Открытый урок по теме "Эволюционное учение" в 11 классе.
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Данный урок является обобщением знаний учащихся по разделу «Эволюционное учение». Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме.    Учитывая то, что изученный раздел объемный, за основу взята форма проведения урока в виде устного журнала. Каждый из этапов урока представляет собой новую страницу журнала: 1 страница «Развитие эволюционных идей», 2 страница «Эволюционное учение Ч.Дарвина», 3 страница «Макро- и микро - эволюция. Способы видообразования»,                4 страница «Основные закономерности эволюции», 5 страница «Готовимся к ЕГЭ по биологии». Каждый из этапов урока предусматривает повторение теоретического материала, а также отработку практического материала с использованием дифференцированных заданий, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания; самостоятельно их приобретать; использовать на практике.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon evolyucionnoe_uchenie.zip950.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии   в 11-б классе.

                 Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»                                                                  

                                                                                                     

учитель:  Бородина Анна Александровна

                                                                                                   

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».

ЗАДАЧИ:

  1. Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.
  2. Формирование и становление мировоззрения

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийная презентация, карточки индивидуальных заданий, наглядные пособия, раздаточный материал.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  устный журнал

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  беседа, дискуссия,  демонстрация

Ход урока

  1.  Организационный момент. 

Приветствие. Вводное слово учителя: сообщение темы и цели урока (слайд 1,2)  

    II. Основная часть.

Что такое эволюция? Завершить схему.

  1. Учитель. Первая страница нашего устного журнала называется «Развитие эволюционных идей» (слайд 3)

Задание №1 Определите, о каком ученом идет речь (слайды 4, 5, 6  )

  1. Эрудит, верующий.
  2. Описывал, систематизировал, организовывал.
  3. Создал лучшую искусственную систему.
  4. Трудоголик.

(К.Линней)

  1. Талантливый, невезучий.
  2. Боролся, отстаивал, доказывал.
  3. Создал первое эволюционное учение.
  4. Творец.

(Ж.Б.Ламарк)

  1. Трудолюбивый, обстоятельный.
  2. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
  3. Выяснил причины эволюции живого.
  4. Гений.

(Ч.Дарвин)

  Беседа по вопросам:

  1. Какие ключевые фразы помогли определить вам, о каких учёных идёт речь?
  2. Почему систему К. Линнея называют искусственной?
  3. Почему Ж. Б. Ламарка называют невезучим?
  4. В чём состоит гениальность Ч. Дарвина?

 Учитель: Охарактеризуйте каждого из ученых:

  1. Чарльз Дарвин;
  2. Карл Линней
  3. Жан Батист Ламарк

А)Является первым

ученым

эволюционистом

Б) Сформулировал

эволюционную

теорию, вскрыл

эволюционные

механизмы

В) Сформулировал

эволюционную

теорию, вскрыл

эволюционные

механизмы

 2. Учитель. Вторая страница журнала  «Эволюционное учение Ч. Дарвина» (слайд  7) Что является движущими силами эволюции по Ч.Дарвину? (слайд 8) Что является материалом эволюции?

Устная работа учащегося у доски  по карточке  индивидуальных заданий (слайд 9)

Карточка №1

  1. Что такое изменчивость?
  2. Какие виды изменчивости вы знаете?
  3. Охарактеризуйте каждый из видов изменчивости.

Выбери правильный ответ (слайд 10)

Мутационная изменчивость:

Модификационная изменчивость:

1.Передается по наследству.

2.Зависит от хромосом.

3.Можно заранее предсказать, как изменится организм под воздействием внешних условий.

4.Изменчивость адекватна по отношению к вызвавшей причине.

5.Служит материалом для эволюции.

6.Сюда относится комбинативная изменчивость.

Определить форму изменчивости (слайд 11)

  1. На ферме улучшили кормление коров - молока стало больше. Ухудшили, кормление - молока стало меньше.
  2. В гнезде галки среди галчат один галчонок оказался белым.
  3. У кошки выработали условный рефлекс.
  4. При сильном освещении у травяной лягушки исчезает темный пигмент на коже, при затемнении пигмент сохраняется.
  5. У зайца осенью мех становится гуще.
  6. При хорошем уходе вырос хороший урожай моркови, при плохом уходе морковь уродилась мелкая.
  7. У примулы один из цветков был крупнее других и имел 6 лепестков вместо 5.
  8. У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями.
  9. Муху дрозофилу облучили рентгеновскими лучами, и у ее потомков появились различные изменения.

