Проект "Что нужно знать о пищевых добавках"
творческая работа учащихся по биологии (7 класс) по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

 

Задачи проекта:

  1. Провести анализ разрешенных к применению пищевых добавок.
  2. Провести опрос среди одноклассников и друзей и выяснить названия сладостей, напитков, чипсов, сухариков, жвачки, йогуртов, которые они любят больше всего.
  3. Составить список из 10 самых популярных продуктов.
  4. Исследовать роль содержащихся в этих продуктах пищевых добавок и их влияние на процессы пищеварения. Рассмотреть их воздействие на состояние желудочно-кишечного тракта.
  5. Проанализировать полученные данные, сделать выводы. Выбрать критерии оценки продуктов, содержащих пищевые добавки.

Гипотеза проекта

Пищевые добавки, применяемые для продления сроков хранения и препятствующие, возникновения опасных микроорганизмов, часто оказывают отрицательное воздействие на желудочно-кишечный тракт и организма в целом. Это отрицательное воздействие часто не оправдывает целесообразности, длительного хранения.

Современные технологии приготовления пищевых продуктов массового потребления предусматривают широкое применение различных пищевых добавок. Пищевые добавки необходимы для улучшения органолептических (т.е. воспринимаемых органами чувств) свойств, удлинения сроков хранения, снижения калорийности пищи.

История приобщения человека к использованию добавок в кулинарии насчитывает не одно тысячелетие. Возможно, что еще в первобытном строе, люди добавляли в пищу сушеные травы, плоды.

Эта традиция развивалась со становлением цивилизации. И пища, которая сегодня потребляет человек на 5% из пищевых добавок.

Однако широкое использование пищевых добавок началось в конце XIX века. Оно связано с ростом населения, концентрации его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий достижениями химии, созданием продуктов специального назначения.

Введение пищевых добавок с точки зрения технологии может быть направлено:

— на улучшение внешнего вида и органолептических свойств пищевого продукта

— для сохранения качества продукта в процессе его хранения

— на ускорение сроков изготовления пищевых продуктов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_pishchevyh_dobavkah.docx82.37 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 87 имени Л.И.Новиковой

Россия , 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а

Тел/факс: /831/ 224-03-82 , 224-48-04

Проект Е.

«Исследуем нашу еду»

Выполнили – учащиеся 7 «б» класса

      МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой        

 города Нижнего Новгорода

Руководитель - Бирюкова С. В.

учитель биологии, классный руководитель

Нижний Новгород 2013 год

Задачи проекта:

  1. Провести анализ разрешенных к применению пищевых добавок.
  2. Провести опрос среди одноклассников и друзей и выяснить названия сладостей, напитков, чипсов, сухариков, жвачки, йогуртов, которые они любят больше всего.
  3. Составить список из 10 самых популярных продуктов.
  4. Исследовать роль содержащихся в этих продуктах пищевых добавок и их влияние на процессы пищеварения. Рассмотреть их воздействие на состояние желудочно-кишечного тракта.
  5. Проанализировать полученные данные, сделать выводы. Выбрать критерии оценки продуктов, содержащих пищевые добавки.

Гипотеза проекта

Пищевые добавки, применяемые для продления сроков хранения и препятствующие, возникновения опасных микроорганизмов, часто оказывают отрицательное воздействие на желудочно-кишечный тракт и организма в целом. Это отрицательное воздействие часто не оправдывает целесообразности, длительного хранения.

Современные технологии приготовления пищевых продуктов массового потребления предусматривают широкое применение различных пищевых добавок. Пищевые добавки необходимы для улучшения органолептических (т.е. воспринимаемых органами чувств) свойств, удлинения сроков хранения, снижения калорийности пищи.

История приобщения человека к использованию добавок в кулинарии насчитывает не одно тысячелетие. Возможно, что еще в первобытном строе, люди добавляли в пищу сушеные травы, плоды.

Эта традиция развивалась со становлением цивилизации. И пища, которая сегодня потребляет человек на 5% из пищевых добавок.

Однако широкое использование пищевых добавок началось в конце XIX века. Оно связано с ростом населения, концентрации его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий достижениями химии, созданием продуктов специального назначения.

Введение пищевых добавок с точки зрения технологии может быть направлено:

— на улучшение внешнего вида и органолептических свойств пищевого продукта

— для сохранения качества продукта в процессе его хранения

— на ускорение сроков изготовления пищевых продуктов.

План работы команды учащихся 7 «б» класса

Класс из 25 человек разделился на 5 групп по 5 человек в группе.

