Внеклассное мероприятие "Дела сердечные"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели биологии. Оно завершает изучение темы "Сердце и кровеносная система".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dela_serdechnye.zip1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово учителя: Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с"нечистой силой" говорил: "Кровь, надо знать, совсем особый сок". В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавалась могучая сила: кровью скреплялись клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов "плакать кровью", древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы древней Греции считали кровь и душу одним целым. Гиппократ назначал душевнобольным людям кровь здоровых людей и думал, что у них здоровая душа.  

  Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма, а ее подвижность важнейшее условие жизни.

С незапамятных времен люди понимали, какое значение для организма имеет кровь. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей - здоровая душа. Именно в крови заключается жизненная сила. Благодаря своей подвижности кровь поддерживает постоянную связь между всеми органами и тканями человеческого тела, а содержащиеся в ней химические вещества, главным образом гормоны, осуществляют их взаимное влияние друг на друга.

Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим материал по теме “Кровь и кровообращение”. Урок пройдет необычно в форме игры, где вы должны показать свои знания понятий темы, умения их применять при ответах на вопросы и при выполнении практической работы.

Знакомство с ходом игры 

Слайд № 2

Игра будет проходить в шесть этапов, их названия записаны на доске.

1 – «Разминка»

2 – «Объясни процесс»

3 – Конкурс капитанов

4 – «Своя игра»

5 – защита презентаций  «Это интересно…»

6 – практическая работа

7- «Ты мне – я  тебе»

На уроке будет проводиться оценка, как коллективной работы, так и индивидуальной.

На партах списки команд, где будут выставляться капитаном команды баллы за участие в конкурсах. После каждого этапа – подведение итогов. Уровень успешности каждой команды будет отражать табло на доске. Для работы с табло выбирается арбитр. Участники – победители получают в журнал «5».

2. Игра

(каждому этапу игры соответствует слайд презентации – приложение )

Слайд № 3

этап 1 «Разминка»

Для каждой команды зачитывается по 15 вопросов, за 2 минуты надо дать правильные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишке (1фишка - 1 балл). Проводится жеребьёвка. Максимальное количество баллов – 15 Команда № 2 может дополнить ответы команды № 1. Ответы команды № 2 дополняет команда № 3 и т.д. 

Вопросы для 1 команды

  1. Как называются  клетки крови?                                                                   (форменные элементы)
  2.  Жидкая часть крови                                                                                                      (плазма)
  3. Какой металл входит в состав гемоглобина?                                                             (железо)
  4.  Сколько оболочек у сердца?                                                                                              (три)
  5. Постоянство внутренней среды организма…                                                       (гомеостаз)  
  6. Как  называются сосуды, несущие кровь к сердцу?                                                     (вены)
  7. Сколько фаз различают в работе сердца?                                                                     (три)
  8. В лёгких гемоглобин окисляется и превращается в…                            (оксигемоглобин)
  9. Человек, получивший часть крови для переливания,  называется…               (реципиент)
  10.  Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека, называется (вакцина)
  11.  Кровеносная система состоит из…                                                         (сердца и сосудов)
  12.  Функция эритроцитов…                                                                                         (газообмен)
  13. Ритмичное колебание стенок артерии называется …                                             (пульсом)
  14. Плазма крови, лишённая фибриногена…                                                            (сыворотка)  
  15. Что такое антиген?                                                    (чужеродная частица, бактерия, вирус)
  16. Сокращение сердца …                                                                                                 (систола)
  17.  Наследственное заболевание, при котором кровь не  сворачивается …        (гемофилия)
  18. Функция лимфоцитов…                                                                     (образование антител)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  19.  Как называются сосуды, несущие кровь от сердца?                                              (артерии)
  20.  В каком органе происходит газообмен?                                                                   (лёгкие)
  21. Человек, дающий кровь для переливания, называется…                                         (донор)
  22. Способность организма защищаться от чужеродных веществ, называется.. (иммунитет)
  23.  Функция тромбоцитов…                                                                       (образование тромба)
  24. Клетки крови, которые могут изменять свою форму и проходить сквозь стенки кровеносных сосудов , называются…                                                                                                        (лейкоцитами)
  25. Почему гемоглобин называют дыхательным пигментом?                 (переносит О2 и СО2)
  26.  Фаза расслабления сердца - …                                                                                         (диастола)
  27. Малый круг кровообращения иначе называют…                                               (лёгочным)
  28. Нерастворимый белок, образующий нити тромба…                                             (фибрин)
  29. Фамилия учёного, который открыл явление фагоцитоза…                        (ИИ Мечников)
  30.  В каких клетках крови отсутствует ядро?                                                        (эритроциты)
  31.  Самый крупный сосуд                                                                                         (капиллярах)
  32.  В каких кровеносных сосудах давление максимальное?                                   (артериях, аорте)
  33. Газообмен осуществляется в сосудах                                                                  ( капиллярах)
  34. Движение крови по кровеносным сосудам                                          (кровообращение)
  35. Красные кровяные клетки                                                                      (эритроциты)
  36. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами                              (фагоцитоз).
  37. Кровь насыщенная углекислым газом                                                  (венозная)
  38. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия (большой круг кровообращения).
  39. Белые кровяные клетки                                                                          (лейкоциты).
  40. Жидкая часть крови (плазма)
  41. Кровь насыщенная кислородом                                                            (артериальная)

