Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Черкасова Наталья Владимировна

Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: теме: «Положение человека в системе животного мира»

Цель урока: 

-Показать родство человека с животными на основе сравнения;

-Объяснить  качественные отличие человека от животных;

-Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и    -социальных факторов эволюции;

-Показать, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида ----Человек разумный  (Homo sapiens) ;

-Развивать способность критически рассматривать факты, теории.

Оборудование: таблицы по анатомии, череп человека и антропоида, слайды, диапроектор

Домашнее задание: изучить параграф  4.17-4.18, повторить термины.(запись на доске)

Ход урока:1. Организационный момент. 1-2 минуты.

Слайд №1, №2, №3

2. Объяснение нового материала. (с повторением пройденного)

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Происхождение человека». Для этого нам надо вспомнить , что мы уже с вами изучили.

а) Какая теория происхождения жизни на Земле наиболее известна? (теория биопоэза)

б) Какие доказательства эволюции нам известны? (анатомические, физиологические, палеонтологические).

в) Что такое рудименты и атавизмы?

г)  Какие систематические категории вам известны?

Слайд №4

Классификация человека записываем в тетрадь.

Кто же из ученых – биологов занимался вопросом происхождения человека? Сообщение ученика.

В 1871 году вышла работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где были вскрыты биологические доказательства эволюции человека от животных. Но Ч.Дарвин не смог объяснить социальные факторы, повлиявшие на предков человека.

Это доказал в своей работе Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» , сообщение ученика.

Слайд №5, 6.

Сегодня нам с вами нужно будет ответить на один вопрос в конце урока. Почему художник так изобразил Ч.Дарвина? Слайд №7

Рассмотреть на слайдах , черепе и таблицах особенности строения черепа, позвоночника, руки и ноги человека. Слайды №8,9,10,11.

Записываем себе в тетрадь черты сходства человека и антропоидов . Слайд 12,

Работа с терминами, записываем в тетрадь определение антропогенез, семиальная теория.

Черты отличия: Слайд №13.

Просмотр слайдов №14 (Древний человек), №15 (эволюция прямохождения), №16 (увеличение мозгового отдела..)

Давайте сделаем вывод: слайд №18

Но у нас с вами не все согласны с теорией происхождения человека от животных и поэтому в творческой форме мы с вами это послушаем.

Выступление ученика:

Говорят, что обезьяна

В человека превратилась.

Мне понятно, только странно,

Как все это получилось?

С ветки слезла-

Поумнела.

Шерсть исчезла-

Полысела.

Но один вопрос не прост:

Кто же ей отрезал хвост?

Выступление второго ученика:

Пусть не гневаются марксисты,

У меня в сознании изъян.

Да простят меня дарвинисты:

Я не хочу происходить от обезьян!

Ведь если разобраться, обезьяны

Не знают сами, от кого произошли;

Их, может тоже, как и человека,

В капустных листьях утречком нашли.

А на днях в газете я прочла,

Как ученица умная одна

Вопросом каверзным о современных обезьянах

Наставницу «до ручки» довела.

И вспомнила я сразу, что когда-то

Вопрос тот меня тоже волновал.

Да каждому хотелось бы узнать,

Как труд из обезьян нас создавал.

Тогда б наверно каждый осознал,

Какая нам опасность всем грозит:

Ведь, если труд и вправду нас создал,-

Безделье в обезьяну превратит!

Пусть не гневаются марксисты,

У меня в сознании изъян.

Да простят меня дарвинисты:

Я не хочу происходить от обезьян!

Спасибо, вы сегодня хорошо поработали, теперь открываем учебник страница 186, заполняем самостоятельно таблицу: Сравнение морфологических признаков человека и человекообразных обезьян. Слайд №19

Проверить и выставить оценки за проектно-изыскательскую работу и активность на уроке.
Напомнить записать домашнее задание.

Рефлексия. Что вам сегодня понравилось на уроке? Будем ли продолжать использовать упреждающие творческие задания?

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

План -конспект урока биологии 11 кл по теме Положение человека в системе органического мира.

план -конспект урока разработан в соответствии с материалами учебниками Общая биология. 10-11 кл. Базовый уровень. Авторы В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова....

Презентация к уроку биологии на тему "Положение человека в системе органического мира". 11 класс

Данная презентация применяется при проведении урока биологии в 11 классе по линии учебников под редакцией Каменского, Криксунова, Пасечника....

Положение человека в системе животного мира

Материал содержит презентацию к уроку биологии в 8 классе по теме "положение человека  в системе животного мира"...

Положение человека в системе животного мира - часть 2

Продолжение презентации к уроку биологии в 8 классе...

Часть 3 презентации Положение человека в системе животного мира

Материал содержит презентацию к уроку биологии в 8 классе по теме "Положение человека в системе животного мира" (часть 3)....