1 группа провела социологический опрос учащихся нашего лицея о продуктах в упаковке, которые они любят и покупают чаще всего. Обработав результаты опроса, группа составила список из 10 продуктов, победивших в опросе.

 2 группа посетила магазин «Магнит» и изучила информацию на упаковке 10 самых популярных продуктов, составив список Е добавок, которые обнаружили на них.

 3 группа выясняла, что представляют собой эти Е добавки, для чего они используются и как влияют на наше здоровье, использовав ресурсы сети Интернет:

Классификация добавок с кодами Е http://www.edobavkam.net/klassifikator.html

О пищевых добавках в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Пищевые_добавки

Азбука здоровья http://sunride.ru/azbuka_zdorovya/conservanty-krasiteli-aromatizatory-e.shtml

Информация о пищевых добавках http://www.kakras.ru/interesn/kons.htm

Сайт о вредных пищевых добавках http://prodobavki.com/

 4 группа провела анализ всей собранной информации о Е добавках, сделала выводы, оформила все данные в виде проекта и представила его на классном часе 31.01.2013.

5 группа создала компьютерную презентацию на тему «Пищевые добавки», разместила проект на сайте нашего лицея.

Результаты проекта

  1. 1 группа провела социологический опрос учащихся нашего лицея о продуктах в упаковке, которые они любят и покупают чаще всего. В опросе приняли участие 50 человек (ученики 6-7 классов). Список продуктов в упаковках, которые любят и чаще всего покупают дети: жевательные резинки, сладости, сосиски, сардельки, копченые и полукопченые колбасы, йогурты, чипсы и картофель "Фри", гамбургеры, мороженное, газированные напитки и соки, сухарики, шоколад.
  2. Обработав результаты опроса, группа составила список из 10 продуктов, победивших в опросе:
  1. Гамбургеры и другая еда из «Макдональдса».
  2. Кока-кола.
  3. Чудо-йогурт.
  4. Чипсы «Лэйс».
  5. Шоколад «Кит-кат».
  6. Чипсы «Принглс».
  7. Лимонад «Моунти-дью».
  8. Сок «Добрый».
  9. Шоколад «Пикник».
  10. Шоколадные палочки «Твикс».

  1.   2 группа посетила магазин «Магнит» и изучила информацию на упаковке 10 самых популярных продуктов, составив список Е добавок, которые обнаружили на них.

 3 группа выясняла, что представляют собой эти Е добавки, для чего они используются и как влияют на наше здоровье, использовав ресурсы сети Интернет.

Список продуктов

Е добавки

Воздействие на организм

  1. Гамбургеры и другая еда из «Макдональдса».

Е 621 – глютамат натрия, усилитель вкуса

Вызывает колиты, гастриты. Переизбыток глютамата натрия оказывает токсическое действие, для которого было придумано специальное название – «синдром китайского ресторана». Его признаки: головокружение, тошнота, боль в груди, покраснение лица, жжение в желудке.

  1. Кока-кола.

Е 211 – бензоат натрия,

Е 338 – ортофосфорная кислота, красители Е 150, Е 122, аспартам Е 951

Бензоат натрия может повреждать важную область ДНК в митохондриях и вызывать серьезное повреждение ДНК в целом. Существует множество болезней, которые связаны именно с повреждением этой части ДНК — болезнь Паркинсона, цирроз печени и ряд нейродегенеративных болезней.

Ортофосфорная кислота нарушает кислотно-щелочной, баланс в организме в сторону повышения кислотности. Чтобы ее нейтрализовать, организму приходится вытеснять кальций из костей и зубов. Отсюда кариес. Эта же причина приводит к все более раннему возникновению остеопороза.

Ортофосфорная кислота при высоких концентрациях вызывает ожоги, пары - атрофические процессы в слизистой носа, носовые кровотечения, крошение зубов, изменение флоры крови и др. При употреблении в пищу вызывает расстройство пищеварительного тракта, рвоту.

При длительном приеме аспартама может возникнуть мигрень, головная боль, бессонница, депрессия, аллергия, звон в ушах, а также рак мозга. Многие страдающие лишним весом принимают аспартам вместо сахара, надеясь на его низкую калорийность. Но в последующем масса тела может стать больше, чем до такой «диеты».

  1. Чудо-йогурт.

Стабилизаторы, эмульгаторы: стабилизатор Е-1442, регулятор кислотности Е-330

Побочные эффекты: может замедлить переваривании пищи в кишечнике, нарушает кислотно-щелочной баланс всех внутренних сред. Кроме того, эта пищевая добавка обладает канцерогенным эффектом, если используется без контроля.

