Конспект урока пресс- конференции "Значение крови и кровообращения в организме человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Молоканова Лариса Владимировна

 

Одна из главных задач учителя - совершенствование урока по содержанию и по форме. Поиск веду по разным направлениям: использование различных средств активизации эмоциональных и мыслительных процессов познавательного интереса школьников. Опыт моей работы показывает, что наиболее эффективно эти вопросы решаются при  проведении  нетрадиционных уроков с использованием современных компьютерных технологий и делового обсуждения с учащимися той или иной научной проблемы.

Такие уроки провожу в форме пресс - конференций.  Они проводятся как заключительные по пройденной теме и вносят разнообразие в учебную деятельность; при использовании огромного теоретического материала они не вызывают утомления у школьников.

Прежде всего, при подготовке пресс- конференции учитываю особенности учащихся. Начинаю готовить  ребят  примерно за месяц до его проведения. Делаю просмотр подготовленного материала учащимися. Вместе определяем круг вопросов, выносимых на обсуждение, подбираем материал, с учётом интересов и увлечений  школьников, распределяем роли, разрабатываем алгоритм работы.  Провожу коррекционную работу с нужными понятиями.

Цели урока пресс - конференции:

А) Формирование творческого мышления и развитие творческой личности  учащихся

Б) Расширение кругозора

В) Воспитание общей биологической культуры и понимания важности сохранения и укрепления своего здоровья

При подготовке   к уроку пресс - конференции  развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения творчески,  нестандартно решать поставленные задачи. Возникает позитивное осмысленное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, базирующихся на биологических знаниях функционирования органов, систем органов и  в целом организма.

Результатом работы является то, что большинство ребят  начинает больше читать биологической литературы, расширяя,  таким  образом, свои познания в области сохранения  и укрепления своего здоровья.

Происходит формирование информационной культуры:

·         работа с информацией

·         анализ работы и её систематизация

·          творческая переработка материала 

 

Одновременно формируются коммуникативная компетентность и толерантность:

·         учащиеся учатся слышать и  понимать друг друга

·         с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения

Данная работа требует от учителя качественной подготовки, гибкости и оперативности на уроке. Учителю биологии проще, чем другим предметникам, сформировать  умения, знания и навыки по здоровому образу жизни.  Научить учащихся использовать  полученные знания  в повседневной жизни. Каждый педагог обязан создавать комфортную здоровьесберегающую среду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  пресс-конференции «Значение крови и кровообращения в организме человека»

 

Цель:  расширить, систематизировать и обобщить у учащихся учебно-познавательные компоненты в области изучения кровеносной системе человека и  её значении для нормальной жизнедеятельности организма.     

Задачи урока:

Образовательные:  конкретизировать и углубить знания учащихся:

А) строение кровеносной системы

Б) строение и функции сердца

В) виды кровеносных сосудов и особенности  их строения

Г) работа сердца

Д) движение крови по сосудам

Ж) регуляция кровоснабжения

З) гигиена сердечно - сосудистой системы

И) первая помощь при заболевании сердца и сосудов

К) первая помощь при кровотечениях

 Развивающие:  

А) развитие необходимости понимания важнейшей роли кровеносной системы в организме человека

Б) развивать потребность  в изучении приёмов оказания первой доврачебной помощи при возникновении сердечного приступа, гипертонического криза и кровотечениях

В) развитие коммуникативных умений

Воспитательные: 

 А) овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе коллектива и парой

Б) создавать комфортную здоровьесберегающую среду

Коррекционная: повторение значений слов,  необходимых на уроке:  сердце, автоматизм, артерии, вены, капилляры, кровообращение, пульс, иммунитет, кровь, иммунология,  лимфообращение, тонометр, фонендоскоп, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт .

Оборудование: таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Кровообращение», «Работа сердца»,  в/ф «Кровь», презентации учащихся, мультимедийный  проектор, экран, тексты по темам выступлений учащихся

Тип урока: комбинированный

Алгоритм урока пресс-конференции

  1. Вступление к теме.
  2. Тема пресс-конференции «Значение крови и кровообращения в организме человека»:
  1. значение, состав и функции крови;
  2. переливание крови;
  3. иммунитет;
  4. строение сердца и кровеносных сосудов;
  5. работа сердца;
  6. предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний;
  7. операции на сердце;
  8. первая помощь при стенокардии;
  9. первая доврачебная помощь при гипертоническом кризе;
  10. измерение артериального давления;
  11. подсчет пульса.

