Главные вкладки

    «Царство грибы. Отдел настоящие грибы».
    методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

    раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

    учить распознавать съедобные и ядовитые грибы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_griby.docx36.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

    Цели урока:

    Образовательные:

    раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

    учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;

    Развивающие:

    развивать понятия о многообразии живых организмов;

    продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в  решение проблемных вопросов и  вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к природе;

    развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

    Тип урока: изучение нового материала

    Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:

    Ход урока:

    НАСТРОЙ НА РАБОТУ: СМАЙЛИКИ ( слайд 1).

    Правила на доске: 1 мин. ( СЛАЙД 2).

    Сначала выслушай, затем задай вопрос.

    Максимальная активность каждого.

    Никакой критики.

    Ребята, мы с Вами сегодня совершим путешествие в лес. 1 мин

    А в пути нам будет помогать Старичок-Лесовичок. (на доске фотография). ( СЛАЙД 3).

     Мы поможем  ему узнать  многие тайны природы, а он в свою очередь  будет охранять нас  в дороге.

    Звучит музыка. Вот мы и очутились в лесу.

    Здравствуй, лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чём шумишь листвою

    Ночью тёмной, грозовою?

    Что нам шепчешь на заре,

    Весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Всё открой, не утаи,

    Ты же видишь, мы свои!                                                                                  

    Какое значение в природе имеет лес? (ответы детей). ( СЛАЙД 4).

    Отгадайте загадку: ( СЛАЙД 5).

    Под сосною у дорожки

    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть -
    Нет головы.
    У малютки-кавалера
    Чрезвычайно важный вид,
    Он в огромнейшем сомбреро.На одной ноге стоит.

    ( Гриб).

    - Ребята, о чём говорится в загадке?  О грибах.

    - Сегодня мы вспомним всё, что вам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

    - На какие вопросы о грибах вы хотели бы получить ответы? (ответы детей).

    - Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

    Запишите тему урока: «В царстве грибов». ( СЛАЙД 6).

    Лесовичок уже долгое время живет в лесу и ничего не знает о грибах. Ребята, он просит, чтобы Вы ему рассказали о них. Поможем Лесовичку? ( да).

    - Существует целая наука, посвященная изучению грибов. А как она называется, посмотрите в тексты и найдите ее название. ( ответы детей).

    Она называется «микология»

                     Микология – наука о грибах. (СЛАЙД № 7) – в тетрадь.

    В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. ( СЛАЙД 7). – в тетрадь.

    -  Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

    - Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

    (Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

    - Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».

    - Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (ответы детей).

    Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков .

    -В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».

    И все таки что же такое грибы? Я предлагаю Вам опять обратиться к тексту и найти определение. Работа с текстом. Ответы детей. 

    Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. ( СЛАЙД 8)

    - А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? ( найти в тексте ). Они питают

    деревья , служат кормом для животных. Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов. ( СЛАЙД 9).

    - Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

    - Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).

    - Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

    - А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка). ( СЛАЙД 10)

            

    - Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

    Ребята, а что нужно делать, если  случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач.

    Звонит мобильный телефон. ( СЛАЙД 11)

    - Ой, ребята, извините, пожалуйста.

    - Алло, доктор Пилюлькин?

    - Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.

    - Спасибо большое, доктор Пилюлькин!  До встречи!

    Входит доктор Пилюлькин.

    - Здравствуйте, ребята!

    - Здравствуйте, доктор Пилюлькин!

    - Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

    - Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

    1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно  

        вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».

    2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

        Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

        Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

        В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

    3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для  

        исследования в лаборатории.

             - И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

              - Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

              - Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

            - Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!

                      Доктор Пилюлькин уходит.

    Ребята, давайте еще раз напомним Лесовичку о съедобных и ядовитых грибах.

    (СЛАЙДЫ 12, 13).

    Показ слайдов.

    Итак, ребята, Лисовичок понял, что грибы это  особое царство живой природы.

    Устали? Физкультминутка. (СЛАЙД 14)

    Дети утром рано встали,

    За грибами в лес пошли.

    (Ходьба на месте.)

    Приседали, приседали,

    Белый гриб в траве нашли.

    (Приседания.)

    На пеньке растут опята,

    Наклонитесь к ним, ребята,

    Наклоняйся, раз-два-три,

    И в лукошко набери!

