Исследовательская работа на пришкольном участке
материал по биологии на тему

Исследовательская работа на пришкольном участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_na_prishkolnom.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!

Тема: Исследовательская работа на пришкольном участке. (слайд 1)

Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует, совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе.

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы. (слайд 2)

Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особенностях овощных растений и какие условия необходимо создать, чтобы вырастить красивые цветы или получить хороший урожай овощей.

Школьный учебно опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой можно проводить множество уроков, практических занятий по биологии, сельско-хозяйственному труду, внеклассную работу. Учебно – опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии.

На базе школьного учебно-опытного участка проводятся экскурсии для начальных классов. Так же младшие школьники на уроках труда с удовольствием работают на участке, где познают азы выращивания различных культур. В летний период, согласно графику отработки на участке, проходят практику учащиеся 5-10 классов. Ребята не только знакомятся с агротехникой выращивания культур, но и овладевают навыками опытнической и исследовательской деятельности.

До 2010 года наш пришкольный учебно-опытный участок имел площадь 0,5 га. Основное предназначение участка было  – выращивание овощей и картофеля для питания учащихся в школьной столовой, а также проведение опытной работы. С 2011 года площадь участка была сокращена в связи с сокращением количества работающих на нём уч-ся, а также с необходимостью обустройства спортивной площадки. В настоящее время пришкольный участок включает в себя отдел цветочно – декоративных растений (слайд 3 цветочный отдел), отдел овощных растений (слайд 4 сад), а также небольшой дендросад(слайд 5)

Наш цветник засажен цветущими в разное время однолетниками и многолетниками. (слайд 6, цветы) В последние годы мы уделяем ему особое внимание т.к. одной из наших задач является эстетическое воспитание школьников. Семенной материал для цветника мы заготавливаем сами. Цветник очень удобный для проведения опытнической и исследовательской работы участок. Например: изучение условий выращивания рассады цветочных культур и их сортоизучение, а также фенологические наблюдения за ними. В последние годы для этого мы используем различные сорта петуний, астр, бархатцев, цинний. Многолетними на цветнике являются пионы, лилии, рудбекия. Из двулетников произрастают кохия, эшшольция, лен. (слайд 7)

На уроках труда ребята занимаются выращиванием рассады, и уже на этом этапе, занимаются исследованиями. Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Исследовательская деятельность, предусматривает охват учащихся 5-11 классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

Тематику опытов мы выбираем разнообразную, каждый ребенок имеет право на выбор темы своей исследовательской работы, которая ему наиболее интересна. По итогам исследовательских работ, ребята участвуют в НПК школьного и муниципального уровня.

Осенью проводим традиционные выставки, конференции, смотры, где подводим итоги работы пришкольного участка за лето. (слайд 8 выставка, конференция)

Темы исследований были такими: (см 10-23 слайды презентации)

(Сопровождение слайдов с темами исследований)        (слайд 24)

В ходе проведения опытнической работы у уч-ся формируются следующие исследовательские умения:

  • Формирование или осознание проблемы
  • Постановка целей исследования
  • Установление объекта изучения
  • Сбор информации об объекте, его элементах и связях между ними
  • Выдвижение гипотезы
  • Построение плана исследований
  • Реализация намеченного плана
  • Обработка результатов, анализ и сравнение их с ранее полученными данными
  • Определение практической значимости полученных результатов.

Методика проведения полевых опытов. (слайды 25-27)

 Опытническая работа только тогда принесёт пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам.