  1. Рефлексия
  2. Домашнее задание.

               Конспект урока пресс-конференции

  1. Речевой момент. Добрый день. Присаживайтесь. Рада вас видеть. Кто отсутствует?
  1. Рапорт учащихся.
  2. Слово учителя.

Сегодня у нас урок пресс-конференция по теме «Значение крови и кровообращения в организме человека». Мы готовились к ней. Определили круг вопросов, выносимых на обсуждение участников конференции в качестве молодых специалистов медицины, составили алгоритм конференции.

При изучении этой темы была проведена большая терминологическая работа.  Многократно повторяли определения этих слов. Они вам хорошо знакомы. Давайте повторим их. При ответе на вопросы, вы можете опираться на них и использовать в ответах.

  1. Работа со словами.
  1. Приступаем к алгоритму пресс-конференции.

 Слово учителя.

 Организм человека состоит из клеток, их 200 разновидностей и общее количество составляет от 60 -100 триллионов клеток. Каждая клетка организма выполняет определенную работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а так же в удалении продуктов обмена.

Поступление нужных веществ и удаление ненужных веществ происходит через кровь. Клетки тела непосредственно не соприкасаются с кровью. Каждую клетку омывает жидкость, в которой содержатся все необходимые вещества. Это межклеточная жидкость (20 литров). Она просачивается в лимфатические капилляры и превращается в лимфу. Лимфа накапливается в лимфатических сосудах, проходит через лимфатические узлы, где очищается, а затем возвращается в вены.

Таким образом, внутренняя среда организма человека состоит из трёх компонентов: кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

Сегодня обобщаем и систематизируем знания о кровеносной системе; развиваем навыки самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике и оказывать первую доврачебную помощь.

На вопросы журналиста ответят молодые специалисты различных областей медицины. Следуя нашему алгоритму, слово предоставляется корреспонденту.

№1 Корреспондент:  поскольку наша конференция посвящена кровеносной системе, хотелось бы знать о значении, составе и функции крови.

№2 Терапевт: кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

Кровь выполняет несколько функций:

  1. переносит питательные вещества;
  2. разносит кислород и удаляет углекислый газ;
  3. удаляет вредные вещества;
  4. защищает от инфекций и бактерий;
  5. регулирует постоянство температуры тела;
  6. разносит гормоны;
  7. поддерживает постоянство внутренней среды.

В организме человека насчитывается 5-6 л крови. 60% составляет плазма, а 40%- форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Плазма состоит из 90%  воды и 10% - органические и неорганические вещества.

Эритроциты переносят кислород в клетки и удаляют углекислый газ. Эту работу выполняет гемоглобин.

Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микроорганизмов.

Тромбоциты, играют  большую роль в остановке кровотечения, участвуют в свертывании крови.

№3 Корреспондент:  кровь переливают издавна, но иногда это приводило к гибели людей. Что необходимо знать при переливании крови?

№4 Гематолог: кровь берут у взрослых людей – доноров. Изучение переливания крови позволило открыть 4 группы крови. Кровь разных людей одной и той же группы крови всегда совместима. Кроме того, кровь 1 группы можно переливать всем остальным группам без неблагоприятных последствий. Люди с 1 группой крови являются универсальными донорами, но им самим можно переливать кровь только их группы. Наряду с универсальными донорами имеются и универсальные реципиенты. Это люди, кровь которых принадлежит к 4 группе. Им можно переливать кровь любой группы. Людям 2 и 3 групп, можно переливать кровь 1 группы и их собственной.

В течение всей жизни человека его группа крови не меняется и наследуется от родителей. Каждому человеку нужно знать группу своей крови.

У многих людей в эритроцитах имеется белок, который получил название резус-фактор. Кровь людей, которые имеют его, называют резус-положительной, а если он отсутствует – резус-отрицательной.

Резус-конфликт может произойти, когда мать резус - отрицательна, а отец  резус-положителен.

№5 Корреспондент:  все многоклеточные организмы (в том числе и человек) подвергаются постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Первым барьером на пути нападающих оказывается кожа, слизистые оболочки. Что является вторым барьером на пути болезнетворных микробов?

№ 6 Инфекционист: вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов, вирусов называют иммунитетом.

