Главные вкладки

    Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
    рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

    Василинина Ольга Васильевна

     

    Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. Природа. Неживая и живая. 5 кл. М.:Дрофа, 2006.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.docx73.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    «Ливенская средняя общеобразовательная школа №1»

    Рассмотрено

    Руководитель СМО МБОУ  « Ливенская  СОШ № 1»

    _________Василинина О.В

    Протокол № ___ от

    «____»____________ 2013 г.

    Согласовано

    Заместитель директора  по УВР МБОУ  «Ливенская  СОШ № 1»

    __________ Никонкова Г.М

    «____»__________2013 г

    Утверждаю

    Директор МБОУ  «Ливенская СОШ №1»

     _________Понамарёва Т.Ю.

    Приказ  №___от «___»____________2013 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Предмет   природоведение

    ФИО учителя Василинина О.В.

    Класс  5

    2013 – 2014 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по природоведению для 5 класса  разработана на основе:

    • Федерального  компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.
    • Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2009.
    •  Примерной программы основного общего образования по биологии (стандарты 2004 года)

            Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей и задач:

    • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
    • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
    • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
    • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
    • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

       Изменения, внесенные в рабочую программу: из часов резервного времени перераспределены часы в некоторых темах:

    • Вселенная (5 часов+1р.)
    • Строение и свойства вещества (11 часов+2р.)
    • Воздух (6 часов+2р.)
    • Вода (3 часа+1р.)
    • Организмы (6часов +1р)
    • Ваши любимые растения и животные(3 часа+1р.)

            Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит:  

    • учебник  Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 кл. М.:Дрофа, 2006.
    •     рабочая тетрадь на печатной основе В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа живая и неживая. Дрофа, 2012.

          Рабочая программа по природоведению  для 5 класса (согласно учебному плану МБОУ «Ливенская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013 -2014 учебный год) рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часа в год,  из них лабораторных работ  - 18, экскурсий- 3. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 часов - для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.

            Формы организации учебного  процесса в 5 классе являются уроки: уроки-лекции, урок самостоятельной   работы, лабораторные работы, экскурсии.  Работа  с обучающимися проводится  - фронтально, по   группам,   индивидуально. Технологии, используемые при организации обучения, позволяющие развивать   творческий потенциал обучающихся:

    • проектная технология и метод мини-проектов; технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры обучающихся);
    • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
    • технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
    •  теория решения изобретательских задач – ТРИЗ  педагогика, (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления,  умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

    Способы проверки знаний: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос), Зписьменный контроль (диктант по терминологии, разноуровневые тесты).  Для текущей проверки знаний по биологии   использую  тестовый контроль знаний обучающихся, тесты с выбором одного правильного ответа, тесты на соответствие, на последовательность процессов, с выбором нескольких правильных ответов, решение биологических задач, краткий ответ, развернутый ответ на поставленный вопрос, которые имеются в рабочей тетради на печатной основе. Уровень усвоения знаний и умений проверяется также  при выполнении  лабораторных и практических работ, самостоятельных исследований, рейтинговой оценки знаний, устных зачётов по теме.  На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

    В учебном году проводится школьное  административное  тестирование -  входное, рубежное, итоговое.

     

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

          Знать/понимать:

    • знания о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; отдельных методах изучения природы;
    • основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы  изображения земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения;

          Уметь:

    • узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы  и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа–определителя;
    • приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых; физических явлений;  явлений превращения веществ; процессов рельефообразования, почвообразования; приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к  условиям среды обитания; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
    • называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки);
    • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
    • объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);
    • описывать результаты собственных  наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;
    • различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы;
    • определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;
    •  сравнивать  природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
    • описывать  внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;
    • использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях,  сети Интернет) для выполнения учебной задачи;
    • находить информацию в справочных изданиях: атласах  (карт, организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов), словаре, справочнике;
    •  работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказывать, отвечать на вопросы по его содержанию, составлять  простой план, заполнять предложенные таблицы, простые диаграммы и схемы; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений и опытов;
    • использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстративный материал в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты) и письменных рассказах (50-100 слов);
    • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
    • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

