Конспекты уроков в 7 классах
тест по биологии (7 класс) на тему

Дьяченко Татьяна Владимировна

  Уроки:   по ракообразным, паукообразным и контрольно-обощфющий урок  в 7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Тест и 2 урока для 7х классов272.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока  

Урок 14. Класс ракообразные. Речной рак и другие ракообразные.

Задачи:

познакомить учащихся с многообразием ракообразных; сформировать знания о среде обитания, строении, жизнедеятельности и поведении речного рака;

обобщить знания учащихся об общих признаках животных класса ракообразных, усложнении их организации по сравнению с кольчатыми червями,

раскрыть их роль в сообществах, жизни человека.

Оборудование: живые раки, дафнии или циклопы, коллекции "Расчлененные раки", таблицы "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак", "Промысловые ракообразные".

 

Основное содержание

  1. Многообразие ракообразных.
  2. Особенности среды обитания и внешнего строения речного рака: окраска, покровы, отделы тела, число пар ходильных ног, органы чувств и их расположение.
  3. Способы передвижения речного рака.
  4. Особенности размножения речного рака. Забота о потомстве.
  5. Приспособленность речного рака к жизни в водной среде, к передвижению в толще воды и по дну водоема, к защите от врагов.
  6. Черты сходства во внешнем строении речных раков и кольчатых червей. Усложнение в строении систем органов речного рака по сравнению с кольчатыми червями.
  7. Дафнии и циклопы — важнейшее звено в цепи питания обитателей пресных водоемов. Промысловые ракообразные.
  8. Общие признаки ракообразных: водная среда обитания, два отдела тела, число пар усиков, жаберный тип дыхания.

Задания для самостоятельной работы учащихся

  1. Рассмотрите рисунки  (85 стр. 114 )в учебнике с изображением членистоногих, назовите классы ,в которые они объединяются, характерные особенности, общие для всех членистоногих.
  2. Расскажите о среде обитания речного рака, используя результаты наблюдений в природе, текст учебника.
  3. Рассмотрите речного рака в коллекции:

а)        определите особенности покровов речного рака, окраски его тела, значение
плотного хитинового покрова, защитной окраски в жизни рака;

б)        сосчитайте, из скольких отделов состоит тело речного рака, с помощью рисунка в учебнике определите их названия;

в)        на головогруди найдите органы чувств (короткие и длинные усики, органы зрения) и ротовые органы (челюсти и ногочелюсти), сосчитайте, сколько пар ходильных ног прикрепляется к головогруди;

г)        рассмотрите брюшко, найдите на нем членики, на нижней его стороне брюшные ножки, на конце брюшка — хвостовой плавник, объясните его роль в жизни рака;

д)        на рисунке в учебнике найдите органы дыхания речного рака. Где они расположены? Какую роль играют в жизни животного?

  1.  Сформулируйте выводы: а) об особенностях речного рака, позволяющих ему жить в воде, передвигаться по дну водоема, отыскивать и захватывать добыч)', защищаться от врагов; б) о признаках, характерных для членистоногих.
  2. Прочитайте текст учебника. Рассмотрите рисунок и заполните таблиц)'.

Внутренние органы речного рака

Системы органов

Органы, их образующие

Значение систем органов

  1. Рассмотрите живых дафний и циклопов, рисунки этих животных в учебнике. Объясните значение полупрозрачной окраски тела дафний, относительность этого приспособления. На основании рисунка учебника охарактеризуйте природное сообщество, в котором живут дафнии. Составьте схему цепи питания, частью которой являются дафнии.
  2. Сравните речного рака и дафнию. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните, почему их относят к одному классу.
  3. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:

Роль ракообразных в природных сообществах и жизни человека

Роль в природных сообществах

Роль в жизни человека

Контроль знаний

Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

  1. Где живет речной рак, каковы особенности среды его обитания?
  2. Каковы особенности покрова речного рака, какие функции он выполняет?
  3. Какие органы находятся на головогруди и брюшке речного рака, каково их значение?
  4. С помощью каких органов чувств речной рак ориентируется в пространстве, находит пищу, замечает врагов?
  5. Каким образом речной рак передвигается по дну водоема, в толще воды?
  6. Какое значение в жизни речных раков имеет способность восстанавливать утраченные части тела?
  7. Назовите системы внутренних органов речного рака, особенности их строения, выполняемые функции.

  1. Укажите признаки, по которым речного рака относят к классу ракообразных, типу членистоногих.
  2. Назовите известных вам ракообразных, узнайте их на настенных таблицах, рисунках, в аквариумах, укажите их роль в природных сообществах и жизни человека.

10.        Составьте цепь питания, в состав которой входят мелкие ракообразные.

Вопросы и задания для проверки .знаний на повышенном уровне:

  1. Какие особенности строения речного рака обеспечивают его приспособленность к жизни в воде?
  2. В чем проявляется сходство речного рака и кольчатых червей? О чем оно свидетельствует?
  3. Найдите черты сходства в строении дафнии и речного рака. Чем они объясняются?
  4. Выделите в строении раков и крабов общие признаки: а) для всех членистоногих; б) для ракообразных.
  5. В чем проявляется усложнение организации ракообразных по сравнению с кольчатыми червями?

Дополнительная информация

  1. Речные раки живут до 20 лет.
  2. Желудок у речного рака состоит из двухкамер. К стенкам первой камеры прикрепляются три мощных хитиновых зубца. Снаружи к желудку примыкают мышцы, которые приводят в движение хитиновые зубцы. В результате "желудочная мельница" размалывает поступающую в желудок пищу.
  3. В первый год жизни рак линяет 8 раз, во второй 5 раз; в последующие годы самки обычно линяют 1 раз, а самцы — 2 раза в год.
  4. Окраска раков зависит от пигментов, которые находятся в толще покровов. Наиболее стойкий красный пигмент, поэтому при варке сохраняется только этот пигмент, а все остальные разрушаются.
  5. Большая часть видов мелких ракообразных, образующих планктон, питается, отфильтровывая водоросли, бактерии и частицы органического вещества, взвешенные в воде. Фильтрация происходит путем движения ног, на которых есть выросты со щетинками. Переплетаясь, щетинки образуют фильтрующую сеть, на которой оседают пищевые частицы.
  6. Мокрицы в пустынях Средней Азии образуют колонии, насчитывающие до 1 млн особей. За лето они на каждом гектаре площади перерабатывают до полутонны почвы и около тонны экскрементов с большим содержанием гумуса и азота.

Задание на дом

Изучить параграф № 24 стр.113-119. Рабочая тетрадь стр.79-82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...