Обобщающий урок по теме "Класс Насекомые"
статья по биологии (7 класс) по теме

Урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_nasekomye.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра по теме: «Класс насекомые».

Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

Оборудование: Таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов», задания для конкурсов, листы бумаги, маркеры и фломастеры.

Предварительная работа: класс делится на 5 команд, учащиеся готовят сообщения о насекомых, вопросы для команд-соперниц.

                                         Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим игру « Эти удивительные насекомые». В ходе игры мы увидим, какая команда лучше подготовилась. Игра будет состоять из нескольких конкурсов, в которых вы будете выполнять различные задания. В зависимости от полноты и успешности выполнения заданий каждая команда будет зарабатывать баллы. По сумме баллов в конце игры мы увидим, какая команда показала лучшие знания, смекалку, умение слушать, работать в группе. Обращаю ваше внимание на необходимость внимательно слушать друг друга – вы узнаете много нового, эти сведения помогут вам выполнять конкурсные задания, зарабатывая дополнительные баллы. Прежде чем давать ответ, вы можете обсудить его в своей группе.

  Удачи вам!

 

Сводная таблица для фиксирования результатов работы групп.

Конкурс №1

(10 бал.)

Конкурс №2

(6 бал.)

Конкурс №3

(10 бал.)

Конкурс №4

(5 бал.)

Конкурс №5

 (5 бал.)

Конкурс №6

1-я команда «Жуки»

2-я команда «Двукрылые»

3-я команда «Прямокрылые»

4-я команда «Чешуекрылые»

5-я команда «Перепончатокрылые»

Конкурс №1  «Разминка».

Команды по очереди отгадывают загадки. Если ответ неправильный, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. (Шмель).

2. Не зверь, не птица, а нос, как спица.

    Летит – кричит, сядет – молчит.

    Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар.)

3. Черненький хоботок воткнулся в потолок. (Муха.)

4. Висит яичко – приткнуто к тесничке;

    Кто его пошевелит, тот и убежит. (Осиное гнездо.)

5. Черен – не ворон, карий – не мерин,

    Шесть ног без копыт, с рогами – не бык. (Жук.)

6. Мала, а проворна, где бывает, там повелевает,

    В шатёр взойдёт, богатыря перевернёт. (Блоха.)

7. Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела.)

8. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.)

9. Рыж, да не конь, рогат, да не бык,

    Дома не любят и на базаре не купят. (Таракан.)

10. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

Конкурс №2.  « Наша дружная семья – Насекомые».

(Максимальная оценка – 6 баллов.)

 Представление команд – рассказ о отрядах насекомых по плану:

- название отряда;

- среда обитания;

- особенности строения и жизнедеятельноси;

- представители (с демонстрацией рисунков);

- роль в природе и значение в жизни человека.

Конкурс №3.  «Верю – не верю».

(Максимальная оценка – 10 баллов.)

Учитель. В этом конкурсе вы должны показать свои знания об общих признаках насекомых. Я читаю предложения, а вы должны посоветоваться в команде т решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению. Ответ записывайте на бланке для ответов, используя значки: кружочек – верю, треугольник – не верю. Исправлять значки нельзя. Каждое предложение я читаю два раза.

1. Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. (Да.)

2. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов. (Да.)

3. У насекомых 4 пары ног. ( Нет.)

4. Тело насекомых чётко разделено на голову, грудь, брюшко. (Да.)

5. Среди насекомых нет паразитических форм. (Нет.)

6. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды. (Да.)

7. Физическая сила насекомых соответствует их размеру. (Нет.)

8. Общественные насекомые, например муравьи, могут разводить тлей, цикад, гусениц для своих нужд. (Да.)

9. Среди насекомых есть одомашненные виды. (Да.)

10 Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата. (Да.)

Конкурс №4.  «Головоломка. Роль насекомых в природе».

(Максимальная оценка – 5 баллов.)

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.

в

н

д

и

п

з

е

м

о

т

ы

о

т

х

в

е

ы

к

с

х

р

а

я

е

ш

е -

е

е

с

и

н

п

н

й

в

с

щ

о

р

и

е

о

е

а

а

б

о

п

я

ц

в

н

ж

н

Конкурс №5. «Жили – были…»

(Максимальная оценка – 5 баллов.)

Каждая команда задает команде- сопернице свой вопрос. (По цепочке.)  Необходимо определить, о каком насекомом идёт речь.

Конкурс №6.  «Стена почёта».

Учитель. Как мы сегодня слышали, насекомые приносят огромную пользу людям. Давайте соорудим в их честь «Стену почёта и благодарности»! Для этого каждая команда с помощью фломастеров и листов бумаги изготовит Почетные грамоты насекомым. Обычно в таких грамотах указывают профессию и заслуги героев. Подумайте, какой текст можно было бы написать о Насекомых.

  Один лист – это одна «грамота», на ней можно указать одну «профессию», одну пользу насекомых. (Например. «Медоносной пчеле от излеченных больных»,  «Божьей коровке за уничтоженных вредителей растений от садоводов и огородников» и т.д.) Количество баллов за этот конкурс определяется по количеству изготовленных «грамот». Дополнительно можно заработать баллы за оригинальность исполнения.

 Время выполнения задания – 5 минут.

Если останется время, можно провести дополнительный конкурс   «Зоошутка», в котором необходимо определить, из частей каких насекомых составлено фантастическое животное.

Подведение итогов урока.

Подсчитывается общее количество баллов, определяется команда-победитель. За активную работу ребята поощряются оценками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс насекомые"

В тексте даны различные задания (Тест, биологические задачи, вопросы) для индивидуальной и групповой работы....

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Обобщающий урок-игра по теме: «Удивительные насекомые».

Обобщение по теме: "Насекомые" 7 класс...

Викторина "Вопросы о насекомых" для учащихся 7 класса (обобщающий контроль по теме "Насекомые")

Викторина рекомедована для учащихся 6-7 классов по теме  "Класс насекомые",которую можно провести во время обобщающего урока по данной теме или в рамках недели биологии. Викторина состо...

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....