 Сообщение учителя.  В учебнике зоологии приводятся такие  факты о размножении:

1.Самка мухи, начиная с апреля, откладывает от 100 до 150 яиц за одну кладку. Таких кладок она производит около 6 в течение жизни. Если дать мухам возможность беспрепятственно размножаться, потомство от 1 пары мух может дойти к сентябрю до 5 598 720 млн. особей.

2.Одна пара мышей, свободно размножаясь, через 7 лет дала бы столько потомков, что они сплошь заполнили бы всю сушу земного шара.

3.Слон начинает плодиться не ранее 13 лет и плодится до 90 лет; приносит за это время не более 6 детенышей, а живет до 100 лет; получаем, что за период в 740-750 лет от одной пары получилось бы 19 млн живых слонов.

Почему же в действительности нам не удаётся встретить столько мух? Как это объяснить с точки зрения теории Ч. Дарвина?

(ответы учащихся)

 Устная работа учащегося у доски  по карточке  индивидуальных заданий (слайд 12)

Карточка №2

  1. Как понимать термин «борьба за существование»?
  2. Какие формы борьбы за существование вам известны?
  3. Какая из низ протекает наиболее напряжённо и почему?
  4. Известно, что некоторые плесневые грибы выделяют антибиотики, уничтожая чужеродные бактерии. Какая форма борьбы за существование здесь проявляется?

Определить формы борьбы за существование: (слайд 13)

  1. Деревья в смешанном лесу;
  1. Стая обезьян;
  1. Поедание хищниками своих слабых сородичей;
  1. Верблюжья колючка в пустыне;
  1. Отношения черного и рыжего таракана;
  1. Акула и рыба – боцман;
  1. Лиса и мышевидные грызуны;
  1. Борьба бобра с сильным паводком;
  1. Корова и бычий цепень;
  1. Турниры самцов оленей;
  1. Подосиновик и осина.

Определи форму борьбы за существование.

1…А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.        С. Есенин

  1. А знаете, друзья, еж

Был с мягкой шерсткою когда-то?

Но объявилась вдруг лиса,

Защелкали зубами волки-

И стали колкими глаза,

И выросли иголки.            А.Марков

3.Лес кругом,

Широкая поляна…

На траве зеленой у кургана

Жаркий бой ведут тетерева.   П. Усачев

Учитель: Какая из форм движущих сил эволюции является одной из главных и выполняет направляющую  роль в  эволюции?

 

Устная работа учащегося у доски  по карточке  индивидуальных заданий

Карточка № 3

  1. Что такое естественный отбор?
  2. Какие формы естественного отбора вам известны?
  3. Результатом какой формы отбора является существование ископаемого животного – гаттерии?
  4. В результате какой формы отбора у собаки появились клыки в зубном аппарате?
  5. Результатом какой формы отбора стало появление кур с большой яйценоскостью?

 

  Охарактеризовать формы отбора: (слайд 14)

  1. Условия среды изменяются;
  1. Сохраняется средняя величина показателя;
  1. Условия среды постоянны;
  1. Происходит изменение  признака;
  1. Происходит сохранение признака;
  2. Приводит к образованию нового вида

3. Учитель. Третья страница «Макро- и микроэволюция. Способы видообразования»

 (слайд  15, 16) Рассмотрите изображённые на рисунке клювы птиц – нектарниц, орехоядных, зерноядных и насекомоядных.  Укажите причины возникновения такого многообразия форм клюва.  Как Ч. Дарвин назвал этот процесс? (слайд 17)

Устная работа учащегося у доски  по карточке  индивидуальных заданий

Карточка № 4

  1. Какие вы знаете способы видообразования?
  2. Какие условия существования популяций приводят к географическому видообразованию?
  3. В пойме нижней Волги образовались виды житняка, у которых созревание семян происходит до разлива реки или после него. Каким способом образовались эти виды?

Учитель. Пятая страница - «Главные направления эволюции» (слайд  18)

 Работа с терминами. Задание учащимся: дать  определения терминам: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Определите, какими буквами на схеме представлены ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация? (слайд 19) Пользуясь рисунком, проследим возникновение крупных ароморфозов у позвоночных животных (слайд 20) Какой процесс происходит в природе чаще: ароморфоз или идиоадаптация? (слайд 21)

Определить направления эволюции : (слайд  22)

  1. Автотрофный тип питания;
  1. Половое размножение;
  1. Разная форма листьев;
  1. Забота о потомстве;
  1. Отсутствие листьев у паразитических растений;
  1. Теплокровность;
  1. Исчезновение глаз у животных, населяющих пещеру;
  1. Разные типы конечностей у млекопитающих;
  1. Разнообразная форма  тела у рыб;
  1. Видоизменение листьев в колючки.