  1. Прежде всего важно правильно выбрать тему опыта. Она должна быть интересна и доступна для уч-ся, связана с программой по биологии и иметь актуальное практическое значение.
  2. Задача любого опыта может быть решена  путём сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная – вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте приём, и контрольная – вариант опыта, в котором данный приём не применяется. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений на опытной и на контрольной делянке были одинаковыми. Некоторые опыты не требуют контрольных делянок, например опыты, демонстрирующие закономерности наследования признаков.
  3. Чтобы избежать возможных ошибок и ослабить влияние случайных факторов, опыт нужно повторить несколько раз. Тогда один и тот же вариант должен быть размещён на двух или нескольких делянках.
  4. Что бы данные опыта могли считаться достоверными, каждая делянка для опытов учебного характера должна иметь размер не менее 2 квадратных метров.
  5. После установления размера делянок, количества вариантов и повторностей составляют и вычерчивают схему расположения делянок на площади, указывают размеры и номера делянок, расположение их к частям света.
  6. Необходимо заранее подготовить агротехплан, в котором указать какие агроприёмы и в какие сроки должны быть выполнены на опытных и контрольных делянках.
  7. Также заранее необходимо предусмотреть, какие виды учётов и наблюдений в какие сроки и в какую фазу нужно провести.
  8. За посевами на опытных и контрольных делянках нужно ухаживать особенно тщательно: точно и своевременно выполнять агроприёмы, предусмотренные агротехническим планом опыта. Обработку междурядий, прореживание, прополки, поливы, подкормки, борьбу с вредителями и болезнями  и другие агрприёмы следует проводить на опытной и контрольной делянках одновременно и очень тщательно.
  9. Каждый полевой опыт должен сопровождаться наблюдениями за такими признаками как высота растений, толщина стебля, количество и размеры листьев и цветов. Такие учёты вегетации растений нужно проводить через каждые десять суток, одновременно на опытной и контрольной делянках. При проведении учётов на каждой делянке по диагонали, проведённой так, чтобы в учёт попали растения различных рядков, нужно отобрать по 10 растений, на них провести необходимые измерения, затем из 10 измерений вывести средние показатели и внести их в соответствующую таблицу.
  10.  Все наблюдения должны фиксироваться в дневниках, таблицах, а также в виде схем, фотографий.
  11.  Очень важное значение имеет уборка урожая. До уборки нужно заготовить образцы растений, иллюстрирующих результаты опыта, для использования  их на уроках биологии или для выставки. Не следует учитывать растения, находящиеся по краям делянки (в защитных полосах), а также растения, поражённые какими - то неблагоприятными факторами, так называемые выключки. Вначале убирают урожай с выключек и защитных полос, а затем с учётной части полос.
  12.  Полученные данные нужно обработать статистическим методом и составить отчёт по опыту.
  13.  Большое воспитательное значение имеет презентация итогов исследования на школьной научно – практической конференции, на Празднике урожая, на родительских собраниях.

Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, даёт возможность понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно исследовательской работы, приучает их к культуре труда, способствует профориентации уч-ся.  В заключении хочу отметить: только за последние 2 года трое выпускников нашей школы стали студентами Красноярского аграрного университета агрономического факультета.

Как и в любом другом деле у нас есть свои проблемы, трудности. Во первых, это проблема подвоза уч-ся в течение всего летнего времени для  ухода за участком, т.к. большинство детей у нас подвозимы, во вторых, финансовые проблемы по содержанию участка, откуда: нехватка инвентаря, недостаток удобрений, отсутствие заинтересованности родителей в организации работы уч-ся в каникулярное время.  

50% опрошенных учащихся отрицательно относятся к работе на участке летом из за тяжёлых условий труда на открытом воздухе из -за комаров, мошки. И тем не менее на школьном совете ребята решили ввести в традицию проект «Лучшая клумба». Каждому классу предлагается место под клумбу. Класс сам планирует её форму, дизайн, закупает семена (рассаду), или приносит из дома, ухаживает. Итоги будут подводиться 1 сентября.

Наша школа, планирует в ближайшем будущем серьёзно заняться проблемами организации работы пришкольного учебно-опытного участка. Мы планируем такие виды работ - как посадка плодовых кустарников, построение школьной теплицы для выращивания рассады овощей и цветов, максимальное декоративное озеленение школьной территории, укрепление учебно-материальной базы, приобретение рабочих инструментов и приспособлений, гербицидов и удобрений для проведения научного эксперимента с целью выращивания высоких урожаев с минимальным применением ручного труда.

Тематика опытов в 2006 году

 

Опыт 1. Влияние прищипки плетей на развитие и урожайность плодов огурцов длинноплетевых сортов.

Цель: Прищипыванием главного стебля ускорить появление боковых плетей, образование первых плодов и повышение урожая огурцов.

Опыт 2. Использование укрывного материала для получения более ранней продукции и борьбы с крестоцветными блошками.

Цель: Изучить, как использование укрывного материала влияет на  урожайность, качество урожая, повреждаемость вредителями.

 

Опыт 3. Использование биологически активных веществ для борьбы с насекомыми вредителями.

