумом содержания биологического образования среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа по биологии 10-11 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры. Программа предусматривает и отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся. Программа также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Все эти идеи отражает программа курса "Биология" 10-11 классов.

Принятие нового стандарта общего образования в марте 2004 г. обозначило введение профильного обучения на старшей ступени средней школы. В связи с этим, произошла диверсификация всех предметных дисциплин. То есть произошло изменение функционального статуса учебных дисциплин в общем образовании. Появились профильные, базовые (непрофильные) и элективные учебные дисциплины. Каждая из которых обладает своими образовательными функциями в обучении. Если профильная дисциплина ориентирована на специализацию и углубление знаний школьников по биологии, то базовая (непрофильная ) дисциплина направлена на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования школьников. В связи с этим, данная программа ставит задачу – обеспечить общекультурный менталитет и общую биологическую компетентность выпускника современной средней школы.

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Просвещение, 1993 – 1998; М., Изд. центр "Вентана-Граф", 2005 – 2006гг.), где уровень основного биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого уровня обучения и построенного на интегративной основе, что требует образовательный минимум старшей школы.

Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Биология" предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении. То в курсе биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии.

Учебно-тематическое планирование

   по биологии

     

Классы 10а,10б ( соц-мат).

Учитель Полежаева И.А

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ч.;

Административных контрольных уроков   час.

Планирование составлено на основе Программы по биологии для 10-11 классов

(Базовый уровень) Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.

/ Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой/М., "Вентана- Граф", 2007

Учебник      Общая биология, 10 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, М: «Вентана-Граф», 2002

                                       

Учебно-тематическое планирование ( 34 часа, 1 час в неделю).

№ темы

№ урока в

теме

Тема

Количество часов

1



1


2

3


4


5


6

Введение в курс общебиологических явлений

Что изучает общая биология и как построен курс

Основные свойства жизни

Уровни организации живой материи

Методы познания живой природы

Почему нужны знания биологии

Живой мир в культуре

6


1

1


1


1


1


1

2



7


8



9

10


11


12

13


14

Биосферный уровень организации жизни

Учение В. И. Вернадского о биосфере

Гипотезы происхождения жизни

Биологическая эволюция и происхождение биосферы

Биосфера как глобальная экосистема

Человек как житель биосферы

Роль взаимодействий человека и природы в развитии биосферы

Экологические факторы их значение в жизни организмов

Обобщение по темам I,II

8


1


1


1




1


1


1

1


1

3



15


16


17


18


19


20


21


22



23

Биогеоценотический уровень организации жизни

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Понятие о биогеоценозе и экосистеме

Строение и свойства биогеоценоза

Типы связей и зависимостей в экосистеме

Механизмы устойчивости экосистем

Зарождение и смена экосистем

Сохранение разнообразия экосистем

Экологические законы природопользования

Л/р 1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах;

2. Составление цепей питания,схем передачи веществ и энергии;

3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окр. среде

9


1


1


1


1


1


1


1


1


1



4



24


25


26


27



28


29


30


31


32






33


34

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Вид, его характеристика и структура

Популяция как форма существования вида

Популяция как основная единица эволюции

Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле

Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция

Особенности популяционно-видового уровня жизни

Развитие эволюционных идей в биологии от К.Линнея до Ч.Дарвина

Основные закономерности эволюции

Л/р 1. Описание особей вида по морфологическому критерию

2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания

3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Охрана редких и исчезающих видов

Заключение по курсу общей биологии 10 класса

11



1


1



1




1



1



1



1


1


1


1

Итого

34 часа

Краткое содержание тем курса.

 Введение в курс общебиологических явлений:

содержание и построение курса общей биологии, основные свойства живой материи, понятие  «биосистема» и уровни организации жизни, значение биологических знаний.

Биосферный уровень организации жизни: характеристика биосферы как биосистемы, этапы становления и развития биосферы в истории Земли, роль живого вещества в существовании биосферы, условия устойчивости и неустойчивости глобальной экосистемы « Биосфера».

Биогеоценотический уровень организации жизни: основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи, основные механизмы устойчивости биогеоценоза, причины смены биогеоценозов, роль биогеоценозов в эволюции живых организмов.

Популяционно-видовой уровень организации жизни: свойства и значение  популяционно-видового уровня организации  живой материи, вид и популяция как биосистема, особенность и этапы происхождения уникального вида на Земле – Человек разумный,  современная стратегия сохранения биологических видов на Земле.

Требования к уровню подготовки выпускников

средней (полной) школы.

В результате обучения учащиеся должны:

- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; роль хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему, агроэкосистему их структурные компоненты их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10% в экосистеме; саморегуляция; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы); регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений; организм как биосистему; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость ее виды (мутационная, комбинативная и модификационная) и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазма, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем

- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;

- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

- применять знания по биологии для формирования картины мира; для доказательства единства органического мира; для оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; в деле гуманного, этического поведения в природе; для охраны природы и редких, исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

- владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературы дополнительного чтения по биологии.