          Использовать приобретенные знания и умения в практической      

          деятельности и      повседневной жизни для:

    • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; использования плана или карты (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
    • измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных параметров физического развития (гибкость тела, правильность осанки), сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
    • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
    • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);
    • оказания первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;
    • определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии;


    КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № П/П

    РАЗДЕЛ, ТЕМА УРОКА

    Количество часов

    Календарные сроки

    Домашнее задание

    По плану

    фактически

    Введение 2 часа

    1

    1. Природа.  Неживая  и  живая природа. Человек и природа. Инструктаж ТБ.

    1

    Стр 3-6, задание 1,2

    2

    2. Зачем и как изучают природу.

    1

     Задание 3-8

    Раздел 1. Вселенная      5+ (1р) часов

    3

    1. Звезды на небе, размеры звезд.  Созвездия. Лабораторная работа№1  « Нахождение на карте  созвездий Северного полушария»

    1

    §1, задание 9-11

    4

    2. Солнце – раскаленное небесное тело. Лабораторная   работа№2  «Ориентация на местности  с помощью компаса»

    1

    §5, стр. 24-25,  составить отчет о п/р стр. 16-17

    5

    3. Планета Земля. Лабораторная работа№3   «Определение на карте экватора, полюсов»

    1

    §2, задание 11-12.

    6

    4.  Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера)  

    1

    §3, задание 14.

    7

    5.Луна –  спутник Земли.  Лабораторная   работа№4  «Ориентация на местности с помощью Полярной звезды и местных признаков»

    1

    § 4, задание 15

    8

    6.  Солнечная система. Планеты, метеоры и  метеориты.

    1

    §5, стр. 25-29.задание 19-23

                               

    Раздел 2. Строение и свойства вещества 11+(2р) часов

    9

    1. Тела и вещества.

    1

    §6, задание 24- 28

    10

    2. Лабораторная работа №5  «Определение физических свойств твердых, жидких, газообразных тел»

    1

    Составить отчет о лабораторной работе

    11

    3. Свойства жидких и газообразных тел.

    1

    §7, задание 30, 32.

    12

    4.  Вещества  чистые  и смеси.

    1

    §8, задание 33

    13

    5. Вещества простые и сложные.

    1

    §12, задание 40,41

    14

    6. Молекулы.

    1

    §9, задание 35

    15

    7. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

    1

    §10,11, задание 37,38.

    16

    8. Явления природы. Физические   явления(электрические,  механические)

    1

    §13, стр. 50-51, задание 41-44.

    17

    9. Физические явления (тепловые, световые)

    1

    §16,17, задание  45-47

    18

    10. Явления природы.  Химические явления.

    1

    §13, стр. 51-53, задание 48-50.

    19

    11. Химические реакции.

    1

    §14, задание 51-52

    20

    12.  Химические реакции.  

    1

    §15, задание 53-54

    21

    13. Использование человеком физических и химических явлений в повседневной жизни.

    1

    Стр. 57, задание стр. 33-34.

                                                                                       

    Раздел 3.  Воздух   6+(2р) часов

    22

    1. Состав воздуха.

    1

    §19, задание 55-57

    23

    2. Физические свойства воздуха( упругость, давление)

    1

    §20,21 задание 60,62.

    24

    3. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

    1

    §22, задание 65.

    25

    4. Нагревание воздуха от поверхности Земли.

    1

    Составить схему

    26

    5. Осадки и их виды. Лабораторная работа №6  « Определение местонахождения гор со снежными вершинами»

    1

    Индивидуальное задание, работа с картой.

    27

    6. Ветер. Работа ветра в природе.

    1

    Индивидуальное задание

    28

    7. Погода. Предсказания погоды. Лабораторная работа№7

      « Описание погоды за месяц»

    1

    Задание 67- 70

    29

    8. Значение воздуха  в природе.

