Модульный урок по теме "Белки и нуклеиновые кислоты"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Урок модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_belki.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Белки и нуклеиновые кислоты.

Цель: Изучить особенности белков и нуклеиновых кислот.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Изучить состав, строение и функции белков.
  2. Знать виды нуклеиновых кислот.
  3. Изучить строение и функции нуклеиновых кислот.
  4. Знать понятия: фермент, нуклеотид, репликация.
  5. Уметь характеризовать молекулярный уровень живого как начальный.
  1. Развивающие:
  1. Развивать умения работать с учебно – тематической картой.
  2. Развивать умения решать тесты.
  3. Развивать умения сопоставлять, находить соответствие.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание самостоятельности в получении знаний.
  2. Воспитание способности оценивать себя.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с учебно – тематической картой.

        

Учебно – тематическая карта «Белки и нуклеиновые кислоты».

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белков и нуклеиновых кислот, их свойства и биологические функции.

Внимательно прочитайте интегрирующую цель урока.

УЭ-1

Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-2

  1. Выполните следующие задания.

Работайте самостоятельно.

1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.

Прочитайте текст § 6 с. 20. Задания 1- 3 выполните в тетради. Правильный ответ – 1 балл.

2. Почему молекулы белка получили название «макромолекулы»?

Задание оценивается в 1 балл.

3. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?

Правильный ответ – 3 балла.

4. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ...   структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО— и —NH— группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида — ... структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы —  …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20.  Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 4 балла.

5. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции?

Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 2 балла.

6. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

Прочитайте текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 20 - 21. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ — 3 балла.

УЭ-3

Цель: познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями. Выяснить особенности строения ДНК.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-4

I. Выполните задание.

1. Вставьте пропущенные слова: Сложные углеводы, белки, ... относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот —... и...

Прочитайте текст § 6 с. 21. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 3 балла.

2. Часть белковой молекулы называют полипептид. Как называют часть нуклеиновой кислоты: полисахарид, полиамид, полинуклеотид, поливинилхлорид.

Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

3. Из чего состоит каждый нуклеотид:

1)

2)

3)

Прочитайте текст § 6 с. 21. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 3 балла.

4.Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

5. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь: A—A—T—Г—Ц—Ц— Т– Г– А  

См.: учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23 и рис. 8 Правильный ответ -  3 балла.

6.Что такое репликация? Что является результатом репликации?

См.: учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23. Правильный ответ -  4 балла.

II. Выполните тестовое задание.

1.        В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

1)        рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

2)        фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

3)        остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза,
аденин.

2.        Мономерами нуклеиновых кислот является:

1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) глицерин и высшие жирные кислоты; 4) нуклеотиды

3.        Вторичная структура ДНК  (спираль) поддерживается за счет водородных связей между:

1) соседними нуклеотидами; 2) комплементарными азотистыми основаниями в двух цепях; 3) остатками фосфорной кислоты в остове цепей.

4.        В клетке ДНК содержится в:

1)        ядре и митохондриях;

2)        только в ядре; 3) в ядре и цитоплазме.

5.        Какова функция ДНК в клетке:

1)        хранение   и   передача   наследственных
свойств;

2)        перенос аминокислот на рибосомы;

3)ускорение химических реакций.

Максимальное количество баллов – 5.

УЭ-5

Цель: ознакомиться с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

Внимательно прочитайте цель урока.

I. Выполните задание.

  1. Заполните таблицу.

Основные виды РНК.

Вид РНК

Функции

1.

2.

3.

Прочитайте текст § 5 с. 19. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 6 баллов.

2.Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу.

Признаки сравнения

ДНК

РНК

1.Структуры молекулы.

2.Количество цепей.

3.Моносахариды в нуклеотидах.

4.Локализация в клетке (расположение).

5.Функции.

Прочитайте текст § 6 с. 22 - 23. Задание выполните в тетради. Задание оценивается в 10 баллов.

УЭ-6

              Подведение итогов.

Самостоятельно

  1. Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

Работайте с классом.

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам

урока вы набрали:

от 40 до 50 баллов — оценка «5»;

от 30 до 40 баллов - оценка «4»;

от 20 до 30 баллов — оценка «3»;

менее 20 баллов — оценка «2».

Ваша оценка:

11. Домашнее задание.

а)        выполнили все на пять - освобождаетесь от
домашнего задания;

б)        испытывали затруднения, допускали ошибки,
но выполнили все задания —  §6 учебника И.Н.
Пономаревой;

в)        ошибались часто, работать было трудно — поработайте с учебно-тематической картой еще раз.

Творческие задания для желающих: подготовить сообщение: «Эликсиры жизни».

Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе с использованием ИКТ "Нуклеиновые кислоты"

Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Нуклеиновые кислоты.

Материал урока позволяет в доступной форме объяснить и показать строение и функции нуклеиновых кислот....

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Целью урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Цель урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...

Урок-презентация на тему "Нуклеиновые кислоты"

Данный  материал  можно использовать при первичном знакомстве с  нуклеиновыми кислотами  на уроке  изучения нового материала. Так же  как   фрагмент  хорошо при...

Методическая разработка.Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК.

Методическая  разработка. Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК,Тип модуля: Открытие нового ...