Опыт работы
статья по биологии по теме

Ремезевич Оксана Петровна

Самостоятельная работа на уроках биологии, как средство формирования самостоятельности на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx63.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт                                                                                                                                                      

                                            Учитель года - 2012

Самостоятельная работа на уроках биологии, как средство формирования самостоятельности обучающихся

Ремезевич Оксана Петровна

учитель биологии

МКОУ «Таскатлинская СОШ»

Содержание:

  1. Актуальность……………………………………3
  2. Теоретическое обоснование………………….4
  3. Система опыта ………………………………..5
  4. Результативность опыта……………………16
  5. Библиографический список…………………..20
  6. Приложение к опыту …………………………21

Актуальность  

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти ребенка на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.

Задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

В настоящее время в теории и практике обучения биологии сложились противоречия между объективной потребностью в формировании у школьников стремления к самообразованию и недостаточным его развитием в практике обучения; между аксиологическим потенциалом материала о живой природе  и его недостаточным использованием при изучении биологии из-за уменьшения количества часов на биологическое образование.

Выбор темы продиктован относительно низким уровнем сформированности рациональных приемов самостоятельной работы  у учащихся.

Актуальность темы определяется необходимостью:

- социальным заказом общества на человека способного активно и осознанно учить в приобретении знаний;
- готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием;
- научить рациональным приемам самостоятельной работы;
- научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Идея опыта: использование методики организации самостоятельных   работ  при изучении биологии способствует развитию у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу, стремления к самообразованию.

Проблема, над которой я работаю - «Самостоятельная работа на уроках биологии, как средство формирования самостоятельности обучающихся».

Цель работы:

-       Повысить уровень своей профессиональной  деятельности;

-       Способствовать формированию самостоятельности  у обучающихся.

Задачи, которые я решаю в ходе работы над этой проблемой:

-       Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;

-       Совершенствовать профессиональные навыки в использовании методики организации самостоятельных работ;

-       Проводить диагностику, мониторинг и анализ результатов использования данной методики, в том числе диагностику исходного уровня развития самостоятельности  обучающихся.

Теоретическое обоснование

 В качестве важного и эффективного средства активизации учения школьников всегда рассматривалась самостоятельная работа.

Это нашло отражение в практике работы передовых учителей (Н.П.Гузик, С.Н.Лысенкова, Ю.Л.Львова, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов и др.). Особое внимание они обращают на то, что самостоятельная работа, обеспечивая ученику активную позицию в процессе учебной деятельности, в значительной степени влияет на отношения учителя - ученика - класса, ведет к формированию ответственного отношения к учению, делает труд школьников радостным и "победным", дает возможность выйти за рамки школьного учебника, а значит, готовит учащихся к самостоятельному приобретению знаний.

Проблеме самостоятельной работы посвящены многочисленные исследования, проведенные дидактами, методистами, психологами (В.П.Беспечанский, Н.Ф.Буланкина, А.К.Громцева, Н.Г.Дайри, Б.П.Есипов, Л.В.Жарова, М.П.Кашин, Г.Д.Кириллова, Ю.Н.Кулюткин, Р.Г.Лемберг, И.Я.Лернер, И.И.Малкин, О.А.Нильсон, П.И.Шдкаси-стый, Н.А.Половникова, М.Н.Скаткин, В.П.Стрезикозин, Г.С.Сухоб-ская, И.Э.Унт, Т.И.Шамова и др.).

Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знаний или овладение умениями (авторы Брунов Е.П., Богоявлинская А.Е., Бровкина Е.Т.и другие).

Система самостоятельных работ по биологии помогает решению поставленных учебно-воспитательных задач: знакомству с основами биологической науки, формированию научно-материалистического мировоззрения, развитию логического мышления, любознательности, интереса, подготовке к самообразованию в области биологии, профессиональной ориентации на биологические специальности, экологическому образованию, осуществлению гигиенического воспитания.

При выполнении самостоятельных работ происходит дальнейшее формирование таких общеучебных умений и навыков, как работать с учебником, наглядными пособиями, тетрадями на печатной основе, выполнять домашние задания и др. Систематическое выполнение самостоятельных работ способствует повышению качества знаний учащихся, формированию умений и навыков наблюдать, анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы.  