    1

    Отчет  о лабораторной работе.

                                                                                 

    Раздел  4.  Вода  3+ (1р) часа

    30

    1. Три состояния воды.

    1

    §23, задание 71-72

    31

    2. Изменение объёма воды при нагревании.

    1

    §24, задание 73,74.

    32

    3. Вода - растворитель.

    1

    §25, задание 75,76.

    33

    4. Экскурсия №1  «Результаты работы текущих  вод и ветра»

    1

    §25, задание 77,78.

    Раздел  5.  Горные породы       3 часа

    34

    1. Разнообразие горных пород. Лабораторная работа №8 «Описание минералов и  горных пород, определение их свойств»

    1

    §26, задание 81,82

    35

    2. Полезные ископаемые. Лабораторная работа №9 «Ознакомление с полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

    1

    §28, задание 87,89

    36

    3. Металлы. Использование металлов  человеком. Охрана недр.

    1

    §28, задание 90,91

    Раздел 6.  Почва 4 часа

    37

    1. Почва, ее образование. Разнообразие почв.

    1

    §29, задание 92,93

    38

    2. Состав  почвы и  ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

    1

    §30, задание 94-96

    39

    3. Плодородие почвы. Обработка почв. Почва и растения.

    1

    §31,32,  задание 97-99.

    40

    4. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

    1

    §33, задание 100-102

                                                                         

    Раздел 7. Организмы.   6 +(1р) часов

    41

    1. Организм. Свойства живых организмов( биологические явления).

    1

    §34, задание 103-106

    42

    2. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

    1

    §35, задание 107-110

    43

    3.Экология - наука о взаимоотношении организмов  с условиями среды обитания.

    1

    стр. 139, задание 111.

    44

    4. Знакомство с увеличительными приборами.

    1

    §36

    5.Клеточное строение организмов.  

    1

    §37, задание 112-116.

    45

    6. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

    1

    стр.  143-146

    46

    7. Экскурсия №2  « Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды»

    1

    Составить отчет об экскурсии

                                                                       

    Раздел 5. Растения   7 часов

    47

    1.Характерные признаки растений.

    1

    §38, задание 117.

    48

    2. Растения цветковые и нецветковые.

    1

    §39, задние 118-118

    49

    3.Цветковые растения, их органы. Лабораторная работа № 10

     « Распознание органов  цветковых растений  на живых и гербарных экземплярах»

    1

    §40, задание на стр. 76, 119-123

    50

    4.  Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие. Охрана растений.  

    1

    §41, задание 124, 128-130, выполнить дома л/р

    51

    5 Лабораторная работа №11  Определение названий растений с помощью атласа- определителя.

    1

    Стр. 82. в рабочей тетради

    52

    6.Многообразие культурных растений. Лабораторная работа№12 «Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений»

    1

    12.03

    §43, задние 131

    53

    7. Экскурсия  №3 « Распознание различных видов растений своей местности»

    1

    Составить отчет об экскурсии

                                                                               

    Раздел 9. Грибы  2 часа

    54

    1. Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

    1

    §44, задание 133

    55

    2. Шляпочные грибы.  Лабораторная работа №13 «Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов»  

    1

    §45, задание 134-136

                                                                 

                                                     Раздел 10. Животные     5часов

    56

    1. Характерные признаки животных.

    1

    §46, задание 137-138

    57

    2.Дикие животные  и условия их жизни.

    1

    §47, задание 139

    58

    3. Лабораторная работа№14 «Узнавание различных видов животных нашей местности с использованием чучел, коллекций, рисунков, муляжей»

    1

    §47, задание140,141

    59

    4. Значение  диких животных  в природе и жизни человека. Охрана диких животных.

    1

    §48,  задание 143

    60

    5. Многообразие домашних животных, уход за ними.

    1

    §49, задание 144

                                                                          Раздел 11. Ваши любимые растения и животные    3 + (1р) часа  

                                                     

    61

    1.Работа над проектом «Мои любимые комнатные растения. Хорошо ли им у меня дома?»

