Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
материал по теме

 

         Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабильность, повышается мотивация учения, активизируется познавательная деятельность, развиваются творческие способности. Данная система работы повышает компетентность всех участников педагогического процесса: педагогов, учащихся, родителей  по созданию комфортного протекания процесса обучения, расширяет возможности по укреплению  здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

                 Морозова Лариса Николаевна, социальный педагог МОУ

             

  1. Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта.

         МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у населения.

         Школа расположена в центральной части города, около неё находятся: стоматологическая поликлиника, ДДЦ «Юность», городская детская библиотека, ДК «Строитель», СЮН, СЮТ,  СОШ№3 и СОШ№13. Средний возраст жителей микрорайона 35-45 лет. Социальный состав родителей разнообразен: 25% - ИТР, 33% - служащие, 42% - рабочие. Большинство составляют семьи с двумя детьми, 6,5% - многодетные, 14,7% - неполные, 1,6% составляют неблагополучные семьи. В школе обучается 1003 учащихся, 43 класса-комплекта, работают 86 педагогов. Школа работает над темой «Управление инновационным потенциалом образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) в режиме перехода школы к профильному обучению».

           В течение трех лет работает  над темой «Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся».

           На протяжении первых лет работы наблюдала проблемы подростков, имеющих отклонения от норм поведения, которые сталкивались с затруднениями в протекании процесса обучения и развития. С такими подростками  было трудно работать не только педагогам, но и родителям. Из детей, которые сначала были капризными, несправляющимися с требованиями окружающей действительности, они превращались в несовершеннолетних правонарушителей. И  результатом девиантного поведения  у этой категории учащихся наблюдалось снижение школьной мотивации, нарушения в  учебном процессе, нарушение здорового образа жизни. Изучая методическую литературу, достижения социальных педагогов  в этой области,  решила систематизировать работу по этому вопросу в стенах  школы. Совместно с администрацией, педагогами, родителями  мы подошли к приемлемой системе работы по сопровождению ребенка в данный  период в его жизни.

        Для проведения исследования были взяты учащиеся, состоящие на внутришкольном учете и на учете в ОДН города Губкин.

                Актуальность опыта.

           В российском образовании назрела необходимость получения нового качества результатов обучения. Кризисная ситуация в образовании сложилась вследствие противоречия между необходимостью повысить его качество и невозможностью решить эту задачу за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Кроме того, вступление России в ВТО предполагает интеграцию России в процессе глобализации, резко повышающий требования к конкурентноспособности национального образования. Ведущие тенденции дальнейшего развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности.                Современное общество рассматривает образование как процесс, направленный на личностное саморазвитие обучающихся, расширение возможностей для творческой самореализации в различных видах деятельности.

          Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения для благоприятного обучения и развития ребенка.  

 Актуальность  темы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.

Отклоняющееся поведение у подростков – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: “Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие”, “ Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу”, “ Я лучше всех и понимаю все”, “Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая” и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором острого подросткового кризиса. В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработка параноидного взгляда на мир и др.

Вопросов  много. Одно можно сказать, что оставленные  без внимания подростки, если ничего не изменить, составят угрозу для общества. Они могут в недалеком будущем влиться в теневую экономику, криминальный мир, будут использоваться в политических и других «играх».

              Группы  риска - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.

              Согласно  определению, содержащемуся в Федеральном  законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1).

              В данной работе рассматриваются категории детей и подростков «группы риска» (подростки с девиантным поведением).

Объект  исследования – дети и подростки с девиантным поведением.

      Предмет исследования – социальная работа, проводимая с детьми и подростками с девиантным поведением.

      Цель – использовать  основные направления социальной работы  с детьми и подростками с девиантным поведением, для создания благоприятного микроклимата подростка

                        II Технология опыта

         Технологическая сторона  опыта «Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся» предполагает постановку следующих зачач:

      Задачи  исследования:

      1. Проанализировать  понятие «девиантное поведение». 

      2. Выявить   проблемы  социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением.

      3. Показать  работу социального педагога с детьми и подростками с девиантным поведением.

      4. Проанализировать методы работы с детьми и подростками с девиантным поведением в школе.

