Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Полежаева Ирина Александровна

Программа по биологии для учащихся 8-го класса, обучающихся по линии И.Н.Пономарёвой. Программа содержит: пояснительную записку,  учебно-тематическое планирование,  краткое содержание тем курса, календарно-тематическое плантрование, список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_po_biologii_2012-2013.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                     _________/_Полежаева И.А./

ФИО

Протокол № ____ от

«___»_____06______2012___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    3   »

____________/Чирва Т.А./

ФИО

«___»____06________2012___г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 3   »

____________/Мальцева Л.Д./

ФИО

Приказ № _152____ от

«__22_»____06_______2012___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Полежаевой Ирины Александровны,

 учителя биологии высшей категории

по биологии, 8 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _7___от «_22__»_06______2012__ г.

2012 - 2013  учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.ГДрагомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Учебно-тематический план

Классы 8 «А», 8 «б»

Учитель Полежаева И.А..

Количество часов

Всего  68  часов; в неделю 2  часа

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» под редакцией Пономаревой И.Н. для 8 класса «Человек» авторов А.Г Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

№п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

5

3

Опорно-двигательная система

8

4

Кровь и кровообращение

10

5

Дыхание

6

6

Пищеварение

6

7

Обмен веществ и энергии

3

8

Выделение

2

9

Кожа и терморегуляция

3

10

Нервная система

4

11

Органы чувств и анализаторы

6

12

Гормональная регуляция и вегетативная нервная система

3

13

Индивидуальное развитие

5

14

Поведение и психика

6

ВСЕГО

68

Краткое содержание тем курса

Введение.

Общий обзор организма человека (5ч)

Общий обзор строения организма человека.

Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

Ткани, органы и их регуляция.

Системы органов. Организм.

Опорно-двигательная система (8ч)

Значение ОДС. Скелет человека. Соединение костей.

Строение и состав костей.

Скелет головы и туловища.

Скелет конечностей.

ПМП при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Мышцы. Работа мышц.

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие ОДС.

Кровь и кровообращение (10ч)

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

Иммунитет.

Тканевая совместимость и переливание крови.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Движение лимфы.

Движение крови по сосудам.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

ПМП при кровотечениях.

Дыхание (6ч)

Органы дыхания.

Строение в легких. Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения.

Регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания.

ПМП при поражении органов дыхания.

Пищеварение (6ч)

Значение и состав пищи.

Органы пищеварения.

Пищеварение в рот.  полости и в желудке.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание пит. Вещ.

Регуляция пищеварения.

Заболевания органов пищеварения.

Обмен веществ и энергии ( 3 ч)

Обменные процессы в организме.

Нормы питания.

Витамины.

Выделение (2ч)

Строение и значение почек.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Кожа и терморегуляция (3ч)

Значение, строение кожи.

Нарушение кожных покровов. Повреждения кожи.

Роль кожи в теплорегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах.

Нервная система (4ч)

Значение и строение нервной системы.

Центральная Н.С. Спинной мозг.

Ц.Н.С. Головной мозг.

Органы чувств и анализаторы (6ч)

Значение органов чувств.

Орган зрения.

Заболевания и повреждения глаз.

Орган слуха и равновесия.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Гормональная регуляция и вегетативная нервная система (3ч)

Железы внутренней секреции, их связь с нервной системой.

Вегетативная нервная система.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Индивидуальное развитие (5ч)

Половая система человека.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Наследственные и врожденные заболевания.

Венерические болезни. СПИД.

Вредное влияние курения и употребления алкоголя на различные органы.

Поведение и психика (6ч)

Врожденные и приобретенные формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Воля и эмоции. Внимание.

Изменение работоспособности. Режим дня.

Личность и ее особенности. Кем быть?

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь давать определения, сравнивать, определять, характеризовать, применять теоретические знания на практике,  называть: методы изучения организма человека, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности в ней, микроскопическое строение, разновидности и значение тканей, органы и системы органов, особенности строения скелета человека и мышц, приемы первой медицинской помощи, составляющие внутренней среды организма, состав  их значение крови, плазмы, иммунитет и его виды, меры профилактики СПИДа и др.заболеваний, строение и функционирование кровеносной системы, лимфатической системы, дыхательной системы пищеварительной системы, сущность процесса питания и пищеварения, пластический и энергетический обмен, особенности строения мочевыделительной системы и других способов выделения продуктов обмена веществ, строение и функции кожи, эндокринная система, железы внешней и внутренней секреции, гормоны, их роль, особенности строения и принцип деятельности нервной системы, головной и спинной мозг, органы чувств и анализаторы, безусловные и условные рефлексы, особенности женской и мужской половой систем, индивидуальное развитие организма человека.