    1

    Работа с дополнительной литературой, создание презентаций

    62

    2. Работа над проектом «Мои любимые домашние животные. Хорошо ли им у меня дома?»

    1

    Работа с дополнительной литературой, создание презентаций

    63

    3. Лабораторная работа№15 «Составление рекомендаций за развитием комнатных растений»

    1

     Составить рекомендации «Уход за домашними животными»

    64

    4.  Лабораторная работа№16 Составление рекомендаций  для развития  и  жизни домашних животных»

    1

                                                   Раздел  12. Природа едина    2 часа

                                                                                                   

    65

    1. Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети.

    §50, задание 145

    66

    2. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

    Стр. 204, в тетради стр 100-101

     

                                                            Раздел 13. Человек, его здоровье и безопасность жизни    3 часа

    67

    1. Образ жизни человека. Вредные привычки и их профилактика.

    1

    Задание 146, 152,153

    68

    2. Травмы человека. Лабораторная работа№17 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

    1

    Задание 150

    69

    3. Лабораторная работа№18 «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами»

    1

    Задние 148.

    70

    Летние задания

    1

    Индивидуальные задания


    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Природоведение  

    70 часов (62 часа + 8 часов резерва)

    Введение (2 часа)

    Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

    1. Вселенная (5 часов+1)

    Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

    Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

    Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

    Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

    Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

    •         Лабораторные работы

    Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

    Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

    2. Строение и свойства вещества (11 часов+2)

    Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

    Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

    Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

    Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

    Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

    • Лабораторная работа

    Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

    3. Воздух (6 часов+2)

    Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

    Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

    Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

    Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

    Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

    Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

    Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

    •   Лабораторные работы

    Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

    Описание погоды за месяц и сезон.

    4. Вода (3 часа+1)

    Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

    Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

    Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

    • Экскурсия

    Результаты работы текущих вод и ветра.

    5. Горные породы (3 часа)

    Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

    Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

    Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

    • Лабораторные работы

    Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

    6. Почва (4 часа)

    Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

    Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

    Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

    Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

    Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

    7. Организмы (6 часов+1)

    Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

    Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

    Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

    Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

    Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

    Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

            Экскурсия

    Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

    8. Растения (7 часов)

    Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

    Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

    Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

    Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

    Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

    •   Лабораторные работы

    Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

    Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

    Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

    • Экскурсия

    Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

    9. Грибы (2 часа)

    Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

    Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

    Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

    • Лабораторная работа

    Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

    10. Животные (5 часов)

    Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

    Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

    Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

    Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

    Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

    Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

    • Лабораторная работа

    Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

    11. Ваши любимые растения и животные(3 часа+1)

    Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

    Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

    Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

    • Лабораторная работа

    Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

    12.        Природа едина (2 часа)

    Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

    Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

    13.        Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

    Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

    Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

    Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

    Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

    • Лабораторные работы  Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

    Резервное время – 8 часов

    ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

    Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос,  текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде

    фрагментов урока.  Тексты тестовых заданий даны в тетради на печатной основе.

     Целесообразно  сделать акцент на формирование у обучающихся умений работать с различными видами учебной информации: с текстом, рисунками, схемами, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, графиками, сводными и сравнительными таблицами данных, извлекать и анализировать информацию из справочников, дополнительной литературы и иных источников.

      Особое внимание следует обратить на формирование у обучающихся умения кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом. Развитию таких умений способствует, например, работа по составлению плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подготовленных текстах, составление опорных конспектов, схем, «концентрирующих» содержание текстовой информации.

