статья Наблюдение за развитием сатабыл у учащихся при работе на пришкольном участке
статья по биологии по теме

Для сельской школы важным компонентом является наличие пришкольного участка. Работая на участке учащиеся закрепляют знания, полученнык на уроке. Пришкольный участок это открытая лаборатория. В данной статье издожены многолетние наблюдения за развитием умений учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная статья «Наблюдение за развитием сатабыл у учащихся при работе на пришкольном участке». Статья Федоровой Ульяны Гаврильевны МБОУ «Вилючанский лицей-интернат им. В. Г. Акимова» Сунтарский улус.

Приобщение подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду – один из путей воспитания. Оно поможет им в будущем в выборе профессии, успешной социализации, быть конкурентоспособным в быстроразвивающейся жизни. В каждой сельской школе имеется пришкольный участок, на территории, которого ребята проводят простые опыты, делают в своей жизни первые открытия.  Работая на участке, учащиеся получают различные виды сатабыл.

Наблюдаю за процессом формирования сатабыл у обучающихся  в ходе работы на пришкольном участке.

При оценивании развития универсальных умений пользуемся шкалой приведенной Россолодинской агропрофильной школой.

  1. Владеет достаточно свободно действиями, хорошо развиты сатабыл, свободно выполняет и объясняет функции сатабыл – 10;
  2. Владеет действиями довольно хорошо, разбирается в функциях сатабыл – 8;
  3. Владеет действиями, но свободно не контролирует свой шаг, достигает поставленной цели после многократного показа или повторения, но старается завершить работу вовремя – 6;
  4. Имеется нарушение технологии работы, свободно не владеет данным действием, сатабыл развивается – 4;
  5. Несоответственное отношение, слабо развиты сатабыл, ответы правильны -2 балла.

Курс ботаники изучается с 6-го класса. Учащиеся шестого, седьмого классов работают на пришкольном участке, выполняют практические работы, предусмотренные программой. Воспитанники интерната, начиная с марта месяца, проходят практику.

Учащиеся 6-7 классов к концу учебного года приобретают различные виды сатабыл по посадке семян, рассады и уходу за посадками. Осенью готовят почву для посадки. С конца февраля сеем семена овощей, цветов. Но до этого учащиеся подготавливают тары для рассады из упаковок натуральных соков, полиэтиленовой пленки при помощи скотча. С апреля учатся пересаживать растения, для ранней продукции высеваем огурцы. С середины апреля теплица отапливается, начинаются работы по подготовке почвы, готовим биотопливо.  Начало мая – время для капусты, рассады огурцов. После появления первых настоящих листочков капусты проводим пересадку капусты в отдельные емкости. Во время летней практики учащиеся работают в теплице, на огороде. Высевают семена моркови, свеклы, укропа. Сажают картофель. В таблице №1 приведены основные виды сатабыл, которые приобретают учащиеся во время работы на территории пришкольного участка.

Таблица №1. Перечень различных видов сатабыл.

Виды работ

Виды сатабыл

1

Подготовка почвы

Просеивание, засыпание, смешение, порционирование

2.

Посадка семян и рассады

Определение глубины, вложение семени в лунку,засыпка, уплотнение, подготовка тары для рассады, полив.

3.

Подготовка грядки

Разметка, поправка, разгребание, расчет места лунок.

4.

Пересадка растений

Копание, полив, подготовка лунки, определение глубины, опускание рассады в лунку, засыпка, уплотнение.

5.

Уход за посадкой

Прополка, разрыхление, подкормка,полив,опыление, уборка,сортировка,отделение,развешивание,расчет,упаковка, перетаскивание, перевозка.

Наблюдение за развитием различных видов сатабыл у учащихся 6-7 классов, наблюдаемые при посадке растений 2008, 2009 г.

Виды

сатабыл

Определение

 глубины

Вложение

 растения в лунку

Засыпка

Уплотнение

Полив

Средний балл

2,42

3,5

4,8

3,4

3,7

Средний балл

4

4,8

5

5

6

Данные таблиц  свидетельствуют, что работа на территории учебно-опытного участка развивает у учащихся  универсальные  умения ( сатабыл).  На второй год баллы за сатабыл у всех учащихся повышаются.

 На территории участка проводят испытания сортов картофеля, капусты. Благодаря этой работе многие на своих приусадебных хозяйствах садят такие сорта картофеля, как Тулунский ранний, Полет, Якутская, Вармас. Проводятся опыты по размножению смородины черной, жимолости съедобной, земляники садовой и земклубники.

По результатам опытов, фенологических наблюдений пишут доклады и участвуют на НПК различного уровня. Спиридонова Аграфена в 2007 году с докладом « Наблюдение за размножением и развитием земклуники в условиях села Вилючан» участвовала на республиканском НПК « Шаг в будущее», награждена дипломом 3 степени.

Федорова Саргылана с 2006 изучала приживаемость культурной жимолости, сорта длинноплодная в наших условиях. Выступала с докладом на Чугуновских чтениях (2008 г.), НПК «Шаг в будущее» (2007,2008). В 2007 году она приняла участие на Всероссийских юношеские чтениях им. В. И.Вернадского в г. Москва.  Отмечена дипломом « За витаминизацию севера»

Иванова Катя изучала состояние пастбищ вокруг села. С докладом

« Изучение пастбищной дигрессии» в 2008 году стала лауреатом региональной НПК «Шаг в будущее»

Многие после окончания учебы выбирают профессии, связанные с биологией и химией. Если в результате такой работы, став взрослыми мои ученики найдут свое место в жизни. За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета. От мастерства учителя зависит все. А само мастерство – результат упорного труда над собой. Если уж быть учителем, то быть профессионалом – мастером своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на пришкольном участке

В плане размещены работы на участке с марта по октябрь....

Опытническая работа на пришкольном участке

Дневник опытнической работы на пришкольном участке учащихся 7 класса. Календарный план работы по проведению опытов на пришкольном участке. Результаты фенологических наблюдений за растениями в графиках...

Проект "Организация работы на пришкольном участке"

Пришкольный участок является источником для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого  невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне соврем...

Исследовательская работа на пришкольном участке

Исследовательская работа на пришкольном участке....

Инструкция по технике безопасности школьников при работе на пришкольном участке

Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке включает:- общие требования безопасности;- требования безопасности перед началом работы;- требования безопасности во время работы;-...

презентация организация работы на пришкольном участке

презентация организация работы на пришкольном участке...

Исследовательская работа на пришкольном участке «Голландская интенсивная технология выращивания картофеля»

Голландская интенсивная технология.  По своей природе картофельное растение обладает урожайностью не ниже 200-250 ц с 1 Га (200-250 кг с сотки). Всякая другая урожайность зависит от рук человека,...