Конспект урока по биологии
план-конспект урока по биологии по теме
Конспект урока по биологии на тему: "Биотестирование токсичности снега"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biotestirovanie_toksichnosti_snega_po_prorostkam_rasteniy_indikatorov.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. | Введение. | 2 стр. |
2. | Методика исследования. Кресс – салат как биоиндикатор для оценки окружающей среды. | 4 стр. |
2.1. | Характеристика кресс – салата. | 4 стр. |
2.2. | Ход работы. | 5 стр. |
2.3. | Практическая часть. | 6 стр. |
2.4. | Выводы. | 8 стр. |
3. | Заключение. | 12 стр. |
4. | Литература. | 13 стр. |
Введение.
Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Антропогенными источниками загрязнения среды в городе являются транспорт, промышленные предприятия, теплоэлектростанции. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изменяется состав снега. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. Индикаторы - это вещества, позволяющие следить за экологическим состоянием окружающей среды. В снеговом покрове могут накапливаться сера, свинец, тяжелые металлы.
Для человека очень опасны отравления, вызванные органическим соединением свинца — тетраэтилсвинцом. Это маслянистая бесцветная жидкость с резким запахом, еще более токсичная, чем сам свинец. Это вещество было впервые найдено в 1921 г.. Тетраэтилсвинец начали активно добавлять в бензин в количестве 0,1 % для повышения его октанового числа.. Небольшая добавка тетраэтилсвинца повышает качество бензина, экономичность двигателей внутреннего сгорания, а присутствие специальных веществ обеспечивает связывание этого металла в легколетучие соединения и удаление их в атмосферу. Известно, что ежегодно автомобили всего мира выбрасывают в окружающую среду более 2 млн. тонн свинца. С выхлопными газами это вещество оседает вдоль дорог, накапливается в почве, легко попадает в воду. Из почвы, воды и из воздуха свинец попадает и накапливается в растениях.
Обычно содержание свинца в растениях незначительно, примерно 0,001–0,002% от веса золы. Но верхний порог концентрации свинца для растений пока не установлен. Некоторые растения, например мхи и лиственница, поглощают его в довольно больших количествах, а береза, ива, осина – в меньших. Всего растительность суши вовлекает в биологический круговорот ежегодно 70–80 тыс. т свинца. Неудивительно, что содержание этого металла оказывается повышенным в растениях, растущих вблизи автодорог.
Для здоровья человека особую опасность представляет повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которым скармливалась загрязненная трава. Есть сведения о том, что содержание 0,1 г свинца в 1 кг сена является причиной гибели крупного рогатого скота.
Снег может являться индикатором загрязнения окружающей среды. Исследуя пробы снега, собранного в разных местах, можно получить достаточно полное представление о степени и характере загрязнения окружающей среды на этих участках.
Наша рабочая группа провела исследование проб снега. Мы использовали метод биотестирования, т.е. определения качества окружающей среды с помощью живых организмов. В качестве организма-индикатора мы выбрали кресс-салат, т.к. семена этих растений быстро прорастают. В качестве показателей учитывали всхожесть семян и скорость роста корней проростков. Сравнительная оценка показателей их роста и развития позволяет оценивать степень воздействия токсичности снега.
Цель работы:
Исследование общей химической токсичности снега в городе Тула методом биотестирования по проросткам растений - индикаторам.
Задачи:
- Изучить влияние химического состава талой воды на развитие проростков кресс-салата.
- На основании полученных результатов построить сравнительные таблицы и диаграммы.
Предмет исследования: Пробы снега с различных участков микрорайона школы.
Методы исследования:
- Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач).
- Экспериментальный (постановка опытов).
- Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов эксперимента).
Использованная методика:
Мы использовали методику, составленную на основе научной работы «Исследование снега методом биотестирования» (Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112с.:ил.).
Оборудование и реактивы:
- семена кресс-салата (одинаковые по размеру, одного урожая)
- чашки Петри или блюдца
- пробы снега.