Охарактеризовать пути эволюции (слайд 23)

  1. Учитель. Четвёртая страница - «Основные закономерности эволюции» (слайд 24)

 Работа с терминами (слайд  25)  Дать  определение  терминам: дивергенция,  конвергенция, параллелизм, аналогичные органы, гомологичные органы.

Определить: Конвергенция и дивергенция ??? (слайд 26)

  1. Расхождение признаков  в процессе эволюции;
  1. Схождение признаков  в процессе эволюции;
  1. Гомологичные органы;
  1. Аналогичные органы;
  1. Усики гороха, иглы барбариса;
  1. Корневище ландыша и клубни  картофеля;
  1. Хамелеон и агама;
  1. Конечности крота и медведки;
  1. Органы имеют единое происхождение;
  1. Органы имеют  разное происхождение;
  1. Строение глаза осьминога и человека;
  1. Типы ротовых аппаратов у насекомых.

Определить: (слайд 27)   дивергенция?  конвергенция? параллелизм?

Определите:  какими буквами на схеме представлены ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация? (слайд 28) Что является результатом эволюции? (слайд 29)

  1.  Учитель.  Пятая страница – «Готовимся к ЕГЭ по биологии» (слайды 30).

а) Выступление группы учащихся с отчётом о выполнении домашнего задания: найти в демонстрационном варианте ЕГЭ 2011 года в блоках А. В и С вопросы по теме «Эволюционное учение. Эволюция» и продумать ответы на них (слайды 31-34 )

б) Фронтальное тестирование «Проверь себя…» + самоанализ теста (слайды 35 – 42)

1. Согласно эволюционному учению Ч. Дарвина любое приспособление является результатом проявления

1) популяционных волн

2) борьбы за существование

3) естественного отбора

4) дивергенции признаков

2. Общая дегенерация у многих видов паразитических червей привела к

1) ароморфозу

2) идиоадаптации

3) биологическому регрессу

4) биологическому прогрессу

3. Какой фактор эволюционного процесса является направляющим?

1) дрейф генов

2) естественный отбор

3) экологическая изоляция

4) наследственная изменчивость

4. Популяция насекомых-вредителей со временем приобретает устойчивость к определенному ядохимикату в результате

1) искусственного отбора

2) модификационной изменчивости

3) сохранения всех мутаций естественным отбором

4) действия движущих факторов эволюции

5.Пример ароморфоза в эволюции млекопитающих – это появление

1) теплокровности

2) аэробного дыхания

3) гетеротрофного питания

4) нервной и гуморальной регуляции

6. Примеры общей дегенерации

А) изменение пятипалых конечностей у крота

Б) преобразование у растений корней в присоски

В) отсутствие шерстного покрова у слона

Г) превращение листьев у растений в колючки и усики

Д) отсутствие органов пищеварения у паразитических червей

Е) редукция органов чувств у бычьего цепня

7. Какие из перечисленных примеров характеризуют ароморфоз?

А) появление кровеносной системы у кольчатых червей

Б) возникновение хорды у животных

В) образование ластов у водных животных

Г) появление роющих конечностей у обитателей почвы

Д) развитие бивней у слонов

Е) образование позвоночника у хордовых

8. Установите соответствие между причиной видообразования и способом, для которого она характерна.

             Причины                                  Видообразование

1) разделение ареала вида                     А) экологическое

2) расширение ареала                             Б) географическое

3) стабильность ареала вида

4) образование новой популяции на территории прежнего местообитания

5) появление ранее не существовавших преград рельефа

Ответы (слайд 43)

1- 3

2- 4

3- 2

4- 4

5- 1

6- БДЕ

7- АБЕ

8 - АБААБ

 

Оценка

«5» – 10-11

«4» – 8-9

«3» – 5-7

«2» – менее 5

III. Итог урока. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание. Готовиться к зачёту по теме. Кроссворд.(Приложение)

Приложение к уроку.

Отгадай кроссворд.

1. Одна из основных форм борьбы за существование.

2. Взаимосвязь между изменениями строения и поведения животных.

3. Явление расхождения признаков, ведущее к видообразованию.

4. Раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация.

5. Ученый, создавший теорию строения органических соединений.

6. Предок собаки.

7. Примитивная форма искусственного отбора.

8. Идеалистическое учение в биологии, утверждающее, что все живое на Земле является результатом акта божественного творения.

9. Необратимое, направленное историческое развитие живой природы.

10. Одна из форм искусственного отбора.

11. Ученый предложивший термин «биология».

12. Первые попытки систематизировать и обобщить накопление знания о растениях и животных и их жизнедеятельности были предприняты ... (имя философа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.

Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...