Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

БУРНАТОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_prirodovedenie_po_programme_a.a.pleshakova.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 п. Раздольное»

Надеждинского района, Приморского края.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Природоведение.

(указать учебный предмет, курс)

5 класс

 (указать класс)

                                                                    Учитель биологии

Бурнатова Лариса Анатольевна

                                                                     (Ф.И.О.,  занимаемая должность)

п. Раздольное

 2012

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Раздольное Надеждинского района» Приморского края

                                                                                        Утверждена приказом

                                                                                        Директора МОУ СОШ № 10

                                                                                        Лаврентюк Т.В.____________________

                                                                                                         «____» _________ 2012 г.

                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета)            природоведение      5 класс                                     

Статус учебного предмета (курса)              обязательный

Профиль (предпрофиль)                               базовый уровень

Объём учебного предмета (курса)              70 час. 

Распределение по четвертям

Чет

верть

Аудиторные занятия

Самостоятельная (внеаудиторная) работа учащихся*

Форма итоговой аттестации

всего

творческие

Исследова

тельские

проекты

Домашние задания

1

     18

8

   

8

2

     16

7

   

7

3

     20

9

9

4

     16

8

8

Итого

     70

32

32

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по природоведению 5 класс (2011 г.), основной образовательной программы общего образования МОУ «СОШ № 10»,

авторская программа по по предмету «Природоведение. 5 класс» по программе А.А.Плешакова В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений

Составитель(ли):  программа  государственная

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического

 объединения (методического совета)

Протокол №____ «____»____________2012 года

Руководитель методического объединения _________________Н.Д.Быкова.

Согласовано:

Председатель методического совета________________Кулешова Л.Ф.

Протокол №____ от «____»____________2012 года

_____________________________________________

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  2. Примерная программа по  природоведению 5  кл. (2011 г.);
  3. Основная образовательная программа общего образования МОУ «СОШ №  10»;
  4. Программа по  биологии (авт. А.А.Плешакова) допущенная/рекомендованная Министерством образования и науки (2011 г.)

Цели обучения  по биологии  в 5 классе.        

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Обучающие цели:

- Развитие  у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;

- формирование начальных знаний о методах науки;

- развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;

- формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;

- формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Развивающие цели:

- развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, давать определение понятий;

- развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.

Воспитательные цели:

- развитие у учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;

- воспитание эстетического восприятия природы;

- формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;

- развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс». В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Предусмотрен резерв учебного времени в количестве 4 часов для проведения экскурсий, реализации новых педагогических технологий (игровых, проектных) или для дополнительного контроля знаний и умений учащихся.

Изучается в следующем режиме:

I учебная четверть  18    часов в неделю

II учебная четверть  16    часов в неделю

III учебная четверть 20  часов в неделю

IV учебная четверть 16   часов в неделю

Раздел 1:

Изучение природы. (4 часа)

Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.  Методы изучения природы.

Раздел 2:

Вселенная. (12 часов)

Как древние греки представляли себе Вселенную. От Коперника до наших дней. Соседи Солнца.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Спутники планет. Астероиды, кометы. Метеоры и метеориты.

Мир звезд. Созвездия.

Оборудование

   Карты-схемы геоцентрической и гелиоцентрической системы мира. Глобус. Экран. Карта звездного неба (Северное полушарие). Фотографии (слайды) участков звездного неба. Рисунки созвездий. Схема нахождения Полярной звезды. Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Примеры современных технических средств  для проведения наблюдений: фото- и видеокамеры, микроскоп, телескоп, магнитофон.

Практические работы

   «Нахождение Полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба».

Раздел 3:

Земля. (16 часов)

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества и явления в окружающем мире. Многообразие явлений природы.

Землетрясения и вулканы. Суша. Воздушная оболочка Земли. Климат. Погода. Беспокойная атмосфера.

Вода на Земле. Вода на Земле. Неповторимая планета.

Оборудование

   Модель Солнечной системы. Фотографии Солнца, планет, комет, затмений Солнца и Луны. Схемы «Внутреннее строение Земли», «Строение геологических оболочек Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) и их обитатели», «Строение почвенного профиля ,), « Круговорот веществ и энергии в природе ». Образцы горных пород и минералов: гранит, кварц, слюда, полевой шпат. Демонстрационная модель почвенного профиля.