    1. Тестирование – тесты  предлагаются в тетради на печатной основе к каждой теме

    Проверь себя:

    1. Вселенная- стр.-15,17
    2. Строение и свойства вещества стр. 32-34
    3.  Воздух – стр.40
    4.  Вода – стр.46-47
    5. Горные породы - стр. 54-56
    6. Почва-стр.62-63
    7. Организмы- стр.72-74
    8. Растения-стр.84-86
    9. Грибы-стр.90-91
    10. Животные - стр.100-101

    Тренировочные тесты

    1. Введение- стр. 110-11
    2. Вселенная- стр.-111-113
    3. Строение и свойства вещества стр. 113-116
    4.  Воздух – стр.116-117
    5.  Вода – стр.118
    6. Горные породы - стр. 118-119
    7. Почва-стр.120-122
    8. Организмы- стр.122-124
    9. Растения-стр.125-127
    10. Грибы-стр.127-128
    11. Животные - стр.128-129
    12. Человек- стр.130-131

    1. Лабораторные работы Инструктивные карточки для лабораторных работ даны в рабочей тетради на печатной основе.

    Лабораторная работа№1  « Нахождение на карте  созвездий Северного полушария»

    Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.

                       Ход выполнения работы:

    1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
    2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
    3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
    4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
    5. Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
    6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.

    Лабораторная   работа№2  «Ориентация на местности  с помощью компаса»

    Цель работы: научить ориентироваться  на местности по компасу, Солнцу и часам.

    Ход работы:

    1. Расположите компас на ровной поверхности.
    2. Установите стрелку компаса, чтобы совпадала с направлением на север. Посмотреть на  шкалу компаса, остальные буквы Ю, З, В укажут стороны горизонта.
    3. Определить в какой стороне находятся в классе окна, двери, доска.
    4.  В полдень Солнце находится в самой высокой точке подъема, в это время тень от предметов  самая короткая. Встать к Солнцу спиной, впереди нас окажется тень- это и есть направление на север.
    5. Положить часы на ровную поверхность. Повернуть их так, чтобы часовая стрелка показывала  на Солнце. Разделить угол между стрелкой и полуденным часом линией, идущей от центра пополам, эта линия покажет на юг.

    Лабораторная работа№3   «Определение на карте экватора, полюсов»

                         Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.

    Ход работы:

    1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.
    2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.
    3. Описать их местоположение на глобусе.

    Лабораторная   работа№4  «Ориентация на местности с помощью Полярной звезды и местных признаков»

    1.  Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
    2. Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
    3. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.
    4. По результатам домашних заданий найти на местности местные признаки определения сторон горизонта.

    Лабораторная работа №5  «Определение физических свойств твердых, жидких, газообразных тел»

    Цель работы: научить определять свойства  твердых, жидких и газообразных тел.

                                                Ход работы:

    1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?
    2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.
    3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить  пластинку. Что вы наблюдаете?
    4. Сожмите ластик в руке  и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.
    5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.

    Лабораторная работа №6  « Определение местонахождения гор со снежными вершинами» - работа с картой.

    Лабораторная работа №7    « Описание погоды за месяц»- работа с календарем природы. 

    Цель работы: научить описывать погоду за месяц.

    Ход работы:

    1. Пользуясь календарем погоды, составьте описание погоды, в котором отметьте: количество ясных и пасмурных дней, количество дней без осадков и с осадками, какие виды осадков преобладали, количество дней с температурой выше 0 градусов и ниже 0 градусов.

    Лабораторная работа №8 «Описание минералов и  горных пород, определение их свойств» Цель работы:  научиться описывать горные породы, определять их свойства.

    Ход работы:

    1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

    2.Определить цвет (металлический,  неметаллический),  прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

    3.Заполнить таблицу:

    Название горной породы

    Цвет

    Блеск

    Прозрачность

    Твердость

    Происхождение

    4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.

    Лабораторная работа №9 «Ознакомление с полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

    Цель работы:  ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

    Ход работы:

    1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

    2. Описать их внешний вид, признаки ( цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

    3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

    4. Как используются местные полезные ископаемые.

    Лабораторная работа №10   « Распознание органов  цветковых растений  на живых и гербарных экземплярах

    Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

    Ход работы:

    1. Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

    2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

    3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

    4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

    5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

    6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

    Лабораторная  работа №11

      Определение названий растений с помощью атласа- определителя

    Ход работы:

    1.Рассмотреть растения на гербарии.

    2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

    3.Выписать названия растений в тетрадь.

