Конспекты уроков в 7 классах
тест по биологии (7 класс) на тему
Уроки: по ракообразным, паукообразным и контрольно-обощфющий урок в 7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест и 2 урока для 7х классов | 272.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата урока
Урок 14. Класс ракообразные. Речной рак и другие ракообразные.
Задачи:
познакомить учащихся с многообразием ракообразных; сформировать знания о среде обитания, строении, жизнедеятельности и поведении речного рака;
обобщить знания учащихся об общих признаках животных класса ракообразных, усложнении их организации по сравнению с кольчатыми червями,
раскрыть их роль в сообществах, жизни человека.
Оборудование: живые раки, дафнии или циклопы, коллекции "Расчлененные раки", таблицы "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак", "Промысловые ракообразные".
Основное содержание
- Многообразие ракообразных.
- Особенности среды обитания и внешнего строения речного рака: окраска, покровы, отделы тела, число пар ходильных ног, органы чувств и их расположение.
- Способы передвижения речного рака.
- Особенности размножения речного рака. Забота о потомстве.
- Приспособленность речного рака к жизни в водной среде, к передвижению в толще воды и по дну водоема, к защите от врагов.
- Черты сходства во внешнем строении речных раков и кольчатых червей. Усложнение в строении систем органов речного рака по сравнению с кольчатыми червями.
- Дафнии и циклопы — важнейшее звено в цепи питания обитателей пресных водоемов. Промысловые ракообразные.
- Общие признаки ракообразных: водная среда обитания, два отдела тела, число пар усиков, жаберный тип дыхания.
Задания для самостоятельной работы учащихся
- Рассмотрите рисунки (85 стр. 114 )в учебнике с изображением членистоногих, назовите классы ,в которые они объединяются, характерные особенности, общие для всех членистоногих.
- Расскажите о среде обитания речного рака, используя результаты наблюдений в природе, текст учебника.
- Рассмотрите речного рака в коллекции:
а) определите особенности покровов речного рака, окраски его тела, значение
плотного хитинового покрова, защитной окраски в жизни рака;
б) сосчитайте, из скольких отделов состоит тело речного рака, с помощью рисунка в учебнике определите их названия;
в) на головогруди найдите органы чувств (короткие и длинные усики, органы зрения) и ротовые органы (челюсти и ногочелюсти), сосчитайте, сколько пар ходильных ног прикрепляется к головогруди;
г) рассмотрите брюшко, найдите на нем членики, на нижней его стороне брюшные ножки, на конце брюшка — хвостовой плавник, объясните его роль в жизни рака;
д) на рисунке в учебнике найдите органы дыхания речного рака. Где они расположены? Какую роль играют в жизни животного?
- Сформулируйте выводы: а) об особенностях речного рака, позволяющих ему жить в воде, передвигаться по дну водоема, отыскивать и захватывать добыч)', защищаться от врагов; б) о признаках, характерных для членистоногих.
- Прочитайте текст учебника. Рассмотрите рисунок и заполните таблиц)'.
Внутренние органы речного рака
Системы органов | Органы, их образующие | Значение систем органов |
- Рассмотрите живых дафний и циклопов, рисунки этих животных в учебнике. Объясните значение полупрозрачной окраски тела дафний, относительность этого приспособления. На основании рисунка учебника охарактеризуйте природное сообщество, в котором живут дафнии. Составьте схему цепи питания, частью которой являются дафнии.
- Сравните речного рака и дафнию. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните, почему их относят к одному классу.
- Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:
Роль ракообразных в природных сообществах и жизни человека
Роль в природных сообществах | Роль в жизни человека |
Контроль знаний
Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:
- Где живет речной рак, каковы особенности среды его обитания?
- Каковы особенности покрова речного рака, какие функции он выполняет?
- Какие органы находятся на головогруди и брюшке речного рака, каково их значение?
- С помощью каких органов чувств речной рак ориентируется в пространстве, находит пищу, замечает врагов?
- Каким образом речной рак передвигается по дну водоема, в толще воды?
- Какое значение в жизни речных раков имеет способность восстанавливать утраченные части тела?
- Назовите системы внутренних органов речного рака, особенности их строения, выполняемые функции.
- Укажите признаки, по которым речного рака относят к классу ракообразных, типу членистоногих.
- Назовите известных вам ракообразных, узнайте их на настенных таблицах, рисунках, в аквариумах, укажите их роль в природных сообществах и жизни человека.
10. Составьте цепь питания, в состав которой входят мелкие ракообразные.
Вопросы и задания для проверки .знаний на повышенном уровне:
- Какие особенности строения речного рака обеспечивают его приспособленность к жизни в воде?
- В чем проявляется сходство речного рака и кольчатых червей? О чем оно свидетельствует?
- Найдите черты сходства в строении дафнии и речного рака. Чем они объясняются?
- Выделите в строении раков и крабов общие признаки: а) для всех членистоногих; б) для ракообразных.
- В чем проявляется усложнение организации ракообразных по сравнению с кольчатыми червями?
Дополнительная информация
- Речные раки живут до 20 лет.
- Желудок у речного рака состоит из двухкамер. К стенкам первой камеры прикрепляются три мощных хитиновых зубца. Снаружи к желудку примыкают мышцы, которые приводят в движение хитиновые зубцы. В результате "желудочная мельница" размалывает поступающую в желудок пищу.
- В первый год жизни рак линяет 8 раз, во второй — 5 раз; в последующие годы самки обычно линяют 1 раз, а самцы — 2 раза в год.
- Окраска раков зависит от пигментов, которые находятся в толще покровов. Наиболее стойкий красный пигмент, поэтому при варке сохраняется только этот пигмент, а все остальные разрушаются.
- Большая часть видов мелких ракообразных, образующих планктон, питается, отфильтровывая водоросли, бактерии и частицы органического вещества, взвешенные в воде. Фильтрация происходит путем движения ног, на которых есть выросты со щетинками. Переплетаясь, щетинки образуют фильтрующую сеть, на которой оседают пищевые частицы.
- Мокрицы в пустынях Средней Азии образуют колонии, насчитывающие до 1 млн особей. За лето они на каждом гектаре площади перерабатывают до полутонны почвы и около тонны экскрементов с большим содержанием гумуса и азота.
Задание на дом
Изучить параграф № 24 стр.113-119. Рабочая тетрадь стр.79-82
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...