Система опыта

Проведенный анализ  методической литературы позволил выявить способы организации самостоятельных работ учащихся.

Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:

  1. копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;
  2. репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;
  3. продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;
  4. собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:

  1. Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
  2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  3. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  4. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

  В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
  2. Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
  3. Решение задач и практические, лабораторные работы.
  4. Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
  5. Доклады и рефераты.
  6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

  1. предусматривать ее место в структуре урока;
  2. ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  3. предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  4. определять форму заданий;
  5. устанавливать оптимальную длительность работы;
  6. подбирать соответствующий дидактический материал;
  7. предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Работа с книгой

  Работа с учебником стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Для этого провожу работу с учебником  на каждом уроке и на разных её этапах, исходя из его задач. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае, учащиеся могут какую-то часть проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям с привлечением средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научиться использовать книгу при выполнении домашних заданий.

Работа учащихся  с учебником  – довольно распространенный  вид учебной деятельности учащихся по биологии. Чтобы успешнее осуществить этот метод, сначала нужно научить учащихся работать с учебником, использовав для этого первые уроки биологии. Для этого я сначала формирую некоторые специальные умения ориентироваться в учебнике.  Это уметь называть основные части учебника и объяснять значение каждой части, по определению определять содержание глав, быстро находить параграфы. Можно рекомендовать следующий порядок работы с учебником: прочитать сначала заглавие параграфа и подумать о том, какой смысл в него вложен, а затем целиком весь текст параграфа продумать, что здесь является главным; в процессе чтения рассмотреть относящийся к тексту рисунок, найти основные части рисунка, объяснить смысл рисунка, составить вопросы к нему; прочитать статью по частям и рассказать каждую часть в отдельности; рассказать всю статью; ответить на вопросы в конце параграфа. Можно, составить план статьи, найти главные мысли, выписать новые термины, составить схемы, заполнить, пользуясь учебником таблицу.

Составить разноуровневые вопросы к тексту (с ответом да или нет и с развернутыми ответами). Составить кроссворды, ребусы, загадки по

пройденной теме. Составление текстов с пропущенными словами, тестов, составление рассказов с биологическими ошибками. Можно использовать учебник в качестве справочника, а также для лабораторных занятий с раздаточным и другим материалом. Чтобы учащимся было более интересно работать с книгой и не пропал интерес задания постоянно нужно менять и с каждым разом их усложнять.

  При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке в 6 классе на тему “Класс двудольные. Семейство Крестоцветные” учитель предлагает учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.

После работы с текстом учебника проводится беседа.

При закреплении знаний о строении семян двудольных растений учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: «Прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли».

Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 6 классе задание: «Рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки».

На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян, учитель дает задание: «Рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются?».

В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к

среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.

С проблемой самостоятельной работы  по источникам литературы сталкиваемся постоянно. Самостоятельная работа на уроках является одним из методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимо через процесс усвоения предметных знаний готовить школьника самостоятельно действовать в условиях неопределенности. Целенаправленно формируя умения учащихся самостоятельно усваивать знания в ходе обучения биологии, можем повысить качество обучения  учащихся.

Так как к каждому учащемуся нужен определенный подход я организую  работу с текстом учебника на уроках  согласно принципу дифференциации и свожу к трем уровням: 1-поисково-репродуктивная работа, 2-сравнительно-аналитическая работа, 3-творческая работа.

К поисково-репродуктивной работе относится:

1.  Ответы на вопросы параграфа

2.  Комментированное чтение

3. Заполнение таблиц

4. Работа с терминами

5. Составление схем

6. Составление опорных конспектов

7. Составление плана к тексту параграфа

К  сравнительно-аналитической работе с учебником относятся:

  1. Задания по работе с иллюстрациями учебника
  2. Сравнительный анализ данных таблиц и схем
  3. Пометка на полях

Творческая работа с учебной литературой

1.  Составление вопросов творческого характера

2.  Составление рассказа с биологическими ошибками

3.  Составление текстов с пропущенными словами

4.  Составление различного вида тестовых заданий

5.  Составление кроссвордов, ребусов, загадок

    Все описанные методы работы с текстом позволяют организовать работу не только с учебником, но и другими источниками информации.  