    Лабораторная работа№12 «Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений- выполняется дома.

    Лабораторная работа №13 «Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов»  

    Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

    Ход работы:

    1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

    2.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов

    3.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.

    Лабораторная работа№14 «Узнавание различных видов животных нашей местности с использованием чучел, коллекций, рисунков, муляжей»

    Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

    Ход работы:

    1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

    2. Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из  них нуждаются  в охране?

    3.Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.

    4. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.

    Лабораторная работа№15 «Составление рекомендаций за развитием комнатных растений»- мини- проекты

    Лабораторная работа№16 Составление рекомендаций за развитием и  жизнью домашних животных»- мини- проекты

    Лабораторная работа№17 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах

    Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.

    Ход работы:

    1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую  тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.

    2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.

    3.Определить предполагаемое место растяжения связок.  Приложить к поврежденному месту холод., туго перебинтовать сустав.

    4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?

    Лабораторная работа№18 «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами»

    Цель работы:  Научиться определять показания развития своего организма.

    Ход работы:

    Измерить  свой рост

    Измерить свой вес.

     Измерить свой пульс.

    Измерить температуру тела.

    Запишите полученные результаты в таблицу:

    Показатели развития

    Показатели измерений

    Рост, см.

    Вес, кг.

    Пульс, уд/мин.

    Температура, С

    6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице  на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма:  в норме, выше нормы, ниже нормы.

    • Экскурсия №1  «Результаты работы текущих  вод и ветра»

    Цель:прививать навыки правильного поведения в природе;сформировать и закрепить на местном материале понятия и представления формах рельефа своей местности, об экологических проблемах города, причинах образования подземных источников вод.

    • Экскурсия №2  « Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды»

    Цели экскурсии:

    1. продолжить формирование понятий о взаимосвязи растительного организма с окружающей средой, его целостности и саморегуляции;
    2. на основе знаний о строении и функционировании органов цветкового растения подвести учащихся к пониманию приспособительных признаков, вырабатываемых у растений под воздействием комплекса факторов неживой природы;
    3. раскрыть необходимость приспособленности растения как условия жизни в различные сезоны года;
    4. показать их относительный характер, особенно при активном вмешательстве человека в среду обитания растения;

    Ход экскурсии

    1. задания группам.
    2. Консультации учителя.
    3. Составление отчета об экскурсии.

    Задание 1

    На первой остановке - заполнить таблицу.

    Время года        

    Длина дня        

    Температура воздуха

            Освещенность        

    Наличие облаков        

    Высота солнца над горизонтом. Сравнить явления, наблюдаемые весной, с другими временами года (осень, зима). Описать периоды весны.

    Задание 2

    На площадке площадью 10 м2 определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и затененном месте. Установить причины различия.

    Задание 3

    Установить различия в росте и развитии однолетников и многолетников (травянистых растений), пользуясь следующими признаками: высота растений, наличие листьев, их количество, форма, размеры, окраска, способы опыления, наличие корней и подземных органов (рассматриваемое растение сопоставляют с гербарным экземпляром). Данные занести в таблицу.

    Характеристика растений        Названия растений

    Продолжительность жизненного цикла         

    Место произрастания (температура воздуха, освещенность)         

    Наличие цветка         

    Наличие листьев         

    Корневая система        

    После заполнения таблицы ответить на вопросы:

    каковы особенности ранневесенних растений (количество, размеры, частота встречаемости, цветение, появление листьев, окраска цветков, посещение их насекомыми)?

    каковы причины быстрого роста и развития ранневесенников (запас питательных веществ, местонахождение, наличие весенней влаги, тепла, света).

    Задание 4

    Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, ветер, снег).

    Задание 5

    Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

    После выполнения пяти заданий ответить на вопрос: каковы биологические особенности травянистых раннецветущих растений? Ответ записать в тетрадь при составлении отчета по экскурсии.

    Задание 6

    Провести наблюдения за кустарниками и деревьями по следующей схеме: название растения, жизненная форма, наличие цветков (одиночные или соцветия), наличие листьев, однодомное или двудомное растение, способы опыления.