Этап 2 «Объясни процесс»

Задание в синих конвертах.

Используя изображения слайдов, ответить на вопросы.

1 команда Воспаление, вызванное занозой (приложение №2)

2 команда Образование тромба (приложение №3)

Этап 3 Конкурс капитанов.  Капитаны получают задания  выполнить тест (максимальное количество баллов –   )

Этап 4 «Своя игра»

 (максимальное количество баллов – 15)

Этап 5 Защита презентаций 

Но, например, в Древнем Китае верили, что сердце участвует в процессе пищеварения. Древние Египтяне, арабы, индейцы полагали, что сердце –это вместилище души. Мысль, что сердце – это сложно устроенная мышца пришли далеко не сразу. Но в настоящее время нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце, но оно все все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и до настоящего времени.

Тема  презентаций: «Это интересно…» (максимальное количество баллов – 20)

Этап 6 Практическая работа

 Разве здоровье не чудо?"
Чехов А.П.

На столах красные конверты с заданием для практической работы (приложение № 11) Выдаются необходимые материалы и оборудование.

Проводится жеребьёвка.

Участники команд демонстрируют практические навыки.

Этап 7 “Ты – мне, я – тебе”.

На вопросы вы отвечали, а сейчас – время самим задать вопросы друг другу – ваши домашние заготовки для группы соперников. В качестве домашнего задания было: придумать вопрос по теме Команда, получившая вопрос, должна понять, о чем идет речь и дать ответ.

3. Подведение итогов

4. Заключительное слово учителя 

Каждому человеку нетрудно осязать и слышать биение сердца, приложив руку на грудь или на пульс. Гнев, радость, испуг вызывают резкий скачок в частоте сокращения сердца, мы это ощущаем, но вряд ли задумываемся, к каким последствиям это может привести. Сердце необходимо беречь, ведь именно оно своим тихим"тук – тук" скажет вам все о ваших чувствах, состоянии здоровья и поможет каждой клеточке справиться с проникшими в организм возбудителями заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья зависит от состояния сердечно-сосудистой системы, а главным гигиеническим условием ее охраны является отказ от курения и употребления спиртных напитков и подвижный образ жизни. Именно для того, чтобы знать, как дольше сохранить свое здоровье мы знакомимся со строение нашего организма. Я думаю,что знания, полученные на уроках о сердце и кровеносной системе и так хорошо закрепленные сегодня, надолго сохранятся в вашей памяти и помогут вам в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сердечно-сосудистые заболевания

Предмет "Биология". Класс - 9. Форма урока - урок - конференция. В связи с тем , что Россия по смертности населения от сердечно – сосудистых заболеваний практически занимает первое место в мире...

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."

Тип  урока: КомбинированныйМетоды обучения:  обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,  выполнение...

Тест "Помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте"

Тест разработан в программе Excel, содержит шесть вопросов и варианты ответа, результат оценивается...

Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

Здесь вы узнаете о влиянии двух, самых распространённых из всех - алкоголизме и курении....

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...