- фильтровальная бумага или марля.
Методика исследования.
Кресс – салат как биоиндикатор для оценки окружающей среды.
Характеристика кресс - салата
Кресс-салат (синонимы: огородный перечник): однолетнее растение семейства Крестоцветных. Широко распространен в Закавказье, особенно в Грузии. В пищу используются молодые листья, с терпким вкусом, так как содержит горчичное масло.
Кресс-салат - однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей. Кроме того, побеги и корни этого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины и массы корней, а также числа и массы семян).
Кресс-салат как биоиндикатор удобен еще и тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом числе растений при небольшой площади рабочего места (чашка Петри, кювета, поддон и т. п.). Привлекательны также и весьма короткие сроки эксперимента. Семена кресс-салата прорастают уже на третий - четвертый день, и на большинство вопросов эксперимента можно получить ответ в течение 10 суток.
Ход работы:
- Определить участки для исследования проб снега.
- В январе осуществить отбор проб снега на исследуемых участках, в зависимости от удаленности от проезжей части автострады с интенсивным движением.
- Растопить снег. Талую воду использовать для проращивания семян – по 50 шт. в каждую пробу.
- На смоченную талой водой фильтровальную бумагу в чашки Петри или блюдца поместить по 50 семян кресс-салата. В качестве контроля использовать водопроводную воду.
- В ходе наблюдения за проростками учитывать количество пророщенных семян, процент всхожести семян, с помощью миллиметровой линейки измерять общую суммарную длину корней проростков в каждой пробе.
- В течение 8-10 дней вести наблюдения за проростками, результаты занести в таблицу.
- Результаты эксперимента отобразить в таблицах и диаграммах. Сделать вывод о влиянии токсичности снега на развитие проростков растений- индикаторов.
Практическая часть.
Экспериментальный этап работы был поставлен в январе 2012 года. Были собраны 5 проб снега в различных районах города Тулы:
Проба № 1 - территория школы № 8 г. Тулы
Проба № 2 - территория двора по ул.Бандикова
Проба № 3 - проезжая часть около магазина «Феникс» по ул. Оборонная, 87/1
Проба № 4 - сквер между ул.Оборонной и ул.Староникитской
Проба № 5 – территория двора по ул.Новомосковская,23
Для исследования использовали растаявший снег и в качестве контрольного образца использовали водопроводную воду, не содержащую токсические вещества.
Визуальный осмотр талой воды показал, что все собранные пробы снега в своем составе содержали взвешенные вещества.
Место взятия пробы | Прозрачность | Цвет | Наличие взвешенных частиц | Наличие осадка |
Проба № 1 | Слабо мутная | сероватая | есть, мало | да |
Проба № 2 | Слабо мутная | сероватая | есть | да |
Проба № 3 | Сильно мутная | Серовато - черная | есть, много | да |
Проба № 4 | Мутная | серая | есть | да |
Проба № 5 | Мутная | серая | есть | да |
Проба № 6 контроль (водопроводная вода) | идеально прозрачная | бесцветная | нет | нет |
Наиболее грязной оказалась вода, полученная из снега в районе проезжей части около магазина «Феникс» по ул. Оборонная, д.87/1 (проба № 3), что не удивительно, так как там расположен оживленный перекресток. Пробы № 4 и 5 с участка выглядят менее грязными, но с некоторой примесью сажи и песка.
Пробы № 1 с территории школы и № 2 имеют чуть сероватый оттенок. Наиболее загрязненной пробой является проба, взятые с места вблизи дороги. В таких местах основным источником загрязнения снега является автотранспорт.
Принесли снег в помещение и растопили его. Налили на дно каждой тарелки талую воду. Талую воду мы использовали для проращивания семян кресс-салата– по 50 шт. в каждую пробу. Пометили их номерами. В тарелки с водой поместили по 50 семян кресс- салата. Наблюдали прорастание семян и рост корешков растений в течение 10 дней, добавляя, по мере высыхания, талую воду, полученную из снега с тех же участков (в одинаковых объемах).