       

 Методы  работы:

  1. Методы анализа и синтеза научной, методической, публицистической и           периодической литературы.
  2. Социологические методы (опрос, наблюдение).
  3. Методы  статистики

 

              Оценка  любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

              Основные   виды   девиантного поведения   -   это   преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную  опасность.   Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность     девиантного     поведения в форме пьянства,  наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и прочее.

              Девиантное  поведение-это:

      1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

  2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных  норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства.

              Психические расстройства в форме акцентуаций  возникают у подростков по ряду причин:

      1. Часто психические расстройства  обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Так, если молодого человека «посадить на иглу», то через 2-3 недели он становится наркоманом.

              Особенно  провоцирует проявление ранее скрытой  акцентуации или патологии в период полового созревания. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции.

      Поскольку у подростков сексуальные потребности  часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.

      2. Сказываются трудности переходного  возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики:

      - перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие;

      - меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.

      3. Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Извечный вопрос молодых людей - «Какой я?» - сопровождается эмоциональными переживаниями по поводу своей внешности или личностных качеств, заниженной самооценкой и самоуничижением.

              Личностные  расстройства проявляются в нескольких формах:

      1. Отчуждение, которое проявляется в том, что ребенок, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» с травмирующей средой. Однако «уход» от конфликтной ситуации создает психологическую дистанцию между ребенком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек странный и чужой.

              Отчуждение  означает утрату эмоциональной связи  с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций.

      2. Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие  становятся доминирующими,  притупляются эмоции. В современных условиях подростки часто жалуются на кризисные состояния психики. Если такие переживания становятся хроническими, то нужна консультация психиатра.

      3. Депрессия – это состояние аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В молодости такие состояния являются обычным делом. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за события прошлого перед лицом жизненных трудностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, работоспособность заметно снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.

              Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что, если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством.

              Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими людьми и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

              Воспитательный  фактор в подростковом возрасте - это школа, которая может способствовать проявлению и развитию асоциального поведения подростков. Существенную роль в этой связи играют ориентиры школы и стиль осуществляемой в ней воспитательной работы. Так авторитарный характер воспитательной работы с применением педагогических средств, в которых преобладают различного рода санкции, наказания и ограничения; организация, формы, методы обучения, не создающие возможностей для успеха каждого подростка и недостаточная готовность учителей к работе с трудными детьми, могут выступать в роли «отклоняющегося» фактора поведения подростков.

              Таким образом, неблагоприятные условия  жизни, воспитание в семье и школе, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.

         Одним  из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков считается повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

              Во-первых,  необходимо в работе решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Эту работу  целесообразно проводить со старшеклассниками.

              В целом подготовка старшеклассников к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:

      - основы взаимоотношений в семье;

       - внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;

      - основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

      - основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка.

              Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму:

    - методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития;

      - пониманию влияния на ребенка окружающей среды;

      - умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею;

      - методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития.

      Во-вторых, в семьях, где уже возникла проблема в воспитании детей,  необходимо  создавать благоприятную нравственную обстановку во внутрисемейных взаимоотношениях.

       Обстановка  в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

              Следует подчеркнуть, что безнравственная  обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

           В-третъих,  работу необходимо направлять  на предупреждение ошибок в семейном воспитании.

              Как правило, в каждой нормальной семье  родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей.

              В-четвертых, нужно стараться помочь в формировании у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.

              В-пятых, необходимо решать  задачи по воспитанию с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества

              В-шестых, проводить беседы, направленные на недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

              В-седьмых,  необходимо недопущение приобщения детей и  подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

               В-восьмых,  побуждать ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.

           Работа с детьми девиантного поведения строится по следующим направлениям:

  1. социальная диагностика;
  2. организационно-воспитательная деятельность;
  3. коррекционная работа;
  4. просветительская работа;
  5. работа с учащимися;
  6. работа с педагогами;
  7. работа с семьей.

Основой деятельности являются следующие формы работы:

1 Индивидуальные беседы (беседы проводятся с учащимися и их родителями с целью информирования и консультирования);

2 Посещения на дому (посещаются семьи детей с девиантным поведением  с целью преодоления трудностей в освоении норм поведения и предотвращения правонарушений со стороны данных подростков );

3 Малые педагогические советы (малые педагогические советы проводятся с целью преодоления трудностей в освоении норм поведения и информирования родителей всеми предметниками школы);

4  Родительские собрания (тематические родительские собрания проводятся с целью недопущения роста преступности и совершения правонарушений несовершеннолетними) (см. приложение №3);

5 Родительский всеобуч (информирование и консультирование родителей об успеваемости их детей, рекомендации по преодолению неуспеваемости.)