Список литературы:

Основная литература.

  1. Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2002.
  2. Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2002.
  3. Общая биология: 10-11 кл. / Под. ред. Ю.И. Полянского. М., 2000.
  4. Общая биология: 10-11 кл. / Под. ред. В.Б. Захарова. -М., 2000.

Дополнительная литература.

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактический материал: 10-11 кл., М., 1997.
  2. Биологический энциклопедический словарь. М.,1989.
  3. Биология охраны природы. / Под. ред. А.В. Яблокова. М.,1983.
  4. Воронцов Н.Н, Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: 10-11 кл. М., 1996.
  5. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М,-Кострома, 1996.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
  7. Ладыгина. Г.А. Биология: 6-11 кл. М., 1999.
  8. Лемез Н.А., Камлюк Л.В. , Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.
  9. Мамзин. А.С. Биология в системе культуры. СПб., 1998.
  10. Общая биология: 10-11 кл./ Под. ред. В.К. Шумского, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. М., 2001.
  11. Основы общей биологии: 9 кл. /Под. ред. И.Н. Пономаревой. М., 2000.
  12. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология. Сборник задач и заданий с ответами: 9-11 классы. М., 1999.
  13. Пономарева И.Н. Экология. Библиотека учителя. М., 2001.
  14. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М., 2002.
  15. Петров К.М. Экология человека и культура. СПб., 1999.
  16. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения.М.,2000.
  17. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М., 2000.

Календарно-тематическое планирование по биологии , 10 класс  (34 часа, 1 час в неделю)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

1.

1

Введение в курс общебиологических явлений

Что изучает общая биология и как построен курс

6



1




Беседа, планирование проекта




Таблица




§1

2

Основные свойства жизни

1

Рассказ

Таблица

§2

3

Уровни организации живой материи

1

Рассказ

Таблица

§4

4

Методы познания живой природы

1

Беседа

Таблица

§6

5

Почему нужны знания биологии

1

Семинар

Таблица

§5,8

6

Живой мир в культуре

1

Семинар, защита проекта

Таблица, картины, фотогр

§9

2.

7

Биосферный уровень организации жизни

Учение В. И. Вернадского о биосфере

8


1



Рассказ, план проекта

Портрет Вернадского , УМК « Кирилла и Мефодия».



§10

8

Гипотезы происхождения жизни

1

Семинар

Табл, в\ф, презентация

§12

9

Биологическая эволюция и происхождение биосферы

1

Семинар

Табл, УМК « Кирилла и Мефодия».

§14

10

Биосфера как глобальная экосистема

1

Беседа

Таблица

§16

11

Человек как житель биосферы

1

Семинар

Таблица

§18

12

Роль взаимодействий человека и природы в развитии биосферы

1

Семинар

Рис, фото

§20

13

Экологические факторы их значение в жизни организмов

1

Семинар

Таблица

Конспект

14

Обобщение по темам I,II

Итоговый контроль, защита проекта

§1-20

3.

15

Биогеоценотический уровень организации жизни

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

9



1





 Беседа, план проекта

УМК « Кирилла и Мефодия».




§22

16

Понятие о биогеоценозе и экосистеме

1

Беседа

Таблица

§23

17

Строение и свойства биогеоценоза

1

Беседа

Таблица

§24

18

Типы связей и зависимостей в экосистеме

1

Беседа

Таблица, УМК « Кирилла и Мефодия».

§25

19

Механизмы устойчивости экосистем

1

Беседа

Таблица, УМК « Кирилла и Мефодия».

§27

20

Зарождение и смена экосистем

1

Беседа

Таблица

§28

21

Сохранение разнообразия экосистем

1

Беседа

Таблица

§32

22

Экологические законы природопользования

1

Беседа

Таблица

§34

23

Л/р 1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах;

2. Составление цепей питания,схем передачи веществ и энергии;

3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окр. среде

1

Практикум

Оборудование для лаб. работы

Отчет

4.

24

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Вид, его характеристика и структура

11



1

Лекция

Презентация учителя




§36

25

Популяция как форма существования вида

1

Беседа

компьютерный учебник Пименова

§37

26

Популяция как основная единица эволюции

1

Беседа

презентация учителя

§39

27

Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле

1

Беседа, компьютерный учебник Пименова

компьютерный учебник Пименова

§40

28

Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция

1

Беседа

Таблица, презентация учителя,

§43

29

Особенности популяционно-видового уровня жизни

1

Беседа

Таблица

§44

30

Развитие эволюционных идей в биологии от К.Линнея до Ч.Дарвина

1

Беседа

Таблица

Конспект

31

Основные закономерности эволюции

1

Беседа

Таблица

§45

32

Л/р 1. Описание особей вида по морфологическому критерию

2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания

3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

1

Отчет

33

Охрана редких и исчезающих видов

1

Семинар, защита проекта

Презентация учителя

§54

34

Заключение по курсу общей биологии 10 класса

1

Семинар, защита проекта

Презентация учителя

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...