В настоящее время изучением иммунитета занимается наука – иммунология.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер. Процедуру введения вакцины стали называть прививкой. Чтобы уберечь человека от заражения дизентерией, брюшным тифом, дифтерией, вырабатывают искусственный иммунитет. Для этого делают прививки – вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни. Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки. Антитела сохраняются недолго. Через некоторое время необходимо сделать прививку.

Впервые прививки стали делать в 1796 году. В настоящее время в мире проводят 600 млн. прививок в год.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Например, ангиной, ОРЗ, гриппом человек болеет много раз в жизни.

Иммунитет защищает от инфекционных заболеваний, уничтожает раковые клетки, является причиной отторжения пересаженных тканей.

№7 Корреспондент:  мы говорим о кровеносной системе. Из каких органов она состоит, и какое строение они имеют?

№8 Физиолог: система органов кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров. Сердце, как насос, перекачивает кровь по сосудам. Вытолкнутая сердцем кровь попадает в артерии, которые несут кровь к органам. Самая крупная артерия – аорта. Артерии многократно ветвятся на более мелкие и образуют кровеносные капилляры, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями организма. Кровеносные капилляры сливаются в вены – сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Мелкие вены сливаются в более крупные, пока, наконец, не достигнут сердца.

Кровеносная система человека замкнутая. Кровь движется по двум кругам кровообращения: малому и большому кругам кровообращения.

Сердце расположено в грудной полости и смещено влево. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

Сердце находится в околосердечной сумке, в ней есть жидкость, которая снижает трение сердца о стенки сердечной сумки. Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между ними находится по створчатому клапану. Между желудочками и артериями имеются полулунные клапаны. Поэтому кровь движется только в одном направлении.

№9 Корреспондент:  известно, что сердце человека может проработать 160-180 лет. В чём причина не утомляемости сердца?

№10 Кардиолог: за сутки сердце сокращается 100 тыс. раз и перекачивает 10 тонн крови. Сердечная мышца обладает свойством автоматизма, то есть способностью сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Нормальный ритм сердечных сокращений задают клетки самого сердца. Число сокращений сердца 70 – 75 ударов в минуту.

Сердечный цикл состоит из трёх фаз: фаза сокращения предсердий,

фаза сокращения желудочков,

     фаза полного расслабления сердца.

Время сокращения частей сердца совпадает со временем общего расслабления. Если вам 14 лет, то ваше сердце 7 лет было в напряженном состоянии и столько же времени в расслабленном. Поэтому оно и может работать без устали.

Кровоснабжение сердца имеет ряд особенностей и обеспечивает лучшее питание:

  1. сосуды сердца получают первую порцию крови, богатой кислородом;
  2. сосуды имеют извилистый характер (не мешают сокращаться сердцу);
  3. артерии сердца соединены между собой;
  4. широкий венозный отток крови.

Работа сердца регулируется нервной и гуморальной системой.

Итак, не утомляемость сердца зависит от автоматизма сердца, сердечного цикла, кровоснабжения и благодаря нервной и гуморальной регуляции.

№11 Корреспондент:  во всем мире самые распространенные заболевания – сердечно - сосудистые. Каковы их причины? Как предупредить сердечно -сосудистые заболевания?

№12 Гигиенист: причинами сердечно - сосудистых заболеваний являются следующие признаки:

  1. снижение физической активности;
  2. избыточное питание;
  3. курение;
  4. алкоголь;
  5. чрезмерные психические нагрузки.

Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.

При физической работе усиливается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение её кислородом и питательными веществами. Это способствует укреплению сердечной мышцы и её развитию. При снижении физических нагрузок сердечная мышца слабеет.

Физические упражнения и спортивные игры, усложняющиеся с возрастом, тренируют мускулатуру тела. Одновременно растет и тренируется сердечная мышца.

№13 Корреспондент: известно, что многие органы пересаживают человеку. Что вам известно о пересадке сердца?

№14 Кардиохирург: весь мир был взволнован и внимательно следил за результатами пересадки сердца от человека к человеку. Это было 3 декабря 1967 года. Уже в 1967 году во всём мире было сделано 100 операций по пересадке сердца. Более одного года жили всего лишь 2% оперированных больных. Затем изобрели лекарство против отторжения тканей. Результаты резко улучшились. С пересадкой сердца человек получает возможность прожить вторую жизнь. Каждые четверть часа  на земле умирает более 1000 человек. Из них 500 смертей являются следствием сердечно - сосудистой системы. Больным, жизнь которых находится на грани смерти, пересадка сердца – единственный шанс продлить жизнь.    