 В  работе старается обеспечить создание оптимальных условий  учащимся для преодоления трудностей в отклонении от норм поведения.  План работы  направляю  на решение проблем в отклонении поведения, его цель -  помощь учащимся  в осознании себя как личности, в необходимости для той микросреды, в которой он находится.

В рамках школьного плана предполагается согласованная деятельность всех работников педагогического коллектива образовательного учреждения, а также совместная деятельность различных социальных институтов города.

 В основе изучения личности ребенка  лежит педагогическая диагностика, с помощью которой  изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, определяются их причины, отслеживаются истоки возникновения конфликтных ситуаций, исследуются условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка (см. приложение №2). При этом ведет работу с ребенком, классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, другим ближайшим окружением ребёнка. Для заполнения и сбора необходимой информации использует следующие информационные карты:

социальный паспорт семьи;

карта обследования социально-дезадаптированных

несовершеннолетних;

карта изучения личности, условий жизни подростка и его семьи;

карточка индивидуального изучения и учёта подростка;

паспорт семьи (многодетной, неблагополучной, опекунов);

социальный паспорт учащегося.

 После диагностики определяет систему мер социальной и психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.

Немаловажное внимание уделяет здоровью данных подростков. Проводит беседы, кинолектории, привлекает  работников здравоохранения с целью соблюдения  навыков здорового образа жизни.

Большое внимание уделяет профилактической работе. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями  ведет работу по раннему выявлению подростков с девиантным поведением, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, помогает в осуществлении квалифицированной правовой, психологической, а также материальной поддержки, что позволяет предотвратить необратимые процессы в отклонении от норм поведения (см. приложение №4).

В школе, в соответствии с планом работы, проводит мероприятия как профилактического характера (встречи, беседы, тренинги, по профилактике и недопущению правонарушений среди несовершеннолетних) так и практического (Дни здоровья, декада по профилактике употребления ПАВ, посещение кинотеатра и др.), где старается привлечь не только учащихся, состоящих на учете, но и подростков, склонных к правонарушениям (см. приложение №1).

Систематически проводит заседания Совета по профилактике, куда приглашаются не только дети, совершившие правонарушения, но и  ребята с девиантным поведением (пропускающие занятия, с слабоконтролируемым поведением, склонные к негативному влиянию).

Дополнениями к  работе считает необходимым проведение Дней правовых знаний с участием инспекторов по делам несовершеннолетних, сотрудников ОВД города. Этой работой  старается охватить все возрастные группы обучающихся, использует различные формы проведения мероприятий: классные часы, игры, правовые ринги, круглые столы, конкурсы стенгазет, плакатов, анкетирование и др.

Для  учащихся организовала «Консультативный клуб», куда они могут обратиться по правовым вопросам, по вопросам  межличностных отношений и им окажут квалифицированную помощь.

Большое  внимание уделяет занятости учащихся в свободное время.

С целью выявления интересов и склонностей учащихся провождит мониторинги, анкетирования, диагностику. В связи с интересами учащихся в школе ежегодно открываются новые кружки и секции. Этой работой старается заполнить свободное время подростков, заинтересовать их каким-либо видом деятельности.

В рамках просветительской работы оформила стенд «Для Вас, родители», где имеется информация по вопросам воспитания, нормативные документы, касающиеся несовершеннолетних, телефоны доверия  школы и города,  «Уголок правовых знаний» с соответствующими документами и материалами по теме правового просвещения. Проводит  индивидуальные беседы и консультации для родителей по вопросам воспитания.

Индивидуальную форму работы считает наиболее эффективной. Конечно, у каждого социального педагога есть свои проблемы и свои вопросы, но в такой школе, где обучаются разные дети:  и коррекционные дети, и обычные, проблема профилактики правонарушений  неизбежна. Так уж сложилось, что в школе есть классы, где детей, склонных к девиантному поведению, не один-два, а в три-четыре  раза больше. Вот и получается, что здесь может быть приемлема  только индивидуальная форма работы. В этих классах работу по профилактике правонарушений строю в тесном контакте классного руководителя, родителей и общественности.