Виды самостоятельных работ

Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности, предложенную И.И. Малкиным, который выделяет следующие виды самостоятельных работ:

1. Работы репродуктивного типа: а) воспроизводящие; б) тренировочные; в) обзорные; г) проверочные.

2. Работы познавательно-поискового типа: а) подготовительные; б) констатирующие; в) экспериментально-поисковые; г) логически-поисковые.

3. Работы творческого типа: а) художественно-образные;  б) научно-творческие работы; в) конструктивно-технические.

4. Работы познавательно-практического типа: а) учебно-практические; б) общественно-практические.

Приведем примеры на каждый из описанных типов самостоятельных работ:

Работы репродуктивного типа

а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы “Вода”, учитель предлагает задание: подготовить ответ по следующему плану: свойства воды; три состояния в которых вода встречается в природе. Все эти сведения следует вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы “Млекопитающие” можно предложить учащимся  задание: Прочтите текст «Млекопитающие» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Млекопитающие

(1) Млекопитающие — самые высокоорганизованные позвоночные животные. (2) Опорой тела всех млекопитающих во взрослом состоянии служит внутренний костный или хрящевой скелет, в котором сохраняется хорда. (3) Дыхание у всех млекопитающих легочное. (4) В кровеносной системе имеется четырехкамерное сердце и два круга кровообращения. (5) Млекопитающие,  так же как и птицы, имеют непостоянную температуру тела. (6) Все млекопитающие — живородящие животные.

Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.

в) Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны.

г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения.

Работы познавательно-поискового типа

а) Подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Например: при изучении темы «    »

учитель может поставить перед учащимися следующий вопрос:

«Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В  каких  отделах

пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут  перевариваться  его составные части?

Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. Можно сказать, что самостоятельные работы данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала.

б) Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления.  По теме «Дыхание растений»  6 класс проводится лабораторная работа, по результатам которой дети делают описание результатов опыта, делают выводы и объясняют их.

в) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, “открывают” законы и т.д. Например, установить причинно-следственные связи между строением и функциями биополимеров и органоидов клетки, органов, систем органов, движущими силами и результатами эволюции, установить взаимосвязи организмов в экосистемах, их приспособленность  к среде обитания.

 Учитель подтверждает правильность выводов, даёт определения и организует дальнейшую работу учащихся с дисками.

Данный вид учебных занятий – эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.

г) Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.

К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам. Примеры вопросов-заданий: «В чём отличие плоских червей  от кишечнополостных?», «Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей» и т.д. Подобные работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.

Работы творческого типа

а) художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Так при изучении темы «Испарение воды листьями»  учащимся предлагается

написать собственную сказку «Путешествие капельки воды».  В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

б) Научно-творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д. Примером такого задания служит определение систематического положения 7 насекомых из сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского. Вовлечение учащихся в подобную работу – важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.

в) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование. Примером может служить создание  презентаций.   

Работы познавательно-практического типа

а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.

б) Общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.

Лабораторные работы

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет календарные планы проведения уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок.

Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

Однако к такому роду работ учитель готовит школьников постепенно путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельной работы. С этой целью во время проведения лабораторной работы при изучении первых тем курса биологии в 6 классе учащиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, учитель спрашивает учеников, как они должны выполнить этот пункт.

Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.

В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.

После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

В других случаях после постановки познавательных задач урока учитель дает карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.

Организуя такую самостоятельную работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.

Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении.

Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что учитель сообщает накануне тему и задачи экскурсии, распределяет по группам задания для самостоятельной работы. Проводит беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчета.

Например, первая экскурсия в 6 классе “Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”

В ходе маршрута учащиеся знакомятся с видами растений и животных, с их особенностями строения в условиях этой среды обитания. Учитель обращает внимание на различную окраску листьев, на поведение животных осенью; на разнообразие плодов и семян и способах их распространения.

Затем учащиеся распределяются на группы и выполняют самостоятельную работу по следующим заданиям.

Задание 1.

