Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с данной темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и происходит развитие кругозора учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ilnur.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»
Цели: - Проверить знания учащихся по данной теме. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, навыки работы в группе. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок и ушибах. - Развивать умение, сравнивать, оценивать. - Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов.
Тип урока: обобщающий, урок-конкурс
Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: 1.Макет «Скелет человека» 2. Карточки с заданиями: а) Логические цыпочки; б) Юные художники; в) «Медицинский консилиум» г) «Скорая помощь»; д) Домашнее задание 3.Платок.
Ход урока.
- Сегодня у нас урок по теме «Опора и движение». Этот урок мы проведём в виде конкурса. Работаем соревнуясь. ваши ответы оценивает жюри. Желаю всем удачи.Я разделила Вас на две команды. Вы должны были придумать оригинальное название своей команде исходя из темы урока и девиз. - Пожалуйста, представьте свои команды. (Учащиеся говорят название своей команды и девиз). - Ну, вот команды представлены. Начинаем работу, итак первый конкурс «Разминка».
Конкурс №1 «Разминка»
1-я команда. 1. Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет туловища, скелет туловища, пояса, конечностей). 2. Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик). 3. Каково число крестцовых позвонков (4-5). 4. Каково число грудных позвонков (12) 5. Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки). 6. Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой). 7. Назовите три трубчатые кости. 8. Каково количество свободных рёбер? (4). 9. Назовите органическое вещество кости. (Оссеин). 10. Какая кость у человека самая большая? (Бедренная). | 2-я команда. 1. Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские). 2. Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12пар рёбер, 12грудных позвонков). 3. Сколько рёбер у человека? (12пар). 4. Каково число шейных позвонков? (7). 5. Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости, сост. Из подвздошных , седалищных и лобковых). 6. Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная клетка). 7. Назовите 3 губчатые кости. 8. Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар). 9. Назовите структурную единицу кости. (Остеон). 10. Какие кости человека самые маленькие? (слуховые). |
Конкурс №2 «Логические цыпочки» (карточки-задания).
Задание: указать лишнее в перечнях костей (объяснить).
1-я команда. 1. Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев. 2. Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая. | 2-я команда. 1. Тазовые, лопатка, рёбра, плечевая. 2. Затылочная, теменные, лапотка, рёбра. |
Конкурс №3 Юные художники (карточки-задания).
Задание: нарисовать на доске и подписать 1-я команда - …части сустава. 2-я команда - …части трубчатой кости.
Конкурс №4 Конкурс капитанов.
Команды должны ответить на вопросы.
1-я команда. 1. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет.) 2. Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.) 3. Почему первый шейный позвонок получил название атлант? 4. В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную). 5. Названия, каких частей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка). | 2-я команда. 1. Назовите, какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз). 2. Какой частью скелета можно «копать». (Лопатка) 3. Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а какой эту часть взял? (Атлант-ипистрофей). 4. Почему части кисти имеют название запястье, пястье? (В основе этих названий лежит слово «пять» - пять пальцев). 5. Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная кость, молоточек, наковальня и стремечко). |
Конкурс №5 Определить кость.
Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Побудьте и Вы несколько минут Везалием.
Задание: с завязанными глазами на ощупь определить кость: позвонки, ключицу, лопатку, нижнюю челюсть и т.д.
Конкурс №6 «Медицинский консилиум» (карточки-задания).
Вписать пропущенные в тексте слова: 1-смещение; 2-сместиться; 3-впадины; 4-повреждение (нарушение целостности); 5-чрезмерного; 6-поверхности; 7-открытые; 8-закрытые; 9-открытом; 10-кости; 11-мышцы; 12-кожи.
При повреждении и растяжении связок в суставе происходит … (1) костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … (2) или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4) кости. Происходит такая патология в случае …(5) действия нагрузки и изменения распределения на … (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При … (9) переломе происходит повреждение не только … (10), но и … (11) и … (12).
Конкурс№7 «Скорая помощь» (карточки-задания).
Задание: оказать первую доврачебную помощь при травмах.
1-я команда. 1.В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава? а) доставить пострадавшего к врачу; б) обездвижить конечность; в) наложить холод на повреждённое место; г) плотно забинтовать повреждённый сустав. Ответ: б,в,г,а. 2. Вывих локтевого сустава. Расскажите и покажите, как оказать первую помощь. | 2-я команда. 1.Ваши действия при переломе локтевой кости: а) наложить шину; б) отправить пострадавшего к врачу; в) обернуть конечность мягким материалом; г) прибинтовать шину к конечности. Ответ: в,а,г,б. 2. Перелом локтевой кости. Расскажите и покажите, как сделать шинирование. |
Конкурс №8 Домашнее задание (карточки-задания).
Команды отвечают на полученные заранее вопросы.
1-я команда. 1. Если бы все кости скелета соединялись друг с другом неподвижно, человек был бы похож на каменное изваяние. Почти все кости черепа соединены неподвижно, а кости, образующие грудную клетку, имеют подвижные сочленения. С чем это связано? 2. Рост человека – величина непостоянная. Он увеличивается до 25лет, затем примерно до 50 лет остаётся неизменным, после чего уменьшается на 2-3см. Дайте объяснение этому процессу? (Высыхание хрящей в суставах и позвоночнике). 3. Двое учащихся спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? | 2-я команда. 1. Позвоночный столб человека является «столбом» только в первые месяцы жизни ребёнка, в дальнейшем он приобретает форму латинской буквы S. Такие могли бы быть последствия, если бы позвоночник оставался «столбом» на всю жизнь и не приобрёл функциональные изгибы? 2. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500кг, хотя её масса только 0,2кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою лёгкость, столь прочна? 3. В теле взрослого человека имеется 206 костей, а в теле ребёнка-270. Возможно ли это? Дайте обоснованный ответ. (С годами некоторые косточки срастаются в одну). |
Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.
Выставляются оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс по теме: "Задачи на движение"
Автор учебника Дорофеев В.Г. Урок закрепления изученного материала. Урок практикум в форме бизнес-игры....
Методическая разработка раздела программы по теме«Опора и движение»(8 класс)
Данная презентация составлена на основе программы ОУ: Программа основного общего образованияпо биологии 6-9 класс Авторы: Н.И. Сонин...
Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"
Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...
Урок в 5 классе по теме: «Задачи на движение»
Урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе и в 5 классе по теме "Задачи на движение"...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Задачи на движение по реке"
Коспект расчитан на урок продолжительностью 40 минут. Есть индивидуальная работа, групповая, фронтальная....
Конспект урока в 5 классе по теме: "Задачи на движение по воде"
Здесь представлен конспект урока на решение простейших задач на движение по воде для учащихся 5 классов по учеюнику С.М. Никольского "математика 6 класс"...
Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс».
Тема «Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс».Тип урока:урок усвоения новых знаний.Цель расширение представления учащихся о механических колебаниях по...
Комментарии
Обобщение изученного
Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с данной темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и происходит развитие кругозора учащихся.