Программа для одаренных и талантливых детей "РОСТОК"
материал по биологии по теме

Основной идеей программы «Росток» является объединение усилий учителей географии и биологии, учащихся школы, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся при изучении биологии и географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_odarennye_deti.zip238.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЬЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 28

__________ М.Е. Воропаева

«__» сентября 2010 г

ПРОГРАММА

для одаренных и талантливых  детей

«РОСТОК»

Авторы программы:

Учителя географии и биологии

МБОУ СОШ № 28 Темрюкский район

Бородина Анна Александровна

Бородин Алексей Викторович

ст. Тамань

2010- 2015 г.г.


Одаренность – конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность – это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность – пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный – философ и шут,

                                         В общем, трудный еще ребенок.

 

             

Содержание:

Паспорт программы                                                                                4

1. Актуальность проблемы                                                                        5

2. Принципы работы с одаренными детьми                                                  6

3. Цели программы                                                                                6

4. Задачи программы                                                                                6

5. Формы и методы достижения целей программы                                7

6. Этапы реализации программы                                                                8

7. План реализации программы                                                                9

8. Ожидаемые результаты реализации программы                                12

9. Требования к учителю                                                                        13

10. Организационные риски                                                                13

11. Портрет одарённого ребёнка                                                                13

12. Поощрение и стимулирование одаренных детей                                   14

13. Список литературы                                                                        14

Приложения:

1. Мероприятия программы «Росток» на 2010-2015 уч.г.

2. Годовой план работы с одаренными детьми, проявляющим повышенный интерес к изучению биологии и географии

3. План индивидуальной работы с одаренным ребенком на год.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы для одаренных детей

«РОСТОК»

Цель программы

Выявить  одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка.

Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении биологии и географии.

Повысить статус естественных предметов (география, биология)

Задачи программы

Выявление, воспитание, обучение и поддержка интеллектуальных и творчески одаренных детей.

Развитие духовной сферы детей, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу.

Использование индивидуального  подхода  в работе с одаренными учащимися на уроках   географии, биологии во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности

Ожидаемые конечные результаты программы

Формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми.

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в биологии и географии.

Повышение интереса к предметам биология и география.

Разработчики программы

Учителя биологии и географии

 МБОУ СОШ № 28 станица Тамань  

Бородина Анна Александровна

Бородин Алексей Викторович

Исполнители основных мероприятий программы

Учителя   МБОУ СОШ № 28,  учащиеся школы              

Ответственные за исполнение программы

Учителя биологии и географии

 МБОУ СОШ № 28 станица Тамань  

Бородина Анна Александровна

Бородин Алексей Викторович

Сроки реализации программы

С 2010 г. по 2015 г.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь – предела познания нет!

Фирдоуси (персидский и таджикский поэт 940–1030 гг.)

1. Актуальность проблемы

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны. Одним из путей реализации поставленной цели является реализация в нашей школе целевой программы для одаренных и способных детей «Одаренные дети» и  созданной на ее основе авторской программы «Росток».

Основной идеей программы «Росток» является объединение усилий учителей географии и биологии, учащихся школы, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся при изучении биологии и географии. Наша школа реализует профильное обучение в старшей школе. Но, к сожалению, для нас, учителей биологи, географии учащиеся выбирают профили других направлений (информационно-экономический, социально-экономический, математический). Реализуя программу «Росток», мы надеемся, что число учащихся, увлеченных естественно-научными предметами будет увеличиваться, что в будущем  повлияет на выбор профиля в старшей школе.

2. Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

3. Цель  программы:

Выявить  одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка.

Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изучении биологии и географии, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Повысить статус естественных предметов (география, биология).

4. Задачи программы:

  1. Развитие познавательных интересов, потребностей, способностей, исследовательской активности, умение прогнозировать результат.
  2. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии.
  3. Развитие духовной сферы детей, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу.

