рабочая программа по природоведению к учебнику А.Плешакова
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Данная программа составлена с учетом стандартов основного образования по природоведению, примерной программы по природоведению. Используется учебник "Природоведение 5 класс" А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab5.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    В основу рабочей  программы по природоведению положено:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Примерная программа основного общего образования по природоведению («Сборник нормативных документов. Природоведение. Примерные программы.»М.:Дрофа, 2008)

-  Авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина («Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.» М., Дрофа, 2007).      

       Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на 2012-2013 учебный год.

      Учебный курс природоведения преподается в 5 классе.

      Цели  и задачи изучения природоведения в 5 классе:

1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

 

4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; безопасного поведения в природной среде; оказания простейших видов первой медицинской помощи.

            Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

          В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

       Форма обучения -  классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий.

        Методы обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ), самостоятельные работы со справочной литературой (обычной и электронной).

       Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.

        Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентации).

        Для проведения уроков используются  средства ИКТ, в т.ч. мультимедийное приложение к учебнику.

       Для реализации программы используется учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»

Основное содержание программы.

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

    Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент(опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.

    Практические работы

№ 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

№ 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

Тема 2.Вселенная (14 часов)

    Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

    Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Копернику.

    Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

    Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

    Демонстрации: карта звездного неба, модель Солнечной системы, глобус, фотографии планет .

     Практические работы

№ 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3.Земля (18 часов)

      Представления  людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

      Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

      Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

       Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

       Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

        Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей  и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

        Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

        Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.    

       Демонстрации: примеры простых и сложных веществ, смесей, опыты, демонстрирующие горение веществ, примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых).

       Практические работы:

№ 4. Описание и сравнение признаков веществ.

№ 5. Исследование 2 физических явлений.

№ 6. Наблюдение признаков химических реакций.

№ 7. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

     Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

     Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки.  Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

     Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

     Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

      Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

      Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

     Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

       Практические работы:

№ 8. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

№ 9. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

№ 10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

        Научные  представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

         Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники- первооткрыватели далеких земель.

         Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

        Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

       Здоровье человека и безопасность жизни.

       Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

      Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

      Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

      Демонстрации: ядовитые растения и опасные  животные нашей местности.

      Практические работы:

№ 11. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения.

№ 12. Измерение своего роста и массы тела.

№ 13. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Повторение ( 5 часов)

Повторение курса природоведения. Итоговая проверочная работа.

       

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

       В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать :

- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь

- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

- измерения роста, температуры, массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

практические работы

проверочные работы

1

Изучение природы

3

№ 1, № 2

2

Вселенная

14

№ 3

3

Земля

18

№ 4, №5, №6, № 7

4

Жизнь на Земле

14

№ 8,9,10

5

Человек на Земле

16

№  11, 12, 13

6

Повторение

5

Итоговая

Итого

 

70

13

1


Программное и учебно-методическое оснащение

Реквизиты программы:      

     рабочая программа на основе программы А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, «Дрофа»

УМК

обучающихся

/учебник, задачник, рабочая тетрадь  и их  реквизиты/

УМК

учителя

/методическая литература и ее реквизиты, СD диски, …/

учебник

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение

5 класс», «Дрофа»

Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»






















1. Биологические карты, М.Дрофа, 2005

2. Биологические лабиринты, М.Дрофа, 2005

3.  В.Н.Кириленко «Методическое пособие к учебнику Плешакова Природоведение 5 класс», М.Дрофа, 2008

4. А.Н.Томилин «Занимательно об астрономии», М. Просвещение, 2009

5. Е.Н.Демьянков «Познавательные задачи по биологии и природоведению», Орел, 2003

6. С. Авдеева «Природоведение 5 класс», Школа-Пресс, 2001

7. Н.И.Павленко «Естествознание 5-6 конкурсы, викторины, творческие задания», Школьная пресса, 2005

8. Цыбасова «Биология 5 класс. Олимпиады», Волгоград, 2010

9. Мультимедийное приложение к учебнику (CD диск),  М.Дрофа, 2011

10 Презентации к урокам








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс.А.А Плешакова,Н.Сонин.

1.Пояснительная записка.Природоведение5 класс. Программа по природоведению адресована учащимся 5 класса Новобрянской средней общеобразовательной школы, Заиграевского района республики Бурят...

Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой

«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/   Протокол № 1   от   « 29» августа 2012г....

Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой

«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/   Протокол № 1   от   « 29» августа 2012г....

рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой

Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...