Перечень учебно-методического обеспечения

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2006;

 Методические  пособия для учителя:

1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.;

Дополнительная  литература  для учителя:

1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 760с.: ил.;

2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с.: ил.;

3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с.: ил.;

4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». -М.:Дрофа, 2006. -144с.

5). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;

для учащихся:

1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;

2). Тарасов 6.6. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.

Мультимедийная  поддержка курса «Биология. Человек»:

  1. Биология 6-11 класс (автор Пономарева И.Н.)
  2. Интернет-ресурсы
  3. Уроки Кирилла и Мефодия. Биология ( учебное электронное издание)
  4. Компьютерный учебник (автор Пименов А.В.)

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 кл.

Наименование разделов и тем

Дата

Корректировка

Наглядные пособия и технические средства

Вид занятия

Задания для учащихся

1

Введение.

5.09

Стр.3-6.

Общий обзор организма человека (5ч)

2

Общий обзор строения организма человека.

7.09

Табл, УМК « Биология. Пономарева»

Рассказ, беседа.

Стр. 7-8, зад стр 197-198

3

Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

12.09

Табл, УМК « Биология. Пономарева»

Рассказ, беседа, работа с учебником.

П.1, табл.

4

Ткани, органы и их регуляция.

14.09

Табл. УМК «Биология. Пономарева»

Рассказ, беседа.

П.2

5

Системы органов. Организм.

19.09.

Табл. УМК «Биология. Пономарева»

Рассказ, беседа, компьютерное тестирование

П.3, повтор темы.

6

Обобщение по теме.

21.09

Повтор темы

Опорно-двигательная система (8ч)

7

Значение ОДС. Скелет человека. Соединение костей.

26.09

Табл, скелет человека УМК «Биология. Пономарева»

Рассказ, беседа. компьютерное тестирование

П.4

8

Строение и состав костей. Л/р №1 «Состав костей»

28.09

Табл, скелет человека, натур. Объекты, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, практикум стр 46

П.5

9

Скелет головы и туловища.

3.10

Табл, скелет человека, череп., УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа. компьютерное тестирование

П.6, зад стр 208.

10

Скелет конечностей.

5.10

Табл, скелет человека, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа. компьютерное тестирование

П.7

11

ПМП при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

10.10

Табл, скелет человека, мед. инструменты.

Рассказ, беседа, практикум

П.8

12

Мышцы. Работа мышц.

12.10

Табл, скелет человека, торс человека., УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы.

П.9-10, зад стр 200.

13

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие ОДС.

17.10

Табл, скелет человека, торс., УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, практикум

П.11, п/з стр.    42, зад стр 198-199.

14

Обобщение по теме.

19.10

Табл, скелет человека, торс.

Тестовый контроль по теме

Повтор темы

Кровь и кровообращение (10ч)

15

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.Л/р №2 «Микроскопич. строение крови».

24.10

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, практикум.

П.13, сообщ.

16

Иммунитет.

26.10

Табл, портреты ученых, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, сообщ. Уч-ся компьютерное тестирование

П.14

17

Тканевая совместимость и переливание крови.

7.11

Табл, В/ф

Рассказ, беседа, практикум.

П.15

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

9.11

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа. компьютерное тестирование

П.16

19

Движение лимфы.

14.11

Табл, В/ф

Рассказ, беседа.

П.17

20

Движение крови по сосудам.

16.11

Табл, секундомер, манометр, В/ф

Рассказ, беседа, практикум.

П.18, зад стр 201.

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

21.11

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция. компьютерное тестирование

П.19, сообщ.

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

23.11

Табл, секундомер, В/ф

Рассказ, беседа, практикум, сообщ. Уч-ся.

П.20

23

ПМП при кровотечениях.

28.11

Табл, мед. Инструменты, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, практикум. компьютерное тестирование

П.21, повтор темы.

24

Обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение».

30.11

Оборуд. По теме.

Итоговый контроль.

П.13-21

Дыхание (6ч)

25

Органы дыхания.Л/р №3 «Состав вдых. и выдых. воздуха»

5.12

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф, практикум.

П.22

26

Строение в легких. Газообмен в легких и тканях.

7.12

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф. компьютерное тестирование

П.23

27

Дыхательные движения.

12.12

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф.

П.24

28

Регуляция дыхания.

14.12

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы, работа с в/ф.

П.25, сообщ.

29

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания.

19.12

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф, сообщения уч-ся.

П.26, зад стр 209.

30

ПМП при поражении органов дыхания.

21.12

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф, практикум.

П.27

Пищеварение (6ч)

31

Значение и состав пищи.

26.12

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф. компьютерное тестирование

П.28

32

Органы пищеварения.

