Проект "Эволюция биосферы и человек".
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Перова Елена Тимофеевна

Проектная работа по биологии с учащимися 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt1.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Перова Елена Тимофеевна, Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района Тамбовской области


Проект

«Эволюция биосферы и человек»

Аннотация:

  1. Учебный проект «Эволюция биосферы и человек» проводится в рамках изучения темы «Эволюция биосферы и человек» по биологии в 11 классе по программе Пасечника В. В. Проект рассчитан на 5 часов учебного времени. Работа  над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в ее большом потоке. Планируют самостоятельно свою работу, по ходу дела разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов  и их осмысление.
  2. Практическая значимость проекта состоит в определении роли человека в эволюции биосферы. Работа над проектом призвана показать учащимся влияние человека на биосферу, формировать нетерпимость к потребительскому отношению к природе, нанесению ей ущерба; познакомить с биографией В. И. Вернадского, создавшего учение о биосфере и ноосфере и самим учением о биосфере.
  3. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

Цель: Изучение роли человека в эволюции биосферы.

Задачи: 

  1. Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В. И. Вернадского.
  2. Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере; развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.
  3. Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах; продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.

Темы исследований учащихся:

  1. Жизнь В. И. Вернадского – поиски истины.
  2. В. И. Вернадский и Тамбовский край.
  3. Роль человека в эволюции биосферы. Ноосфера – сфера разума.

Этапы и сроки проведения проекта

Урок 1: «Мозговой штурм».

Подготовительный этап:

  1. формирование групп (три группы по числу тем);
  2. распределение обязанностей внутри группы, выбор лидеров групп;
  3. разработка плана действия каждого участника проекта.

Основной этап:

  1. формулировка проблемы исследования;
  2. выбор творческого названия проекта;
  3. обсуждение творческого названия проекта;
  4. обсуждение источников информации;
  5. обсуждение предстоящих исследований.

Заключительный этап:

  1. обсуждение индивидуальных планов работы учащихся.

Уроки 2-3: «Консультация в группах»

Подготовительный этап:

  1. подготовка рабочего места группы, согласно их направления.

Основной этап:

  1. обмен информацией, работа в группе;
  2. распределение собранного материала;
  3. разработка общего плана и планов индивидуальных докладов;
  4. самостоятельная работа;
  5. общие выводы по направлениям.

Заключительный этап:

Консультации по сбору и обработке материала.

Урок 4: «Формирование отчетности»

Подготовительный этап:

  1. подготовка рабочего места группы, согласно их направления.

Основной этап:

  1. анализ информации;
  2. формулирование выводов;
  3. оформление продукта;
  4. подготовка публичного выступления.

Заключительный этап:

Оценка деятельности каждого участника, рефлексия работы.

Урок 5: «Защита проекта»

Подготовительный этап:

  1. подготовка материалов, оборудования к показу работ;
  2. формирование состава жюри

Основной этап:

  1. демонстрация творческих разработок учащихся по группам;
  2. ответы на вопросы аудитории;
  3. обсуждение, оценка актуальности;
  4. выступление членов жюри.

Заключительный этап:

  1. оценивание работы учащихся и подведение итогов;
  2. рефлексия деятельности учащихся

Конспект урока №5

«Защита проекта»

Тип урока: обобщающий.

Цели:

  1. Применить полученные знания по теме «Эволюция биосферы и человек» в конкретной ситуации.
  2. Развить творческие  способности учащихся,  умения работать в группе, умения презентовать результаты своей деятельности, рефлексивно-оценочные умения.
  3. Воспитать уверенность в себе, видение  экологических проблем и путей их решения.

Оборудование: мультимедийный проектор, результаты исследований учащихся, листы с критериями оценивания продуктов.

Структура:

  1. Подготовительный этап – 5 мин.
  2. Основной этап – 30 мин.
  3. Заключительный этап – 10 мин.

Ход урока

Этап урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І.Подготовительный

Организовать работу по презентации и оцениванию проектов, сформулировать совместную цель урока, подвести итоги предварительной работы.

Учитель подводит итоги предварительной работы над проектом на предыдущих уроках.

Предлагает учащимся сформулировать цель урока и сообщает окончательный вариант:

«Презентовать результаты работы групп по проекту «Эволюция биосферы и человек» и оценить их».

Формирует состав жюри из представителей от каждой группы.

Учащиеся делятся на группы, подготавливают материалы к защите проектов.

Учащиеся формулируют совместно цель урока.

Члены жюри знакомятся с критериями  оценивания продуктов проекта.

ІІ. Основной

Провести защиту проектов, презентовать результаты работы групп.

Учитель организует демонстрацию творческих разработок учащихся по группам:

1 группа – « Жизнь В. И. Вернадского – поиски истины»

2 группа – « В. И. Вернадский и Тамбовский край»

3 группа – « Роль человека в эволюции биосферы. Ноосфера – сфера разума».

Учитель обобщает работу групп над проектами и организует дискуссию по вопросам:

  1. Докажите, что биосфера представляет собой наивысший уровень организации живой материи на Земле.
  2. Какой вклад в учение о биосфере и ноосфере внёс В. И. Вернадский?
  3. Какую роль сыграл в жизни Тамбовского края В. И. Вернадский?
  4. Какие знания по биологии вам помогли при работе над проектом?

Учащиеся презентуют результаты работы своих групп по плану.

Отвечают на вопросы аудитории по проектам.

Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы

ІІІ.Заключительный

Оценить работу групп над проектами, провести рефлексию деятельности учащихся.

Учитель подводит итоги, высказывает свое отношение к работе групп, благодарит жюри, дает рекомендации каждой группе.

Организует рефлексию учащихся по плану:

  1. Какова практическая значимость проекта лично для тебя?
  2. Каковы причины неудач в работе над проектом?
  3. Что, лично для тебя, значило работать в группе?
  4. Какие знания, умения ты приобрел в процессе работы над проектом?

Члены жюри сообщают результаты защиты проектов, оценивают их актуальность и практическую значимость.

Высказываются по поводу своей деятельности, отмечают положительные моменты и причины неудач.

Подведение итогов по проекту:

  1. Биосфера не только сфера распространения жизни, но и результат её деятельности;
  2. эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ;
  3. человечество фактически создало искусственную среду своего обитания;
  4. человек стал мощной природной движущей силой;
  5. современная цивилизация ведёт человечество к катастрофе;
  6. разумная стратегия всего человечества может предотвратить  надвигающийся экологический  кризис;
  7. учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере даёт нам необходимые экологические знания для предотвращения катастрофы.

Выводы: 

  1. процесс формирования биосферы не завершён;
  2. этот процесс будет происходить до тех пор, пока биосфера существует;
  3. с появлением на Земле человека процесс формирования биосферы претерпел изменения;
  4. человек является частью биосферы и активно преобразовывает природу;
  5. наша гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с мини-исследованиями "Биосфера и человек"

Пятнадцатилетние подростки очень критичны к словам взрослых, в том числе и к мнению педагога. Больше всего они доверяют своему личному опыту, опыту своих друзей. Исследовательские мини-проекты –...

Презентация к уроку в 8 классе "Биосфера и человек"

В представленной работе раскрываются вопросы определения биосферы, и влияние человека на биосферу и к чему это приводит....

Биосфера и человек

конспект урока...

эволюция биосферы и человек

отрицательная деятельность человека на биосферу...

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...

Биосфера и человек

Биосфера и человек...