Практические работы

   «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам)».

   «Определение структуры почвы».

Экскурсии в школьную обсерваторию, в геологический или минералогический музей,  на метеостанцию.

 

Раздел 4:

Жизнь на Земле. (17 часов)

Как развивалась жизнь на Земле. Животные  и растения прошлого. Живые клетки.

Большой мир маленьких клеток. (правила приготовления микропрепаратов) И еще раз о клетке.

Разнообразие живого. Одноклеточные организмы. Многоклеточные: грибы и растения. Животные.

Среды обитания животных. Среды обитания животных. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Оборудование

   Записи различных звуков (шум воды, пение птиц, рев быка, писк мыши, речь человека, музыка). Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Примеры современных технических средств  для проведения наблюдений: микроскоп, магнитофон. Лабораторное оборудование, лабораторная посуда для постановки опытов и проведения измерений. Демонстрационная модель строения вещества (молекулы и атомы).

Практические работы

   «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек».

   «Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление "Правил безопасного поведения на уроках природоведения".

Лабораторная работа

        «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов).»

«Неотложные меры при укусах ядовитых животных».

Раздел 5:

Человек на Земле. (17 часов)

Происхождение человека. Древние предки человека. Первые люди. Жизнь наших предков. Как человек открывал Землю. Открытие Австралии и Антарктиды. Десять великих путешественников.

Великие путешественники и их открытия. Как человек изменил Землю. Три подарка человека самому себе и своей планете. Жизнь под угрозой. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. Экологические проблемы в нашем крае. Здоровье человека и безопасность жизни.  Здоровье человека и безопасность жизни. Здоровье человека и безопасность жизни.

Что мы узнали о жизни человека на Земле.

Простейшие способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи (при кровотечениях, травмах). Правила безопасности при работе с открытым огнем и электроприборами.

Оборудование

    Видеофрагменты, слайды, фотографии, демонстрирующие результаты влияния вредных привычек на здоровье человека.

Изображения растений и ядовитых грибов, опасных животных данной местности. Гербарии растений и муляжи ядовитых грибов.

Практические работы

«Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Способы оказания первой  помощи».

 «Правила первой помощи при отравлениях».

«Взаимосвязь здоровья и образа жизни».

Резервное время - 2 ч.

Основная форма организации образовательного процесса –  урок.

Технологии обучения: гуманно-личностная технология, игровыя, коммуникативное обучение (способность общаться), индивидуальное обучение, дифференцированное обучение (составление заданий в зависимости от способности ученика), здоровье-сберегающие технологии, развитие познавательной активности и информационной компетентностей.

Механизмы формирования универсальных учебных действий, информационной и читательской  грамотности обучающихся:______

Виды и формы контроля: итоговое обобщение, лабораторные работы, составление  таблиц, презентации,  работа с дополнительной литературой, сообщение

Для обучения  предмета «Природоведение» в 5 классе используется  УМК:

  1. Учебник: А.А.Плешакова, Н.И.Сонина: «Природоведение.» Издательство «Дрофа» 2008г.
  2. Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс. Издательство «Дрофа» 2007-2009 г.
  3. В.Н. Кириленкова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику:  А.А.Плешакова, Н.И.Сонина: «Природоведение 5 класс.» - М., Дрофа. 2007.
  4. Атлас по природоведению. 5 класс.

Планируемые результаты освоения программы по природоведению в 5 классе:

Учащиеся должны знать:

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

- свойства (физические и химические) тел природы;

- основные методы изучения природы;

- основные оболочки Земли;

- свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;

- о многообразии организмов как условии сохранения устойчивости жизни на Земле;

- основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;

- сущность понятия «здоровый образ жизни»;

- правила и меры по сохранению здоровья человека;

- основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;

- редкие и охраняемые виды растений и животных;

- правила и законы охраны природы.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;

- приводить примеры физических явлений, превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;

- определять на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;

- определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее чем по 3-4 признакам);

- описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить определения терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

- оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Номер занятия

Тема лабораторной работы

Объем часов

1

 Растворимость соли и песка в воде

1

2

Определение структуры почвы

1

3

Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов).