Вопрос  об организации индивидуально-профилактикческой работы  среди несовершеннолетних считает необходимым в работе педагогического коллектива и поэтому неоднократно выступает на заседаниях педагогического  совета («Выработка единых требований к поведению учащихся, воспитание сознательной дисциплины и осознанного понимания дисциплины»),  совещаниях коллектива, совещаниях при директоре, заседаниях МО классных руководителей («Особенности работы классного руководителя с детьми девиантного поведения», «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся», «Особенности работы в классе, где обучаются дети девиантного поведения).

        Необходимым звеном  работы считает взаимодействие с педагогом-психологом школы.  Совместно с психологом разработала программу социально- психологического сопровождения несовершеннолетних в образовательном  учреждении.

        Цель программы – объединение усилий социального педагога и педагога-психолога для оказания помощи учащимся, нуждающимся в социально - психологическом сопровождении. В социально-психологической работе выделяет следующие направления: профилактика правонарушений, индивидуальная помощь в решении конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, защиту прав каждого ребёнка и взрослого,  работу по сохранению психологического и физического здоровья детей и другие.

        В результате реализации этой программы проводит беседы, анкетирования, тестирования.

        Систематически выступает на педагогических советах, на совещаниях с целью консультирования педагогам в вопросах работы с детьми с девиантным поведением. В этой работе видит большой смысл, т.к. педагоги уже на ранних стадиях помогают выявить подростков с отклонениями в поведении (см. приложение №5).

        Совместная работа в течение всего общения с  детьми девиантного поведения, позволяет  найти выход из сложившихся ситуаций. Совместная деятельность социального педагога и психолога формируют систему действий, включающую их самих и те организации, с которыми они сотрудничают в процесс решения конкретных задач.

                                III Результативность

          В школе, где численность учащихся превышает тысячу, как уже упоминалось выше, обучаются дети не только в классах общеобразовательного, углубленного типа, но и в классах коррекционно-развивающего типа. Как показывает практика в классах коррекционно-развивающего типа детей с девиантнам поведением в несколько раз больше, чем в других классах. Но вышеизложенная система работы позволяет  достичь следующих результатов:

Учебный год

Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН

Количество неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН

2007-2008

21

13

2008-2009

17

9

2009-2010

9

5

Из данной таблицы видна положительная динамика работы.

                          Библиографический список:  

  1. Беличева С. А. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: Изд. консорциум «Социальное здоровье России»., 1991. -  199 с.
  2.  Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.  
  3. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой.  СПб.: Питер, 2008.
  4. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения.  М.: Издательский центр "Академия", 2003
  5. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Колесникова Г.И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевия. – Ростов н / Д: Феникс, 2007.
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник.  М.: Гардарики, 2005.
  8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  9. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  11.  Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. М. : МГПУ., 1995. - 440 с.
  12. Ушинский К. Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии» // Собр. соч. : в 11 т. Т. 10. М., 1948–1951. -  С. 49.
  13. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.  М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

      1. Журнал «Социологические исследования» 1999 год №1                                

            Л.А.Журавлева «Факторы и условия наркотизации молодежи»

     2. Журнал «Социологические исследования» 2000 год № 4 С.А.Быков

«Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности»

      3. Журнал «Социологические исследования» 1998год № 8 Т.В.Ковалева,        

О.КСтепанова «Подростки смутного времени»

      4. Журнал «Социологические исследования» 1998год № 8, О.С.Осипова

«Девиантное поведение: благо или зло”.

      5.  Журнал «Вестник психосоциальной и коррекционной работы» 2000              

           год № 4 М.В.Цилуйко «Влияние средств массовой информации на

           формирование противоправного поведения подростков”

                                        Приложение к опыту.

  1. Приложение №1 - План работы          ……………………………17-25
  2. Приложение №2  - Диагностические материалы………………..26-36
  3. Приложение № 3 – Материалы выступлений на родительских                              

собраниях…………………………………………………………..37-57

  1. Приложение №4 -  Материалы консультативной деятельности..58-81

  1. Приложение № 5 – Материалы выступлений для педагогов……82-92

  1. Приложение № 6 – Профилактическая работа с подростками… 93-101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. По...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации

Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...