  1. Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно в данной местности. Каковы особенности их строения?

2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Задание 2.

1) Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью

Задание 3.

1) Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
2) Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.

Задание 4.

1) Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения. 
2) Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

После экскурсии учащиеся делают отчеты.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней – закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные работы.

При закреплении знаний использует познавательные задачи. Например, при изучении темы “Плоды” в 6 классе. Мы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у школьников находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответы на вопросы:

– Можно ли их назвать плодами?

– Какими признаками характеризуются плоды?

К учебникам есть рабочие тетради на печатной основе, и учащиеся выполняют задания в тетрадях. Часть номеров учитель задает домой. При проверке этих заданий ставится “+”, если задание сделано верно, и “-”, если задание неверно. Если выполнение задания затруднено, ребята обсуждают его на уроке в форме беседы.

Любая самостоятельную работу в классе или дома, которую задает учитель, должна быть проверена и оценена.

Домашнее задание

Проверка домашнего задания может быть разнообразной: фронтально, выборочно, при помощи письменного опроса, дидактических карточек- заданий, пересказа, тестирования, диктанта.

Так в 6 классе проверку домашнего задания по теме «Вегетативное размножение покрытосеменных растений» можно провести, используя следующее задание:

 Выпишите номера способов вегетативного размножения, против них запишите номера растений, размножающихся такими способами:

I. Усами

II. Ползучими побегами

III. Клубнями

IV. Луковицами

V. Корневищами

VI. Корневыми отпрысками

VII. Листьями

VIII. Отводками.

1. Тюльпан дубравный. 2. лук репчатый. 3. Осот жёлтый. 4. картофель. 5. Земляника лесная. 6. Пырей ползучий. 7. Малина обыкновенная. 8. Бегония королевская. 9. Клевер ползучий. 10. Сансевьера. 11. Ландыш майский. 12. Астра многолетняя.

После проведения теста учащиеся часто дают себе самооценку. Для этого на доску учитель вывешивает таблицу, по которой они сами себя оценивают. Это очень важно, когда ребенок может сам оценить свои знания

Доклады

Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Учитель рекомендует учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.

Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках, интернете. Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность. Нельзя не согласиться с Есиповым Б.П. (3), что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объём домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

 

Результаты опыта

Для изучения самостоятельности  на уроках биологии  мною проведено диагностическое исследование, направленное на выявление самостоятельной деятельности.

В исследовании принимали участие ученики 8 класса (2010-2011 учебный год) - первая группа и ученики 8 (2011-2012  учебный год) - вторая группа.

В процессе исследования испытуемым предлагались различные виды практических и самостоятельных работ на уроках биологии. Как показало исследование, эти уроки стали для учащихся наиболее интересными, они увеличили продуктивность выполнения заданий.

Основной целью исследования являлось: выявление уровня самостоятельности учащихся. В качестве основных задач на данном этапе выступали:

1. Выявить отношение школьников к самостоятельной работе, стимулы самостоятельной учебной деятельности, сформированность мотивации к самостоятельной работе.

2. Определить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

3. Установить характерные черты и особенности учебной деятельности учеников, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы.

4.Оценить формируемые качества самостоятельной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.

Критериями выделения уровней могут быть:

1)степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);

2)содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных и устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащимися);

3)отношение учащихся к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества).

В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня самостоятельности:      

Подражательно-пассивный (низкий уровень).  Характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межпредметные связи. Поэтому предметные и общеучебные умения используются только в стандартных ситуациях. Слабо представлены умения, связанные с мыслительным анализом условий задач. Самоконтроль проявляется редко, главным образом на стадии констатации результатов деятельности. Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко, ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя.

Активно-поисковый  (средний уровень) - это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает сам педагог, но планировать ее решение учащийся может уже сам. Выполняя типовые упражнения, примеры, излагая текст, учащийся подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник. Проявляется интерпретирующая активность. Однако межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.).

