Биосинтез белка.
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Перова Елена Тимофеевна

Конспект урока с использованием учебника и применением ИКТ по теме «Биосинтез белка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon naviga1.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку «Биосинтез белка»

 с использованием учебника и ИКТ

 (учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника

«Общая биология. 10-11 классы»), 10 класс

 Роль и место данной темы в курсе: Изучение биосинтеза белка в курсе общей биологии позволяет придать известную завершённость основному этапу развития понятий о клеточных структурах и процессах. Очень важно при изучении этой проблемы вписать синтетические процессы в структуры клетки. Рассмотрение белков в единстве с теми структурами, на которых они происходят, обеспечивает возможность установления связей между структурами и функциями клетки, выявление причинно-следственных зависимостей. При ознакомлении с химическим составом клеток десятиклассники убедились в исключительной важности белков и нуклеиновых кислот. Восстановление знаний об обусловленности структур и функций этих биополимеров их первичной структурой даёт возможность поставить проблему о характере связи между этими веществами, а также о том, как осуществляется преемственность первичной структуры белков в последовательном ряде поколений. Формирование знаний о биосинтезе белков можно начать с рассмотрения теоретических проблем генетической информации, кодирования и передачи её с помощью генетического кода, выявления его триплетности, затем перейти к локализации ДНК в ядре, объяснить образование иРНК, а затем рассмотреть рибосомальные этапы синтеза. Здесь уместно вспомнить о непериодическом характере белков и поставить вопрос о необходимости для их воспроизведения реакций матричного синтеза, затем установить, что карбоксильная и аминная группы аминокислот недостаточно активны и поэтому не взаимодействуют друг с другом без предварительной активации. После этого рассматривается процессы взаимодействия аминокислот с тРНК, соединение последних с иРНК на рибосомах и образование пептидных связей. Для закрепления знаний о биосинтезе белков используются задания А и В из ЕГЭ.

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках: На предыдущих уроках учащиеся познакомились с основными понятиями и законами обмена веществ, углубили и расширили знания о метаболизме, изучили способы питания клетки. Учащиеся знакомы с понятиями пластического обмена, строением и химическим составом клетки. Это является основой для успешного восприятия материала урока. 

Тема учебной программы: «Основы цитологии».

Тема урока: «Биосинтез белка».

     Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Цель методическая: создание условий для формирования знаний о сущности пластического обмена, генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции; развивать умения поиска, анализа информации, соответствующих уровню ключевых компетентностей; актуализация самостоятельной деятельности учащихся.

Образовательные цели: определить исходный уровень знаний учащихся о химическом составе клетки, изучить основные этапы биосинтеза белка, показать роль нуклеиновых кислот и органоидов клетки в биосинтезе белка; закрепление умений работать с учебником.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся потребность к познанию неизвестного; умению высказывать собственную точку зрения; корректно относится к мнению окружающих.

Развивающие цели: продолжить формирование у учащихся умений по заполнению тестов части А и В в форме ЕГЭ; развивать у школьников познавательный интерес к изучению нового материала; способствовать формированию материалистического мировоззрения о происхождении органических веществ.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Персональный компьютер является средством для оптимизации урока.  Для увеличения плотности урока, смены вида деятельности учащихся,  создания ситуации успеха для всех участников образовательного процесса на ПК готовится:

  1. задания для работы с текстом учебника;
  2. тестовые задания для проверки уровня усвоения материала.

 Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер;
  2. видеопроектор;
  3. таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Биосинтез белка»;
  4. презентация Microsoft PowerPoint «Биосинтез белка» – презентационное сопровождение урока 23 слайда  (среда POWER POINT).
  5. Учебник «Общая биология» А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. 10-11 классы»

Межпредметные и внутрипредметные связи. 

Внутрипредметные связи. Ферменты. (Пищеварение, 9 класс)

Межпредметные связи. Химия: Белки. Нуклеиновые кислоты. Скорость химических реакций. Катализаторы. Реакция матричного синтеза – специфическая особенность живых систем.

Физика: Понятие энергии. Преобразование энергии.

Физика и трудовое обучение: Понятие о матрице. Понятие о регуляции и саморегуляции.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. поиск и выделение необходимой информации;
  1. применение методов информационного поиска;
  2. умение структурировать знания;
  3. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  6. определение основной и второстепенной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биосинтез белка.

Понимание механизма синтеза белка—результат длительной и сложнейшей работы многих ученых. Это блестящее  достижение сейчас является одним из основных положений биологической науки. Но все же еще ...

Биосинтез белка

Биосинтез белка -урок с использованием ЭОР и презентация к уроку....

Биосинтез белка

Презентация создана для урока биологии в 10 классе по теме "Биосинтез белка"....

Урок "Биосинтез белка"

Цель урока сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция.  Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на осн...

Биосинтез белка 10 класс

Открытый урок для учителей биологии Невского района Санкт-Петербурга с применением ТРИИК-технологий...

Урок биологии в 10 классе. Биосинтез белка.

Конспект урока биологии в 10 классе с применением инновационных ТРИИК - технологий...

Задачи по биосинтезу белка

Могут использоваться для проверки знаний учащихся...