1

4

Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам)

1

5

Знакомство с увеличительными приборами. Правила приготовления микропрепаратов

1

6

Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек

1

7

Неотложные меры при укусах ядовитых животных

1

8

Взаимосвязь здоровья и образа жизни

1

9

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Способы оказания первой помощи

1

10

Правила первой помощи при отравлениях

1

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Перечень контрольных работ, тестов

Сроки

проведения

контроля

Разделы и темы

рабочей программы

 

МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютер, проектор, DVD диски, лабораторное оборудование

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

А.А.Плешакв, Н.И. Сонин.

2 часа в неделю. 68 в год.


«Природоведение.»

часы

                                                  тема

П/Р

5 «А»

5 «Б»

Тема 1: Изучение природы. (4 часа)

1.

1.

Введение. Науки о природе.

2.

2.

Методы изучения природы.

3.

3.

Методы изучения природы. «Растворимость соли и песка в воде»

+

4.

4.

Обобщение по теме «Изучение природы».

Тема 2: Вселенная. (12 часов)

5.

1.

Как древние греки представляли себе Вселенную.

6.

2.

От Коперника до наших дней.

7.

3.

Соседи Солнца.

8.

4.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

9.

5.

Спутники планет.

10.

6.

Астероиды, кометы.

11.

7.

Метеоры и метеориты.

12.

8.

Мир звезд.

13-14.

9-10.

Созвездия.

15.

11.

Обобщение по теме: «Вселенная».

16.

12.

Проверочная работа по теме «Вселенная».

Тема 3: Земля. (16 часов)

17.

1.

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

18.

2.

Внутреннее строение Земли.

19.

3.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. «Определение структуры почвы».

+

20.

4.

Вещества и явления в окружающем мире. «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов).»

+

21.

5.

Многообразие явлений природы. «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам)».

+

22.

6..

Землетрясения и вулканы.

23.

7.

Суша.

24.

8.

Суша.

25.

9.

Суша.

26.

10.

Воздушная оболочка Земли.

27.

11.

Климат. Погода. Беспокойная атмосфера.

28.

12.

Вода на Земле.

29.

13.

Вода на Земле.

30.

14.

Неповторимая планета.

31.

15.

Обобщение по теме: «Земля».

32.

16

Проверочная работа по теме «Земля».

Тема 4: Жизнь на Земле. (17 часов)

33.

1.

Как развивалась жизнь на Земле.

34.

2.

Животные  и растения прошлого.

35.

3.

Живые клетки.

36.

4.

Большой мир маленьких клеток. (Знакомство с увеличительными приборами. Правила приготовления микропрепаратов)

+

37.

5.

И еще раз о клетке. «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек». 

+

38.

6.

Разнообразие живого.

39.

7.

Одноклеточные организмы.

40.

8.

Многоклеточные: грибы и растения.

41.

9.

Животные. «Неотложные меры при укусах ядовитых животных».

+

42.

10.

Среды обитания животных.

43.

11.

Среды обитания животных.

44-45.

12-13.

Жизнь на разных материках.

46.

14.

Природные зоны Земли.

47-48.

15-16.

Жизнь в морях и океанах.

49.

17.

Обобщение по теме: «Жизнь на Земле».

Тема 5: Человек на Земле. (17 часов)

50.

1.

Происхождение человека. Древние предки человека.

51.

2.

Первые люди. Жизнь наших предков.

52.

3.

Как человек открывал Землю.

53.

4.

Открытие Австралии и Антарктиды.

54.

5.

Десять великих путешественников.

55.

6.

Великие путешественники и их открытия..

56.

7.

Как человек изменил Землю.

57.

8.

Три подарка человека самому себе и своей планете.

58.

9.

Жизнь под угрозой.

59.

10.

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

60.

11.

Экологические проблемы в нашем крае.

61.

12.

Экологические проблемы в нашем крае.

62.

13.

Здоровье человека и безопасность жизни.

(Взаимосвязь здоровья и образа жизни)

+

63.

14.

Здоровье человека и безопасность жизни.

(Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Способы оказания первой помощи)

+

64.

15.

Здоровье человека и безопасность жизни.

(Правила первой помощи при отравлениях)

+

65.

16.

Что мы узнали о жизни человека на Земле.

66.

17.

Обобщение по теме: «Человек на Земле».

67.

Обобщение по курсу природоведения.

68.

Экскурсия в природу.