Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Мухаметзянова Рузалия Равильевна

 

      Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с данной темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и происходит развитие кругозора  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ilnur.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»

Цели:                                                                                                                                                               - Проверить знания учащихся по данной теме. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, навыки работы в группе. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок и ушибах.                                                                                                                                                       - Развивать умение, сравнивать, оценивать.                                                                                                      - Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов.                            

Тип урока: обобщающий, урок-конкурс                                                                                              

Форма работы: групповая, индивидуальная                                                                   

Оборудование:                                                                                                                                               1.Макет «Скелет человека»                                                                                                                             2. Карточки с заданиями:                                                                                                                                а) Логические цыпочки;                                                                                                                                  б) Юные художники;                                                                                                                                 в)  «Медицинский консилиум»                                                                                                                                       г)   «Скорая помощь»;                                                                                                                                   д)  Домашнее задание                                                                                                                                                                                                                                         3.Платок.                                                                                                                                                

Ход урока.

- Сегодня у нас урок по теме «Опора и движение». Этот урок мы проведём в виде конкурса. Работаем соревнуясь. ваши ответы оценивает жюри. Желаю всем удачи.Я разделила Вас на две команды. Вы должны были придумать оригинальное название своей команде исходя из темы урока и девиз.                                                                                                                             - Пожалуйста, представьте свои команды. (Учащиеся говорят название своей команды и девиз).                    - Ну, вот команды представлены. Начинаем работу, итак первый конкурс «Разминка».                

Конкурс №1 «Разминка»

                    1-я команда.                                   1. Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет туловища, скелет туловища, пояса, конечностей).                                                      2. Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик).                                      

3. Каково число крестцовых позвонков (4-5).

                                                                              4. Каково число грудных позвонков (12)                                                          5. Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки).                              

6. Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой).                                                             7. Назовите три трубчатые кости.                     8. Каково количество свободных рёбер? (4).                                              

9. Назовите органическое вещество кости. (Оссеин).                                                            10. Какая кость у человека самая большая? (Бедренная).  

                       2-я команда.                                          1. Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские).                                                            

2. Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12пар рёбер, 12грудных позвонков).                                                      

3. Сколько рёбер у человека? (12пар).          

4. Каково число шейных позвонков?  (7).                                                                     5. Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости, сост. Из подвздошных , седалищных и лобковых).                                                    6. Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная клетка).                                           7. Назовите 3 губчатые кости.                            8. Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар).                                                            9. Назовите структурную единицу кости. (Остеон).                                                            10. Какие кости человека самые маленькие? (слуховые).

Конкурс №2 «Логические цыпочки» (карточки-задания).

Задание: указать лишнее в перечнях костей (объяснить).        

1-я команда.

1. Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2. Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая. 

                      2-я команда.                                                  

1. Тазовые,  лопатка, рёбра, плечевая. 

 2. Затылочная, теменные, лапотка, рёбра.  

                        

Конкурс №3 Юные художники (карточки-задания).

Задание: нарисовать на доске и подписать                                                                            1-я команда - …части сустава.                                                                                             2-я команда - …части трубчатой кости.

Конкурс №4 Конкурс капитанов.

Команды должны ответить на вопросы.                                                                      

1-я команда.

1. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет.)                                                              2. Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.)                                                3. Почему первый шейный позвонок получил название атлант?                                                  

4. В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную).                                                          


5. Названия, каких частей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка).

                      2-я команда.                                                  

1. Назовите, какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз).                                                             2. Какой частью скелета можно «копать».  (Лопатка)                                                  3. Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а какой эту часть взял? (Атлант-ипистрофей).                                                          4. Почему части кисти имеют название запястье, пястье? (В основе этих названий лежит слово «пять» - пять пальцев).                                                    5. Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная кость, молоточек, наковальня и стремечко).

Конкурс №5 Определить кость.

Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Побудьте и Вы несколько минут Везалием.

Задание: с завязанными глазами на ощупь определить кость: позвонки, ключицу, лопатку, нижнюю челюсть и т.д.