С целью развития познавательных интересов:  

  1. При планировании уроков предусматривать оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, смекалку.
  2. Чаще применять на уроках проблемно поисковый метод, создавать проблемные ситуации, активно внедрять такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защита творческого задания, проекта.
  3. Пополнять учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными ресурсами.
  4. Разработать индивидуальный план работы с каждым творческим ребенком.

С целью развития творческих способностей учащихся:

  1. Обеспечить условия для проявления их творческой активности.
  2. Проводить творческие конкурсы, предметные олимпиады, КВНы, диспуты и т.д.
  3. Привлекать учащихся к оформлению портфолио, классных и школьных газет, участию в КВНах, подготовке и участию в школьных, станичных и районных праздниках и т.д.

С целью развития духовной сферы:

  1. Воспитывать чувство собственного достоинства, независимости мышления,

         уважительного отношения к своей школе

  1. Систематически проводить консультации психолога для  учителей, учащихся и их родителей.

.

5. Формы и методы достижения целей программы.

Методы

Формы

  1. частично – поисковый
  2. исследовательский
  3. проблемный
  4. проектный
  5. анкетирование
  6. опрос
  7. собеседование
  8. тестирование
  9. метод прогнозирования


  1. нетрадиционные уроки, дополнительные занятия;
  2. работа в парах, в малых группах;
  3. групповые занятия с одаренными обучающимися;
  4. разноуровневые и творческие задания,
  5. вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов, помощников учителя; проектная и исследовательская деятельность;
  6. создание портфолио;
  7. участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах;
  8. элективные, предпрофильные курсы;
  9. предметные кружки;
  10. научно-исследовательские конференции;
  11. работа по образовательным программам и
    индивидуальным планам

6. Этапы реализации программы:

I. Этап.

2010-2011 учебный год – подготовительно-проектировочный.

Подготовка условий для создания

системы работы с одаренными обучающимися в школе.

  1. Разработка программы работы с одаренными обучающимися.
  2. Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.
  3. Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.
  4. Создание портфолио.
  5. Создание механизма взаимодействия с родителями.
  6. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

II. Этап.

2011-2014 учебный год – организационно-практический

Апробация системы работы с одаренными обучающимися.

  1. Диагностика наклонностей обучающихся.
  2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения олимпиад по предметам,  классных часов, викторин, праздников.
  3. Адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов, кружков
  4. Проведение выставок детского творчества, олимпиад, предметных недель, конкурсов, концертов, соревнований ;
  5. Создание и пополнение банка данных о развитии каждого одаренного ребенка;
  6. Участие в дистанционных уроках и видеоконференциях;
  7. Повышение квалификации учителей биологии и географии;
  8. Создание системы презентации достижений обучающихся и учителей (персональные фотовыставки и т.п.). 

III. Этап.

2014-2015 учебный год – обобщающий

Переход системы работы с одаренными обучающимися в режим функционирования.

  1. Анализ итогов реализации программы.
  2. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  3. Коррекция работы педагогов по реализации программы.
  4. Обобщение результатов работы.
  5. Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одарёнными детьми»

7. План реализации программы

Этапы

Мероприятия программы


Формы

2010-2011 учебный год

подготовительно-проектировочный


  1. Разработка программы для одаренных детей «РОСТОК».
  2. Изучение, применение и сбор  различных методик психолого-педагогической диагностики одарённости школьников в области биологии и географии
  3. Проведение мониторинга по выявлению одаренности детей.
  4. Формирование навыков научной организации труда.
  5. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  6. Формирование познавательного интереса.
  7. Участие в районных, областных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах, включая дистанционные
  8. Сбор информационного материала по участию обучающихся в конкурсах и олимпиадах (Положения, работы детей).
  9. Создание книги достижений  «Наш РОСТОК»
  10. Итоги работы за год с одаренными обучающимися.