    После выполнения задания указать:

    причины зацветания деревьев до распускания листьев или одновременно с их распусканием;

    признаки приспособления к опылению;

    названия растений, опыляемых ветром, насекомыми;

    биологические особенности древесных и кустарниковых форм растений, цветущих ранней весной.

    Экскурсию необходимо проводить в период цветения многолетних травянистых растений.

    Местом проведения экскурсии может быть школьный сад.

    • Экскурсия  №3 « Распознание различных видов растений своей местности»

    Задачи:

    1. на примере местной флоры в весенний период раскрыть ее разнообразие, выделив важнейшие признаки приспособленности трав, кустарников и деревьев;
    2. продолжить формирование умений выделять главное в наблюдаемых явлениях у объектов;
    3. способствовать переходу обучающихся с первого уровня познавательной самостоятельности на второй творческий (перенос способов действия);
    4. выработать у обучающихся потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;
    5. воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;
    6. научить преодолевать трудности в работе.
    7. Местом проведения экскурсии может быть школьный сад.

    Ход экскурсии

    1. задания группам.
    2. Консультации учителя.
    3. Составление отчета об экскурсии.

    Задание 1

    Установить различия в росте и развитии однолетников и многолетников (травянистых растений), пользуясь следующими признаками: высота растений, наличие листьев, их количество, форма, размеры, окраска, способы опыления, наличие корней и подземных органов (рассматриваемое растение сопоставляют с гербарным экземпляром). Данные занести в таблицу.

    Характеристика растений        Названия растений

    Продолжительность жизненного цикла         

    Место произрастания (температура воздуха, освещенность)         

    Наличие цветка         

    Наличие листьев         

    Корневая система        

    После заполнения таблицы ответить на вопросы:

    каковы особенности ранневесенних растений (количество, размеры, частота встречаемости, цветение, появление листьев, окраска цветков, посещение их насекомыми)?

    каковы причины быстрого роста и развития ранневесенников (запас питательных веществ, местонахождение, наличие весенней влаги, тепла, света).

    Задание 2

    Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, ветер, снег).

    Задание 3

    Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

    После выполнения пяти заданий ответить на вопрос: каковы биологические особенности травянистых раннецветущих растений? Ответ записать в тетрадь при составлении отчета по экскурсии.

    Задание 4

    Провести наблюдения за кустарниками и деревьями по следующей схеме: название растения, жизненная форма, наличие цветков (одиночные или соцветия), наличие листьев, однодомное или двудомное растение, способы опыления.

    После выполнения задания указать:

    причины зацветания деревьев до распускания листьев или одновременно с их распусканием;

    признаки приспособления к опылению;

    названия растений, опыляемых ветром, насекомыми;

    биологические особенности древесных и кустарниковых форм растений, цветущих ранней весной.

         

    ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    Основная литература

    1. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. Природа. Неживая и живая. 5 кл. М.:Дрофа, 2006.        
    2. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Рабочая тетрадь Природоведение. Природа живая и неживая. Дрофа, 2011.

    Дополнительная литература

    1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
    2. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

    Средства обучения

    Объекты натуральные

    • набор муляжей плодов и корнеплодов,
    • плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
    • Оборудование лабораторное
    • Приборы
    • Лупа (7-10*)
    • Лупа препаровальная

    Приборы (демонстрационные)

    • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
    • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
    • Микроскоп учебный УМ-301
    • Иглы препаровальные
    • Пинцет анатомический с насечкой
    • Ножницы с одним острым концом
    • Скальпель брюшистый
    • Рулетка (10 м)
    • Укладка для луп (по 10 шт)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

    Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

    Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы.

    Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы....

    Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

    Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  В  УМК входит:учебник «Введение в общую био...

    Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

    Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

    Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

    Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений

    Данная рабочая программа предназначена для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образова...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 - 4 классов общеобразовательных учреждений

    Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009. №373 «Об ...