Конкурс №6 «Медицинский консилиум» (карточки-задания).                                                                                       

Вписать пропущенные в тексте слова: 1-смещение; 2-сместиться; 3-впадины; 4-повреждение (нарушение целостности); 5-чрезмерного; 6-поверхности; 7-открытые; 8-закрытые; 9-открытом; 10-кости; 11-мышцы; 12-кожи.                                                                                                                                                                                                                     

 При повреждении и растяжении связок в суставе происходит … (1) костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … (2) или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4) кости. Происходит такая патология в случае …(5) действия нагрузки и изменения распределения на … (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При … (9) переломе происходит повреждение не только … (10), но и … (11) и … (12).

Конкурс№7 «Скорая помощь» (карточки-задания).

Задание: оказать первую доврачебную  помощь при травмах.

1-я команда.

1.В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?    а) доставить пострадавшего к врачу;               б) обездвижить конечность;                              в) наложить холод на повреждённое место;     г) плотно забинтовать повреждённый сустав. Ответ: б,в,г,а.                                                           2. Вывих локтевого сустава.  Расскажите и покажите, как оказать первую помощь.                              

                      2-я команда.                                                  

1.Ваши действия при переломе локтевой кости:                                                         а) наложить шину;                                       б) отправить пострадавшего к врачу;          в) обернуть конечность мягким материалом;                                                 г) прибинтовать шину к конечности.         Ответ: в,а,г,б.                                            2. Перелом локтевой кости. Расскажите и покажите, как сделать шинирование.  

Конкурс №8 Домашнее задание (карточки-задания).

  Команды отвечают на полученные заранее вопросы.

1-я команда.

1. Если бы все кости скелета соединялись друг с другом неподвижно, человек был бы похож на каменное изваяние. Почти все кости черепа соединены неподвижно, а кости, образующие грудную клетку, имеют подвижные сочленения. С чем это связано?


2. Рост человека – величина непостоянная. Он увеличивается до 25лет, затем примерно до 50 лет остаётся неизменным, после чего уменьшается на 2-3см. Дайте объяснение этому процессу? (Высыхание хрящей в суставах и позвоночнике).

3. Двое учащихся спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?                      

2-я команда.

1. Позвоночный столб человека является «столбом» только в первые месяцы жизни ребёнка, в дальнейшем он приобретает форму латинской буквы S. Такие могли бы быть последствия, если бы позвоночник оставался «столбом» на всю жизнь и не приобрёл функциональные изгибы?

2. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500кг, хотя её масса только 0,2кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою лёгкость, столь прочна?

3. В теле взрослого человека имеется 206 костей, а в теле ребёнка-270. Возможно ли это? Дайте обоснованный ответ. (С годами некоторые косточки срастаются в одну).  

Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.

Выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс по теме: "Задачи на движение"

Автор учебника Дорофеев В.Г. Урок закрепления изученного материала. Урок практикум в форме бизнес-игры....

Методическая разработка раздела программы по теме «Опора и движение» (8 класс)

Данная презентация составлена на основе программы ОУ: Программа  основного общего образованияпо биологии 6-9 класс                 Авторы: Н.И. Сонин...

Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"

Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...

Урок в 5 классе по теме: «Задачи на движение»

Урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе и в 5 классе по теме "Задачи на движение"...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Задачи на движение по реке"

Коспект расчитан на урок продолжительностью 40 минут.  Есть индивидуальная работа, групповая, фронтальная....

Конспект урока в 5 классе по теме: "Задачи на движение по воде"

Здесь представлен конспект урока на решение простейших задач на движение по воде для учащихся 5 классов по учеюнику С.М. Никольского "математика 6 класс"...

Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс».

Тема  «Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс».Тип урока:урок усвоения новых знаний.Цель расширение представления учащихся о механических колебаниях по...


 

Комментарии

Мухаметзянова Рузалия Равильевна

Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с данной темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и происходит развитие кругозора учащихся.