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки

2011-2014 учебный год

организационно-практический

  1. Выявление интеллектуальных способностей обучающихся и потенциала их развития.
  2. Разработка и утверждение учебных программ, программ элективных курсов.
  3. Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
  4. Участие в школьных и районных  научно-практических конференциях школьников, конкурсах и олимпиадах.
  5. Внедрение проблемно-исследовательских и проектных методов обучения, развитие у обучающихся творческого и исследовательского мышления.
  6. Работа научно-исследовательского школьного общества (секция география и биология)
  7. Защита и укрепление здоровья способных и одарённых детей. Профилактика перегрузок.
  8. Проведение психологических тренингов со способными и одарёнными детьми:
  9. Участие в  научно-методических семинарах для педагогов школы и района.
  10. Проведение педагогического совета «Одаренные дети – будущее России».
  11. Презентация достижений обучающихся в конце каждого учебного года.
  12. Анализ итогов работы за каждый год по реализации программы.

Урок.


Внеклассная работа.


Предметные недели.


Участие в школьных, межшкольных, муниципальных и др. уровней олимпиадах.


Проектные работы.


Участие в конкурсах на всех уровнях.

Экологический клуб «Почемучка»

Кружок «Географы-краеведы»

2014-2015 учебный год обобщающий

  1. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков
  2. Совершенствование исследовательских навыков.
  3. Совершенствование информационной культуры учащихся.
  4. Активное привлечение способных и одарённых детей к участию в школьных, районных, краевых и всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах, праздниках, интеллектуальных марафонах.
  5. Стимулирование интеллектуального и творческого развития способных и одарённых обучающихся.
  6. Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых школьников.
  7. Мониторинг развития способных и одарённых детей по итогам реализации программы.
  8. Анализ итогов реализации программы, проведение конференции.
  9. Обобщение и представление результатов работы школы по выполнению программы для одаренных детей «РОСТОК» на педагогическом совете,  общешкольном родительском собрании,  в СМИ.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Проектные и реферативные работы.

Олимпиады

Участие в конкурсах на всех уровнях.

Конференция


8. Ожидаемые результаты при реализации программы:

  1. Создание механизма выявления и психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей в области биологии и географии.
  2. Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик.
  3. Формирование  и совершенствование системы работы с одаренными обучающимися.
  4. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми.
  5. Увеличение количества одаренных и способных детей в области биологии и географии, призовых мест в олимпиадах и конкурсах разных уровней.
  6. Обеспечение оптимального взаимодействия педагогов школы, родителей с одаренными детьми.
  7. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  8. Формирование профильного биолого-географического класса (профильной группы)

9. Требования к учителю

Учитель должен:

  1. разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы;
  2. создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  3. предоставлять обучающимся обратную связь; используя различные стратегии обучения;
  4. уважать личность ребёнка, способствовать формированию положительной самооценки ребенка, уважать его ценности;
  5. поощрять творчество и инициативу;
  6. стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня;
  7. проявлять уважение к индивидуальности школьника.

10. Организационные риски, возможные

при реализации программы «РОСТОК»

  1. появление «звёздности» у обучающихся;
  2. нарушение взаимоотношений с одноклассниками и учителями;
  3. возможность перегрузки ребёнка;
  4. нарушение здоровья ребёнка.

11. Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озадачен преобразованием, улучшением общества.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, презентации своих  достижений.

12. Поощрение и стимулирование одаренных детей

  1. Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных и районных  СМИ.
  2. Функционирование стенда «Ими гордится школа», «Одаренные дети – будущее России».
  3. Школьный конкурс «Ученик года».
  4. Информирование о достижениях ребенка через классные собрания и сайт школы, школьную газету «Школьные ступени».
  5. Награждение, премирование по итогам учебного года.
  6. Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне  школы и муниципалитета.

13. Список литературы

  1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
  2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.
  5. Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
  6. Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М., 1991.
  7. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
  8. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися

В данной статье описаны формы внеурочной работы с одаренными детьми...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

Программа "Одаренные и талантливые дети"

Программа разработана для работы с детьми высокой и повышенной мотивации в предметной области "Искусство"....

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Рабочая программа для одаренных и талантливых детей по географии

Цель программы:- выявить  одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка;-организовать урочную и вне­урочную деятельност...

Программа по выявлению особо одаренных и талантливых детей

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, села в бл...