Интенсивно-творческий (высокий уровень). Учащийся успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение учащегося устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: учащийся сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У учащихся, обладающих высоким уровнем самостоятельности, может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными и профессиональными намерениями учащихся. Наряду с этим хорошо выражены и общественно значимые мотивы: активное отношение к работе товарищей, готовность сотрудничать с педагогом, товарищами и т.д. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

   Методика «Самостоятельная работа», представляющая собой анкету с вопросами закрытого типа, применялась нами для решения первой задачи и была проведена среди учеников. Полученные результаты показали, что 0% учащихся первой  и второй групп относятся к самостоятельной работе отрицательно, 25% (1 человек) – безразлично (во второй тоже 25%) и 75% (3 человек) – положительно (во второй - 75%). В качестве мотивов, возникающих под ее влиянием, наиболее часто отмечалось желание проверить свои знания (75%), возможность проявить самостоятельность (25%).   Что касается видов работ, стимулирующих интерес и деятельность учащихся, то здесь самым распространенным ответом, как в первой, так и во второй группе, был выполнение практических работ (75% - 3 человек), второе место занимает выполнение тесто  (25% - 1 человека).  

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1.Большинство учеников относятся к самостоятельной работе положительно

2.В качестве мотива выполнения самостоятельной работы в основном выступает возможность проверить свои знания, а не возможность их пополнить и углубить, проявить самостоятельность.

3. Наиболее действенными стимулами самостоятельной учебной деятельности являются интересное задание, посильное задание, требовательность преподавателя.

В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, проводилось тестирование по основным вопросам биологии. Были получены следующие результаты: 50% (2 человека) – средний и 50% (2 человека) – низкий. Для обучающихся второй группы результаты распределились следующим образом: 25% (1 человек) – высокий уровень, 50% (2 человека) – средний, 25% (1 человек) – низкий.

   Также было установлено, что при выполнении самостоятельных работ школьникам чаще всего требуется объяснение задания и ответы преподавателя на вопросы, возникающие по мере его выполнения. Во второй группе были получены похожие результаты.

В процессе использования методики «Диагностика параметров самостоятельной деятельности школьников». Выяснялись и оценивались такие качества личности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Была проведена оценка преподавателем параметров самостоятельной деятельности учащихся и самооценка учениками параметров своей деятельности. Сравнивая полученные результаты, я пришла к следующим выводам: наибольшую выраженность получили такие качества самостоятельной деятельности, как ответственность, организованность, наименьшую выраженность – активность, мотивация.

Результаты диагностики были соотнесены с выделенными критериями и уровнями развития самостоятельности. В итоге выявилось, что 50% (2 человека) первой группы имеют высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий), 25% (1 человек) - средний уровень (активно-поисковый) и 25% (1 человек) - низкий (подражательно-пассивный). Что касается второй группы, то здесь 25% (1 человек) имеют высокий уровень развития самостоятельности, 50% (1 человек) – средний и 25% (1 человек) - низкий.

Таким образом, было выявлено, что у некоторых школьников самостоятельность как качество личности развита недостаточно, что связано с отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может эффективно развиваться на практических занятиях.  

Согласно структуре самостоятельности (мотив – умения – воля), можно отметить недостаточное развитие у учащихся одного или нескольких ее компонентов.

 Поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении, чтобы добиться более высоких результатов.

Библиографический список

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя /  Е.П. Бруновт [и др.].-  М.: Просвещение. 2004. С. 160.
  4. Веткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). Издательство Саратовского университета, 1998. 24 с.
  5. Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”, 2004.
  6. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы: Учебно- методическое пособие /  Н.П. Ерастов.- М.: Мысль. 2003. С. 79.
  7. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. -  М: Учпедгиз. 2004. С. 239.
  8. Железных В.Н Использование активных методов обучения / В.Н. Железных // Специалист. 2000. №6. С. 18.
  9. Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 2000
  10.  Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.:Просвещение, 2001.
  11.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972, 184 с.
  12.  Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998.
  13.  Савинова Е.В. О классификации самостоятельных работ школьников при изучении биологии /Е.В. Савинова // Материалы за 5 международную научно-практическую конференцию «Основные проблемы современной науки» 17-25 апреля. София «Бял ГРАД-БГ» ООД .2009 С. 54-57.
  14.  Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 классы). – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997.

 

 

 

 

 

Ремезевич Оксана Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...