№15 Корреспондент: есть такое заболевание – стенокардия, а в народе её называют «грудной жабой»  из-за болевых приступов в грудной клетке. Какую доврачебную помощь необходимо оказать при стенокардии?

№16  Реаниматолог: причина стенокардии – сужение коронарных артерий и ослабление кровоснабжения некоторых  участков сердца. Если кровь не поступает долго, может произойти омертвление тканей этого участка (инфаркт).

Обнаружить инфаркт можно с помощью электрокардиограммы.

Во время приступа стенокардии желателен полный покой.

Если человек упал, ни в коем случае до вызова скорой медицинской помощи не следует перекладывать или переносить его. Необходимо дать ему таблетку валидола, нитроглицерина.

№17 Корреспондент: объясните, пожалуйста, какую помощь надо оказать при гипертоническом кризе?

№18 Реаниматолог: гипертонический криз – резкое повышение артериального давления. Человек ощущает жар, кожа лица краснеет, учащается сердцебиение, в области сердца появляются колющие боли.

При оказании помощи больного необходимо посадить в кресло или положить в постель и дать ему препараты, снижающие давление, которые были рекомендованы ему раньше врачом. На затылок и шею можно наложить горчичники.

№19 Корреспондент:  причина движения крови – работа сердца. Кровь, как и всякая жидкость, движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Давление крови снижается постепенно. В артериях оно самое высокое, в капиллярах – ниже, в венах оно падает ещё больше. Артериальное давление является важным показателем здоровья. Как измеряют давление с помощью тонометра и фонендоскопа?

№ 20  Терапевт: манжетку тонометра надевают на плечо и с помощью резиновой груши накачивают в неё воздух. Фонендоскоп прикладывают к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия. После этого открывают винтовой клапан и выпускают воздух. Момент появления в фонендоскопе пульсирующих звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение – нижнему.

Нормальное давление у взрослого человека 120/80 мм рт. ст.

№21 Корреспондент: при каждом сокращении сердца, стенки артерий приходят в колебание. Толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов называют пульсом. Как правильно подсчитать пульс?

№22 Кардиолог: пульс можно определить на артериях, которые лежат поверхностно на костях (лучевой, височной артерии).

Четырьмя пальцами правой руки прижать лучевую артерию левой руки и подсчитать количество ударов в минуту.

У здорового человека пульс ритмичный -  60-80 ударов в минуту.

По пульсу можно судить не только о числе сердечных толчков, но и  их силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья.

№23 Учитель: итак, вопросы исчерпаны. Теперь слово предоставляется журналисту. Маша выскажет свое мнение о конференции.

 Рефлексия:

Конференция показала прочные знания, полученные при изучении данной темы. Выступления в полной мере раскрывают узловые вопросы. Наиболее глубоко освещены такие моменты, как тканевая несовместимость, строение и работа сердца, иммунитет.

Большое внимание уделено, на мой взгляд, такому важному и актуальному в наше время вопросу, как оказание первой доврачебной помощи. Были освещены вопросы гигиенического воспитания: предупреждение инфекционных и сердечно - сосудистых заболеваний.

Все эти знания пригодятся при сдаче экзамена и в повседневной жизни. Конференция мне понравилась. Самое главное, что возникает позитивное осмысленное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, базирующихся на биологических знаниях.

  1.  Итог. Оценки.  Д/з: составление кроссворда «Кровь и кровообращение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Кровь и кровообращение" 8 класс

Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме "Кровь и кровообращение" (биология, 8 класс) Конспект и презентация...

Презентация к уроку пресс-конференции"Значение крови и кровообращения в организме человека"

Материал презентации «Значение крови и кровообращения в организме человека» используется при проведении урока пресс-конференции с целью обобщения и  систематизации знаний учащихся в 9...

Презентация урока на тему "Кровь и кровообращение. Состав крови"

Презентация рассчитана на 2 урока и предусматривает полное изучение состава крови для общеобразовательного класса с обобщающим тестом. Может служить материалом для подготовки к ЕГЭ...

Урок по теме "Кровь и кровообращение". 8 класс

На уроке применяются различные виды деятельности учащихся.  Ученики самостоятельно анализируют результаты своей работы и дают самооценку....

Движение крови и лимфы в организме человека

В презентации представлени материал для урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам"  в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек"....