28.12

Табл, В/ф

Беседа, рассказ, работа с в/ф.

П.29-30

33

Пищеварение в рот.  полости и в желудке. Л/р №4 «Действие ферментов слюны на крахмал».

16.01

Табл, лабор. Оборудование,. УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, практикум, л/р №5 «Действие ферментов желудочного сока на белки».

П.31, зад стр 202.

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание пит. Вещ.

18.01

Табл, В/ф

Беседа, рассказ, работа с в/ф.

П.32

35

Регуляция пищеварения.

23.01

Табл, В/ф. УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.33, сообщ.

36

Заболевания органов пищеварения.

25.01

Табл, В/ф

Беседа, рассказ, работа с в/ф, сообщения уч-ся.

П.34

Обмен веществ и энергии ( 3 ч)

37

Обменные процессы в организме.

30.01

Табл, В/ф

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.35

38

Нормы питания.

1.02

Табл, В/ф

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.36, ?6-письм., подг. К семинарую.

39

Витамины.

6.02

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

семинар .компьютерное тестирование

П37.

Выделение (2ч)

40

Строение и значение почек.

8.02

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.38

41

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

13.02

Табл, УМК « Кирилла и Мефодия»В/ф

Рассказ, беседа, работа с в/ф.

П.39, ?1-11- устно, подробно.

Кожа и терморегуляция (3ч)

42

Значение, строение кожи.

15.02

Табл, В/ф, лупа., УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, работа с в/ф, практикум.

П.40, зад стр 203.

43

Нарушение кожных покровов. Повреждения кожи.

20.02

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф, практикум, компьютерное тестирование

П.41, ?

44

Роль кожи в теплорегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах.

22.02

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф, практикум.

П.42, ?, зад стр 204.

Нервная система (4ч)

45

Значение и строение нервной системы.

27.02

Табл, В/ф, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа. компьютерное тестирование

П.43

46

Центральная Н.С. Спинной мозг.

29.02

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.44, стр. 132-133

47

Ц.Н.С. Головной мозг.

5.03

Табл, В/ф, модель головного мозга. УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.44, стр.134-136

48

Обобщение по теме ЦНС

7.03

Повторение темы

Органы чувств и анализаторы (6ч)

49

Значение органов чувств.

12.03

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.45

50

Орган зрения.

14.03

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, работа с в/ф., компьютерное тестирование

П.46

51

Заболевания и повреждения глаз.

19.03

Табл, УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, работа с учебником.

П.47

52

Орган слуха и равновесия.

21.03

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, работа с в/ф, компьютерное тестирование

П.48.

53

Органы осязания, обоняния, вкуса.

4.04

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Рассказ, беседа, работа с в/ф, практикум.

П.49.

54

Обобщение по теме «ЦНС. Анализаторы».

9.04

Оборудование по теме.

Итоговый контроль.

П.43-49.

Гормональная регуляция и вегетативная нервная система (3ч)

55

Железы внутренней секреции, их связь с нервной системой.

11.04

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.50, стр 149-150

56

Вегетативная нервная система.

16.04

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.50, стр 150-152, сообщ.

57

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

18.04

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Беседа, рассказ, работа с в/ф, сообщения уч-ся., компьютерное тестирование

П.51.

Индивидуальное развитие (5ч)

58

Половая система человека.

23.04

Табл, в/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Самост. Работа с учебником.

П.52

59

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

25.04

Табл, В/ф УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.53, сообщ.

60

Наследственные и врожденные заболевания.

30.04

Табл, В/ф

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.54, стр164, конспект.

61

Венерические болезни. СПИД.

2.05

Табл, В/ф

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П.54, стр 165166, конспект.

62

Вредное влияние курения и употребления алкоголя на различные органы.

2.05

Табл, В/ф

Лекция с элементами беседы., работа с в/ф.

П. 55.

Поведение и психика (6ч)

63

Врожденные и приобретенные формы поведения.

14.05

Табл, портреты ученых, В/ф

Рассказ, беседа, работа с в/ф.

П.56

64

Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы.

16.05

Табл, рис, фотогр.

Лекция с элементами беседы.

П.57-58 зад стр 204-207.

65

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

21.05

Табл, рис, фотогр. УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы

П59, зад стр 212.

66

Воля и эмоции. Внимание.

23.05

Табл, рис, фотогр. УМК « Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы

П60, зад стр210-211.

67

Изменение работоспособности. Режим дня.

28.05

Табл, рис, фотогр.

Рассказ, беседа.

П.61

68

Личность и ее особенности. Кем быть?

30.05

Табл, рис, фотогр.

Рассказ, беседа.

П.62-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...