  1. Чипсы «Лэйс».

E621 Глутамат натрия

регулятор кислотности Е-330

Гуанилат натрия E627

вызывает гастрит, язву, и самое серьёзное возникает зависимость, физическая, психологическая. Эта аминокислота также участвует в трансляции импульсов в центральную нервную систему, ее возбуждающее воздействие и применяется в психиатрии. 30% людей, которые употребляют пищу с глутаматом натрия, беспокоят головные боли, учащённое сердцебиение, слабость в мышцах, жар и боли в груди, негативно влияет  на астматиков. Эта добавка способна спровоцировать головную боль, болезнь Альцгеймера (приобретенное слабоумие).Если вы отмечали за собой что аналогичное, то постарайтесь как можно меньше употреблять продуктов с этой добавкой.  Эта добавка используется в восточной кухне, описанные признаки врачи связали одним понятием «синдром китайского ресторана».

  1. Шоколад «Кит-кат».

Е 471, 422

Моно - и диглицериды жирных кислот не токсичны и не являются аллергенами. Людям, имеющим лишний вес и нарушения обменных процессов, следует помнить, что добавка ведёт к значительному увеличению калорийности продукта.

Глицерин Е 422 ведёт к выделению большого количества воды. Категорически не рекомендуется употреблять добавку Е-422 людям, имеющим заболевания почек и нарушения кровообращения. Повышенное применение вещества может привести к сильному обезвоживанию организма.

  1. Чипсы «Принглс».

E621 Глутамат натрия

регулятор кислотности Е-330

Гуанилат натрия E627

Е 471

вызывает гастрит, язву, и самое серьёзное возникает зависимость, физическая, психологическая. Эта аминокислота также участвует в трансляции импульсов в центральную нервную систему, ее возбуждающее воздействие и применяется в психиатрии. 30% людей, которые употребляют пищу с глутаматом натрия, беспокоят головные боли, учащённое сердцебиение, слабость в мышцах, жар и боли в груди, негативно влияет  на астматиков. Эта добавка способна спровоцировать головную боль, болезнь Альцгеймера (приобретенное слабоумие).Если вы отмечали за собой что аналогичное, то постарайтесь как можно меньше употреблять продуктов с этой добавкой.  Эта добавка используется в восточной кухне, описанные признаки врачи связали одним понятием «синдром китайского ресторана».

  1. Лимонад «Моунти-дью».

Е 211 – бензоат натрия,

Е 338 – ортофосфорная кислота, красители Е 150, Е 122, аспартам Е 951

См. «Кока-колу»

  1. Сок «Добрый».

лимонная кислота Е 330

Если лимонная кислота Е 330 попадает в организм в слишком больших количествах, то она нарушает кислотно-щелочной баланс всех внутренних сред. Кроме того, эта пищевая добавка обладает канцерогенным эффектом, если используется без контроля. Также встречаются люди, организм которых не воспринимает это вещество и может отреагировать самым неожиданным образом.

  1. Шоколад «Пикник».

Е 471, 422

В связи с тем, что добавка Е471 используется преимущественно в продуктах с высоким содержанием жиров, следует отказаться от употребления таких продуктов людям, имеющим заболевания печени и нарушения работы желчевыводящих путей.

 Моно - и диглицериды жирных кислот не токсичны и не являются аллергенами. Прямой контакт с веществом не вызывает раздражения кожных покровов. При условии наличия применяемых на производстве технологических условий возможно применение добавки Е471 при производстве детского питания. Людям, имеющим лишний вес и нарушения обменных процессов, следует помнить, что добавка ведёт к значительному увеличению калорийности продукта.

  1. Шоколадные палочки «Твикс».

Е 471, 422

См. шоколад «Пикник»

Глицерин Е 422, обладает сильным дегидратирующим свойством за счёт снижения реасорбции воды и увеличением давления плазмы, что ведёт к выделению большого количества воды. Категорически не рекомендуется употреблять добавку Е-422 людям, имеющим заболевания почек и нарушения кровообращения. Повышенное применение вещества может привести к сильному обезвоживанию организма.

  1. 4 группа провела анализ всей собранной информации о Е добавках, сделала выводы, оформила все данные в виде проекта и представила его на классном часе 31.01.2013.

Выводы:

Люди создали мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранить продукты питания, переработать и значительно видоизменить все то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно: консервировать, замораживать, стерилизовать, ароматизировать, подкрашивать, насыщать углекислым газом, смешивать. Короче говоря, создавать новые, по сути, продукты, которых доселе не было в природе.

Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные продукты. Взамен мы получаем болезни.

Как же обезопасить себя?

Во-первых, говорят: предупрежден – значит вооружен. Нужно очень внимательно читать этикетки в магазине.

Во-вторых, не рискуйте брать незнакомые продукты в магазине, особенно, если в этикетке указано несметное количество разных Е.

В-третьих, чтобы понимать «тайнопись» на этикетках, необходимо знание химических и физиологических свойств хотя бы основных соединений, которые могут быть использованы в качестве пищевых добавок. А значит надо читать серьезную литературу, интересоваться современными исследованиями на данную тему. Поверьте, здоровье того стоит!

В-четвертых, надо знать, каких пищевых добавок следует избегать:

Красители: 102, 104, 107, 110, 122-124, 127-129, 132, 133, 142, 151, 155, 160b;

Консерванты: 200–203, 210–213, 220–225, 228, 249–252, 280–283, 310-312, 319–321;

Загустители: 407;

Усилители аромата: 620–625, 627, 631, 635;

Искусственные заменители сахара: 950–952,954–957.

Наконец, в-пятых, внимание!
Официально запрещены на территории России:
• красители Е121(цитрусовый красный)
• Е123 (красный амарант);
• консерванты Е216 (пара-гидроксибензойной кислоты пропиловый эфир)
• Е217 (пара-гидроксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль)
• Е240(формальдегид)

                                  Очень опасные пищевые добавки

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей
 

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513Е
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК
 

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

                   О!     —   опасный
                   ОО!!     —   очень опасный
                   (З)     —   запрещенный
                   РК     —   вызывает кишечные расстройства
                   РД     —   нарушает артериальное давление
                   С     —   сыпь
                   Р     —   ракообразующий
                   РЖ     —   вызывает расстройство желудка
                   Х     —   холестерин
                   П     —   подозрительный
                   ВК     —   вреден для кожи

В конце классного часа участники группы задали вопросы всем учащимся класса:

  1. Подумайте, стоит ли опасаться Е добавок? Как правильно выбирать продукты питания? Изменилось ли ваше отношение к тем вкусностям, которые вы любите, после расследования?
  2. Ответы были следующие: стоит опасаться Е добавок, так как они опасны для здоровья. Чтобы правильно выбирать продукты питания, нужно смотреть на срок годности товара, его внешний вид, состав. Если возможно понюхать, а также немаловажную роль играет сама упаковка и цена товара. На вопрос, изменилось ли ваше отношение к тем вкусностям, которые вы любите, после расследования, у большинства учеников класса оно не изменилось, меньшее количество учащихся стали покупать эти продукте реже.
  1. 5 группа создала компьютерную презентацию на тему «Пищевые добавки», разместила проект на сайте нашего лицея.
  2. Каждый участник команды нашёл у себя дома упаковки товаров с экомаркировкой и составил список этих товаров.
  3. Учащиеся принесли составленный список в класс. В команде обсудили результаты каждого участника и определили рейтинг наиболее часто используемых товаров, на упаковке которых встречается экомаркировка. Таких товаров мы нашли немного, вот некоторые из них:

 Мешки для мусора, зубные щётки.

Средства для мытья посуды (в посудомоечных машинах и для ручной мойки); мыло и шампуни.

Список литературы

  1. Вся правда о лимонадах (Маленькое расследование, проведенное Dr. assist. Raimonds) – http://www.feldsher.ru/newsnew-385.html

  1. В.М. Назаренко Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу – «Химия в школе» №5, 1997.

  1. Осторожно, аспартам! Статья Нэнси Маркл (в переводе) – http://content.mail.ru/arch/17850/1320613.html

  1. Пищевые добавки. Польза или вред? -www.fedupwithfoodadditives.info.
  2. Пищевая аллергия – http://www.eda-life.ru/food-adds/55/
  3. Пищевые добавки– http://www.eda-life.ru/food-adds/55/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

урок. «Гигиена питания. Пищевые добавки»

сценарий открытого урока по биологии в 8 классе...

урок. «Гигиена питания. Пищевые добавки»

сценарий открытого урока по биологии в 8 классе...

«Гигиена питания. Пищевые добавки»

разработка открытого урока...

"Пищевые добавки: опасно для жизни!"

Презентация "Пищевые добавки: опасно для жизни!"...

Статья "Химия окружающей среды. Пищевые добавки в пищевой промышленности"

В настоящее время вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений – диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д.  Результаты  исследований сост...