Мы исследовали скорость прорастания семян в 5 образцах талой воды. Уже на третий день эксперимента семена начали прорастать.
В зависимости от результатов опыта субстратам присваивают один из четырех уровней загрязнения
1. Загрязнение отсутствует
Всхожесть семян достигает 90-100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.
2. Слабое загрязнение
Всхожесть 60-90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.
3. Среднее загрязнение
Всхожесть 20-60%. Проростки по сравнению с контролем короче тоньше. Некоторые проростки имеют уродства,
4. Сильное загрязнение
Всхожесть семян очень слабая (менее 20%), Проростки мелкие и уродливые
Выводы:
Высокая всхожесть семян ( 98%) была отмечена в пробах № 1 и № 2
( территория школы и двор по ул.Бандикова). Можно сделать вывод об отсутствии загрязнения в этих районах. О слабом загрязнении снега в районе сквера между лицами Оборонная и Староникитская можно судить по 80 % степени всхожести семян (проба № 4). Среднее загрязнение наблюдалось в пробах № 3 и 5.
Скорость прорастания семян кресс – салата
№ пробы | число проросших семян, 4 сутки | число проросших семян, 6 сутки | число проросших семян, 8 сутки | число проросших семян, 10 сутки | ||||
шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | |
№ 1 школа | 9 | 18 | 20 | 40 | 34 | 68 | 49 | 98 |
№ 2 двор по ул.Банникова | 7 | 14 | 17 | 34 | 29 | 58 | 45 | 90 |
№ 3 дорога | 0 | 0 | 9 | 17 | 14 | 28 | 26 | 52 |
№ 4 сквер | 0 | 0 | 12 | 24 | 23 | 46 | 40 | 80 |
№ 5 ул. Новомосковская | 0 | 0 | 7 | 14 | 16 | 32 | 31 | 60 |
Анализируя данные таблицы, мы сделали вывод о наибольшей токсичности снега вдоль перекрестка по улице Оборонная, который испытывает большую транспортную нагрузку, и около ул.Новомосковской, находящейся близко дороги. Меньшей степенью химической токсичности отличаются пробы снега № 4 и № 2 , собранные на улице Бандикова и в сквере между улицами Оборонная и Староникитская. Самое лучшее состояние снега оказалось на территории школы, что говорит о благополучной экологической обстановке.
На данной фотографии хорошо видна разница в скорости прорастания семян (пробы №1 и№3)
Проростки пробы №1 крепкие, ровные, всходы дружные. Проростки пробы №3 короткие, тонкие, искривленные, всходы неоднородные.
Корневая система в пробе №1 (территория школы) хорошо развита, корни длинные и крепкие, а в пробе № 3 (перекресток) корневая система развита слабо, длина и масса корней небольшая.
Полученные результаты доказывают, что снег на территории города загрязняется вредными веществами, выбрасываемыми автотранспортом, но степень загрязнения не столь высока, так как всхожесть семян кресс-салата в среднем составила 76 %.
Заключение
Используя метод биотестирования ( испытания действия вещества или комплекса веществ на живые организмы ), мы исследовали общую химическую токсичность различных проб снега и выяснили, что снег действительно является индикатором чистоты. Сильная степень загрязнения отмечена в пробе, взятой на перекрестке дорог, поэтому можно сделать вывод, что основным источником загрязнений является автотранспорт. В остальных пробах снега отмечено слабое загрязнение.
Наши исследования на этом не заканчиваются. Весной мы проведем анализ экологической обстановки и состояния деревьев и кустарников в микрорайоне школы, используя методику изучения степени загрязнения окружающей среды по лишайникам.
Литература
- Гринпис в России. Гринтим. Руководство к действию. М.,АО МДС, Юнисам, 1995.
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 112 с.:ил.
- Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
конспект урока по биологии "Урок экологии"
Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе
План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...