Домашние задания как стимул повышения интереса к биологии
методическая разработка по биологии на тему

Бутырина Елена Ивановна

выступление на МО учителей естествознания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Бутырина Е.И.

Домашние задания как стимул повышения интереса к биологии

(выступление на МО учителей биологии, географии, химии)

Достижение высоких результатов обучения во многом зависит от рациональной организации учебной деятельности учащихся при выполнении ими домашнего задания. Общеизвестно, что домашние задания способствуют закреплению и усвоению изученных на уроке знаний, формированию учебных умений, развитию познавательной самостоятельности, мышления. Но также домашние задания должны повышать интерес к биологии. Однако часто отмеченные функции домашнего задания реализуются слабо. Одна из причин этого состоит в том, что ученикам предлагается прочитать текст учебника, пересказать его, подготовиться к ответам на вопросы. Понятно, что такое домашнее задание явиться стимулом повышения интереса к предмету не может.

 

1. Работа со средствами информации

 

Самыми распространенными из дополнительных являются задания по подготовке сообщений, написанию рефератов на основе чтения научно-популярной литературы, ознакомления с материалом электронных пособий или сайтом Интернета.

Работа со средствами информации развивает:

•         Навыки работы с научно-популярной и справочной литературой.

•         Умение находить информацию в Интернете.

•         Умение использовать найденную информацию для подготовки сообщений.

Но главный недостаток таких заданий состоит в том, что подготовка занимает много времени, но учащиеся зачастую творчески не перерабатывают материал, не могут отобрать главное, а механически списывают материал, перепечатывают с компакт-диска или скачивают его из Интернета, часто его не понимая.

 

2. Творческие задания

 

Повышению интереса к изучаемому материалу в большей степени способствуют творческие задания. Например:

•         Для учащихся, имеющих литературный талант: написать стихи,

Сочинения.

Например, «Путешествие по клетке», «Путешествие капельки воды по зеленому растению», «Путешествие молекулы кислорода по организму человека».

•         Для хорошо рисующих – сделать рисунки, таблицы

•         Кроссворды

•         Криптограммы

•         Ребусы, шарады

•         Викторины

•         Презентации

 

3. Исследовательская деятельность

 

К сожалению, обычно крайне редко учащиеся получают задания на проведение наблюдений за растениями и животными. Однако эти задания играют большую роль в усвоении содержания изученного материала и в подготовке к восприятию на уроке нового.

 

а) Наблюдения

 за распусканием почек у черенков

 за прорастанием семени

 за ростом растения

 за жизнью птиц

 за насекомыми

 за рыбами (выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок)

 наблюдения за своим организмом (подсчет пульса, измерение температуры тела в разное время суток)

 

б) Опыты с растениями:

Влияние условий на рост и развитие комнатных растений

  1. Влияние насекомых-вредителей на комнатные растения
  2. Явление фототропизма
  3. Влияние недостатка света на светолюбивое растение
  4. Влияние избытка света на теневыносливое растение
  5. Влияние света на цвет листьев растения
  6. Влияние недостатка влажности на  влаголюбивое растение
  7. Влияние избытка влажности на  засухоустойчивое растение
  8. Влияние температуры на развитие растений
  9. Влияние обрезки на рост растения

Влияние условий на рост и развитие культурных растений

Объектами для опытов удобно использовать бобовые культуры, так они быстро прорастают, и их семена имеют довольно большие размеры.

  1. Влияние количества питательных веществ на прорастание семян
  2. Влияние глубины заделки семян на их прорастание
  3. Влияние размера корневой системы на развитие растения (пикировка)
  4. Влияние конкуренции на рост и развитие растений
  5. Влияние удаления верхушки на развитие растения
  6. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растения

Влияние вредных факторов на растения

  1. Действие  взвеси  синтетического клея на растительный организм
  2. Действие раствора ацетона на органы растения
  3. Действие раствора спирта на органы растения
  4. Действие бензина на растение

Опыты такого плана можно использовать для профилактики токсикомании и употребления алкоголя.

 

4. Изготовление дидактического материала

 

  1. Изготовление дидактических карточек-заданий
  2. Составление генетических задач по заданной схеме
  3. Изготовление тестов по данной теме

5. Игровые задания

 

Наиболее творческие дети очень любят проводить на уроках учебные игры:

  1. «Поле чудес»
  2. «Своя игра»
  3. «Найди лишнее» и др.

6. Летние задания

 

Для того, чтобы закрепить материал, изученный за год, и, конечно, повысить интерес к биологии, ученикам дается задание на лето.

Ученик не просто сам собирает материал, но и готовит по нему сообщение:

  1. Культурные и декоративные растения, украшающие наш город.
  2. Культурные полевые растения
  3. Сорные растения
  4. Лекарственные растения
  5. Растительность пригородных лесопосадок
  6. Растения влажных и засушливых мест

При определении домашнего задания необходимо применять дифференцированный подход, в соответствии с которым должны предусматриваться специальные задания для отстающих учеников, для более сильных школьников, для развития интереса к биологии.

Целесообразно также учитывать интерес учащихся к тому или иному виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната»

В статье рассказывается о методах и приемах, используемых при подготовке домашнего задания для повышения мотивации обучения. Формы работы способствуют развитию внимания, памяти, мышления, снижают утом...

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Тематическая карта-задание как средство повышения эффективности обучения биологии

Статья содержит описание приемов использования на уроках биологии и внеурочных занятиях тематические карты-задания....

Домашнее задание как средство повышения качества образования

Домашнее задание как средство повышения качества образования...

Статья на тему: Домашние задания как средство повышения мотивации учения в 5 – 6 классах

В работе рассматривается проблема низкой мотивации у современных подростков. Описаны отличия современных подростков и их предшественников в процессе обучения. Приводятся аргументы,почему сейчас можно ...

Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках русского языка

В статье проанализирован дифференцированный подход обучения русскому языку в русских школах. Выделены особенности обучения и влияние на процесс обучения....