программа учебной дисциплины "Биология"
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Елена Викторовна  Ворона

Программа учебной дисциплины "Биология" для НПО ( технический профиль ) 78 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_biologiya_78.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ - №75»

                                                                                                                         Утверждаю:

Директор ГОУ НПО ПЛ-75

Монин В.В._____________

                                                                                           «31»  августа 2012г.

(печать)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

2012


 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

для профессий начального профессионального образования

Авторы:  ВОРОНА Е.В, преподаватель химии и биологии , первой квалификационной   категории ,ГОУ НПО ПЛ №75 р.п. Озинки

Рецензенты:



____________________________________________________________________    

(Ф.И.О., с указанием должности и места работы без сокращений)

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Биология» предназначенной для изучения биологии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО  по специальностям НПО (сварщик (электросварочные  и  газосварочные  работы )) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС НПО третьего поколения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по «Биологии» на базовом уровне в пределах основной образовательной программы начального профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Биология изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО технического  профиля в учреждениях НПО – в объеме 117 часов. Программа включает в себя элементы профессионально- направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой учебной дисциплины предусмотрено проведение лабораторных и практических занятий, перечень которых носит рекомендательный характер.

Для улучшения усвоения учебного материала применяются традиционные и современные средства обучения. При изложении материала соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ учЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. условия реализации  учебной дисциплины

22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ »

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ »

является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 150709.02 «Сварщик (электросварочные  и  газосварочные  работы». Рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях НПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «БИОЛОГИЯ »  входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу  программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.


В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать/понимать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

78

Биология


Введение


1. Учение о клетке

11

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

8

3. Основы генетики и селекции

15

4.Эволюционное учение

14

5. История развития жизни на Земле

9

6. Основы экологии

16

7 Бионика

2

Зачет

2

Итого

78

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

Лекции

66

Лабораторные и практические  занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося  (всего)

39

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций;


выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);


подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

Итоговая аттестация в форме контрольной работы за первый год обучения, и дифференцированного зачета  за второй год обучения

Перечень лабораторных и практических работ

Наименование лабораторных и практических работ

Количество часов

1

Лабораторные работа №1: Приготовление и описание  микропрепаратов  клеток растений

1

2

Практическое работа № 1: Родословная человека  и их анализ

1

3

Лабораторная работа№2 : Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная  оценка возможного их влияния на организм

1

4

Контрольная  работа по теме : «Основы генетики»

1

5

Практическая работа № 2: Приспособление организмов к разным средам обитания ( водной , наземно-воздушной , почвенной )

1

6

Контрольная работа по теме : «Эволюционное учение»

1

7

Практическая работа № 4: Составление схем передачи  веществ и энергии  по цепям  питания в природной экосистеме и в агроценозе

1

8

Практическая работа № 5: Описание  и практическое создание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум )

1

9

Практическая работа № 6: Сравнительное описание одной из естественных  природных систем ( например ,леса ) и какой- нибудь агроэкосистемы ( например , пшеничного поля )

1

10

Практическая работа № 7: Решение экологических задач

1

11

Итоговая контрольная работа

2

Итого:

12

Перечень самостоятельных работ

Наименование тем

Виды самостоятельных работ

Количество часов

1

Клеточная теория строения организмов .история и современное состояние.

Проектно- исследовательская деятельность



4

2

Доказательства  разной интенсивности метаболизма  в разных условиях  у  растений и животных

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




3

3

Бесполое размножение  ,его многообразие и практическое использование

Работа над выполнением рефератов:

Тематика:

1.Биологическое значение митоза и мейоза.

2Биологическое значение чередования поколений





2

4

Влияние  окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов

Работа над выполнением рефератов:

1.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка

2.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.


3


5

Успехи современной генетики  в медицине и здравоохранении

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов


2



6

История происхождения отдельных сортов  культурных растений .Центры многообразия и происхождения культурных  растений и домашних животных .

Проектно- исследовательская деятельность





3



7

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Проектно- исследовательская деятельность



2


8

Адаптивная радиация организмов ( на конкретных примерах ) как результат действия естественного  отбора

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




3



9

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных  возможностей


Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




2

10

Современные  представления о зарождении жизни.

Проектно- исследовательская деятельность



2

11

Современный этап развития человечества .Человеческие расы Опасность  расизма  .

Работа над материалом учебника


2





12

Воздействие человека на природу на разных этапах развития человеческого общества

Работа над выполнением рефератов.

Тематика:

1.Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. 

2.Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.







3



13

Пути повышения биологической продуктивности  в искусственных экосистемах Экологические кризисы и экологические катастрофы

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




4




14

Рациональное использование и охрана  ( конкретных ) невозобновимых природных ресурсов , возобновимых природных ресурсов

Проектно- исследовательская деятельность





4

Итого:

39

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- комплект учебно-методических пособий по биологии;

- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарии, лабораторная посуда и химические реактивы)

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и

мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы :

Основные источники:

1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2009.

2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2007.

3.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2007.

4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2007.

Дополнительные источники:

1. Журнал. 1 сентября Биология: приложение к газете 1 сентября учрежден Министерством образования и науки РФ

2. Журнал. Биология в школе. Научно-методический журнал. Учредитель: ООО «Школьная пресса»

3. Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа: www.krugosvet.ru

4. Интернет-ресурс. Библиотека института «Открытое общество». Форма доступа: www.auditorium.ru

5.Интерактивный курс для школьников «Биология 10-11 класс»Издательство «Просвещение»2008

6. Интерактивный тренинг –подготовка к ЕГЭ «Биология » Новая школа 2007

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


тестирование,

лабораторные работы,

практическиезанятия

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

практические занятия

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

практические занятия

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

практические занятия, исследовательская работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

практические занятия

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

практические занятия

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

исследовательская работа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил

индивидуальные творческие задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....