Цель: Изучить, как использование биологически активных веществ влияет на урожайность, качество урожая.

 

 

Тематика опытов в 2007 году

 

Опыт 1. Влияние кислотности почвы на рост и развитие растений.

Цель: Получение высокого урожая овощных культур путём изменения кислотности почвы в зависимости от требований растений

 

 

Работа представлена на районной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся и заняла в 2008 году и заняла 3 место (ученица 11 класса  Леванович Евгения)

 

Опыт 2. Влияние густоты посадки (площади питания) на рост, развитие, продолжительность и обильность цветения астр.

Задачи:

  • Познакомиться с результатами  внутривидовой борьбы в конкретной популяции астр.
  • Установить оптимальную густоту посадки астр на клумбах, бордюрах и срезки в местных условиях.
  • Определить возможности использования внутривидовой борьбы в практической деятельности человека и природоохранительной работе.

Тематика опытов 2008 году

 

Опыт 1. Влияние обработки семян фитонцидами на развитие болезней у капуты белокочанной.

Цель: Изучить влияние обработки семян фитонцидами на развитие болезней у капусты белокочанной, оценить влияние обработки на продуктивность культуры.

 

 Опыт 2: Сравнение эффективности химических и биологических способов защиты капусты белокочанной от повреждения вредителями.

Цель: Сравнить эффективность химических и биологических способов защиты капусты белокочанной от повреждения вредителями.

 

 

 

Тематика опытов 2009 году

 

 

Опыт 1  Размножение стрелкующегося чеснока воздушными луковичками.

Цель: Установить возможность сокращения расхода посадочного материала зубков и оздоровить посадочный материал. Опыт проводится в течение двух лет.

Опыт 2. Вегетативные способы  размножения пионов.

Цель: Научиться размножать пионы делением куста, черенками и отводками.

Опыт 3. Выявление эффективности вегетативного размножения томатов.

Цель: Сравнить урожайность пасынкованных томатов без пасынков и суммарную урожайность пасынкованных томатов и их пасынков, на основе чего сделать вывод об эффективности вегетативного размножения растений.

Тематика опытов 2010 году

Опыт 1. Влияние площади питания на урожай картофеля.

Цель: Выяснить зависимость размера клубней и урожая картофеля от площади питания.

        Работа представлена на районной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся   в 2011 году (ученик 7 класса Бакач Владимир)

Опыт 2.Влияние предпосевной закалки семян на урожайность моркови.

Цель: Закалкой семян перед посевом ускорить появление всходов и дальнейшее развитие растений. Получить с делянки в 5 квадратных метров 17-20 кг моркови.

Тематика опытов 2011 году.

Опыт 1.Выявление яровизации клубней на урожай картофеля.

 Цель: Показать, что яровизация ускоряет развитие растений и повышает урожай. Получить с 5 квадратных метров не менее 15 кг картофеля.

Опыт 2. Влияние подкормки на ускорение роста и урожайность свеклы.

Цель: Применяя тщательный уход и подкормку, вырастить урожай свеклы на опытной делянке с 5 квадратных метров не менее 20 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на пришкольном участке

В плане размещены работы на участке с марта по октябрь....

Опытническая работа на пришкольном участке

Дневник опытнической работы на пришкольном участке учащихся 7 класса. Календарный план работы по проведению опытов на пришкольном участке. Результаты фенологических наблюдений за растениями в графиках...

статья Наблюдение за развитием сатабыл у учащихся при работе на пришкольном участке

Для сельской школы важным компонентом является наличие пришкольного участка. Работая на участке учащиеся закрепляют знания, полученнык на уроке. Пришкольный участок это открытая лаборатория. В данной ...

Проект "Организация работы на пришкольном участке"

Пришкольный участок является источником для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого  невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне соврем...

Инструкция по технике безопасности школьников при работе на пришкольном участке

Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке включает:- общие требования безопасности;- требования безопасности перед началом работы;- требования безопасности во время работы;-...

презентация организация работы на пришкольном участке

презентация организация работы на пришкольном участке...

Исследовательская работа на пришкольном участке «Голландская интенсивная технология выращивания картофеля»

Голландская интенсивная технология.  По своей природе картофельное растение обладает урожайностью не ниже 200-250 ц с 1 Га (200-250 кг с сотки). Всякая другая урожайность зависит от рук человека,...