    (Наклоны.)

    Вон на дереве орех.

    Кто подпрыгнет выше всех?

    (Прыжки.)

    Если хочешь дотянуться,

    Надо сильно потянуться.

    (Потягивания — руки вверх.)

    Три часа в лесу бродили,

    Все тропинки исходили.

    (Ходьба на месте.)

    Учитель: ребята, Лесовичок благодарит Вас за такое познавательное путешествие. ВЫ ему многое рассказали о грибах. Он, к сожалению, не смог продолжить путешествие, но оставил письмо, в котором предлагает выполнить задания.

    СЛАЙД 15. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.

    РАБОТА В ГРУППАХ:

    1 группа: 5 мин.

    1 конверт.

    - Каково строение гриба?

    1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.

    2. Возьмите схему строения гриба и наклейте ее на большой лист бумаги.

    3. Подпишите все его части.

    2 конверт.

    1.Внимательно изучите ребус.

    2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.

    3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.

    3 конверт.

    Нарисуйте на  большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.

     2 группа:

    1 конверт.

    Как питаются грибы?

    1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.

    2. Возьмите схему  и дополните ее, затем наклейте ее на большой лист бумаги.

    2 конверт.

    1.Внимательно изучите ребус.

    2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.

    3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.

    3 конверт.

    Нарисуйте на  большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.

    3 группа:

    1 конверт.

    Как размножаются грибы?

    1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.

    2. Возьмите схему  и дополните ее, затем наклейте ее на большой лист бумаги.

    2 конверт.

    1.Внимательно изучите ребус.

    2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.

    3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.

    3 конверт.

    Нарисуйте на  большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.

    4  группа:

    1 конверт.

    Грибы – паразиты.

    1. Внимательно изучите предложенный Вам текст.

    2. Сравните предложенные Вам картинки с картинками в тексте.

    3. Выберите только грибы – паразиты, наклейте их на большой лист бумаги, подпишите название и охарактеризуйте одним предложением.

    2 конверт.

    1.Внимательно изучите ребус.

    2. рассмотрите цветные картинки с изображением грибов.

    3. подберите картинку, которая будет являться ответом на ребус и наклейте ее рядом с ребусом на большой лист бумаги.

    3 конверт.

    Нарисуйте на  большом листе бумаге гриб, который Вам больше всего нравится.

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

            - Давайте подведем итоги.

              Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство

                            природы). Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

    2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). 

    3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и

            ядовитые). Что нужно делать при отравлении грибами?

             

            - Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

            - Сегодня мы так много узнали на уроке.

            - Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

            А теперь всем отдыхать!

         - Все спасибо за хорошую работу.

    Ребята, Лесовичок, благодарит Вас за ответы. А нам пора возвращаться домой. Но на прощанье Лесовичок дал нам несколько советов: 5 мин.

    Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться.

    Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался.

    Никогда не собирай грибы на промышленных пустырях и бывших помойках, а также вдоль автомагистралей.

    Если у тебя вызывает сомнение срезанная сыроежка, посмотри на ножку, у бледной поганки на ней есть характерный мешочек

    Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением.

    Домашнее задание: Напишите рассказ от имени одного из грибов. Представьте себя, например, боровиком. Что мог  бы боровик рассказать о себе, что он мог бы сказать или посоветовать людям. (Другая точка зрения)

    РЕФЛЕКСИЯ:

     Закончи предложение на выбор  (раздать детям). 3 мин.

    Самым интересным сегодня на уроке было …
    Самым сложным для меня сегодня было …
    Сегодня на уроке я почувствовал (а)  …
    Сегодня я понял (а) …
    Сегодня я научился (ась) …
    Сегодня я задумался (ась) …
    На будущее мне надо иметь в виду …

    Определение цвета настроения.

    Урок окончен, спасибо за работу.

    Дерево настроений!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"

    Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...

    Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

    Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

    Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

    Урок биологии в  7 классе по теме «Царство  Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...

    Визитная карточка урока на тему "Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека".

    Визитная карточка урока на тему "Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека"....

    Тема: «Царство Грибы. Общая характеристика грибов. Грибы Калмыкии».

    Дано описание признаков Царства Грибов, их сходство и различия с Царствами Растений и Животных , строение грибов....