рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Савоста Наталья Владимировна

рабочая программа создана на основе программы И.Н. Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl_biologiya.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г);

2. Примерной программы основного общего образования по биологии;

3. Учебного плана образовательного учреждения, на 2012 – 2013 учебный год, составленного на основании федерального базисного плана (приказ № 1213 от 09.03.2004)

4. Авторской программы под руководством И,Н. Пономаревой.

Данный курс имеет комплексный характер и включает основы различных наук о растениях: морфологии, анатомии, экологии, микробиологии, физиологии. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий, рассмотрением явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному  и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Цель:






  1. получение общих представлений о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Задачи:

  1. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
  2. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
  3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной  жизни.

Изменения внесенные в программу И.Н.Пономаревой .

Авторская программа рассчитана на 68 часов , из расчета 2 часа в неделю. На изучение данного курса отводится 70 часов, т.к. количество учебных недель увеличено. Так же  внесены изменения в связи с тем, что согласно приказа № 1389 от 18.06.2012 г. Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, внесены часы на изучение регионального компонента в количестве  7 часов.


Название раздела программы




По программе Пономаревой И.Н.




Количество часов по скорректированной программе.




  1. Введение


7


5

  1. Клеточное строение растений.

5

6

  1. Органы цветковых растений.


18


17

  1. Основные процессы жизнедеятельности

10

11

  1. Классификация растений

10

14

  1. Историческое развитие растительного мира на Земле.


4


3

  1. Царство Бактерии

3

4

  1. Царство Грибы. Лишайники.

3

5

  1.  Природные сообщества.

7

5

  1. Заключение

1

1

Итого

68

70

Используемый учебно-методический комплект:

Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. – М.»Вентана – Граф»2008.

Методическое пособие по биологии к учебному комплекту И.Н.Пономаревой.:6 класс – М: «Вентана -Граф»2008

Количество часов , на которое рассчитана программа :

в учебном плане образовательного учреждения на изучение курса «биология» в 6 классе отводится 2 часа в неделю. За год на изучение программного материала отводится 70 часов. Контрольных работ -5, лабораторных работ -14, практических работ – 2.

Лабораторные  и практические работы являются частью урока и могут быть оценены по усмотрению учителя. Обязательными для выполнения и оценивания  являются л.р. № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 16.

Для реализации программы планируется использование основных  формы и методов контроля, используемые в курсе обучения биологии:
-текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов; 
-
тематический – в тестовой форме; 
-
итоговый – итоговое тестирование за курс 6 класса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  1. строение и функции клетки,
  2. особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений,
  3. сведения о таксономических единицах,
  4. способы размножения бактерий, грибов, растений,
  5. основные этапы развития растительного мира,
  6. взаимосвязь растений с факторами среды,
  7. взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах,
  8. роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве,
  9. охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране,
  10. основные культурные растения региона, особенности их возделывания

Уметь:

  1. пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними,
  2. вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями,
  3. проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник,
  4. ухаживать за растениями, выращивать их,
  5. проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании,
  6. соблюдать правила поведения в природе,
  7. работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ урока

Дата

Тема

Основное содержание

Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы

Домашнее задание

РК

I.Введение (5ч)

1

1

Биология – наука о живой природе

Наука о растениях – ботаника.

Общие сведения о многообразии растений на Земле. Царство Растений.

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Стр.9-12

2

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Мир растений.

Проведение простых биологических исследований: наиболее распространенные растения своей местности.

Многообразие растений в окрестностях с. Октябрьское.

3

3

Признаки растений. Основные органы растений.

Растение - живой организм

Признаки живых организмов, их проявление у растений.

Строение растений.

Проведение простых биологических исследований: распознавание органов растений.

1-2

4

4

Условия жизни растений.

Среды жизни на Земле

Факторы среды. Экологические факторы.

Абиотические, биотические, антропогенные.

Среды жизни на планете.

4-5

5

5

Урок-обобщение.

Тестирование.

Тема II. Клеточное строение организмов (6 часов)

6

1

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы и приготовление микропрепаратов.

Правила работы с микроскопом.

Техника приготовления временных препаратов.

Лаб.работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

§6

7

2

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

Лаб.работа №2 «Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука под микроскопом»

§7

8

3

Строение клетки.(пластиды)

Основные части клетки.

Наличие пластид, вакуоли.

Цитоплазма – внутренняя среда .

§7 (до конца)

9

4

Жизнедеятельность клетки

Движение цитоплазмы.

Питание и дыхание клетки.

Обмен веществ.

Деление клетки.

Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений.

§8

10

5

Ткани

Ткани как группы клеток.

 Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. Функции.

§9

11

6

Обобщение, повторение

Тестирование.

Тема III. Органы цветковых растений. (17 часов)

12

1

Строение семян двудольных и

однодольных растений

Семя и его значение в жизни растений.

Внешнее и внутреннее строение семян.

Особенности строения однодольных и двудольных.

Лаб.работа №3 «Изучение строения семян двудольных растений»

«Изучение строения семян однодольных растений»

§10

13

2

Условия прорастания семян

Понятие о прорастании.

Условия прорастания семян.

Глубина заделки семян.

11

14

3

Внешнее строение корня

Корень – основной вегетативный  орган растения.

Виды корней и типы корневых систем

Лаб.работа №4

«Корневые системы»

13

15

4

Зоны (участки) корня

Понятие о зонах корня.

Зоны деления и роста, зона всасывания, проведения.

Лаб.работа №5  «Изучение внутреннего строения корня»

§14

16

5

Условия произрастания и видоизменение корней

Роль корня в жизни растения.

Разнообразие функций корня.

Многообразие видоизменений корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни

§15

17

6

Побег и почки

Побег как основной орган высшего растения.

Лист как часть побега. Листорасположение.

Почка как зачаточный побег.

Вегетативные и генеративные почки.

Лаб.работа №6 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

§16

18

7

Внешнее строение листа

Лист – боковая часть побега.

Внешнее строение листа.

Лаб.работа №7 «Изучение строения листа»

§18

19

8

Клеточное строение листа

Внутреннее строение листа. Ткани листа.

Лаб.работа №8 «Клеточное строение листа»

§18

21

9

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев

Значение листа.

Основные функции листьев – газообмен, испарение воды.

Дополнительные функции. Видоизменение листьев.

§19

20

10

Строение стебля

Понятие о стебле как осевой части побега.

Внешнее строение.

Внутреннее строение: кора, луб, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина.

Лаб.работа №9 «Изучение макро- и микростроения стебля»

§20

21

11

Видоизменения побегов

Стебель как наиболее изменчивая часть побега.

Видоизменение подземных побегов корневище, клубень, луковица.

Лаб.работа №10 «Изучение видоизмененных побегов»

§21-22

22

12

Цветок

Цветок – генеративный орган. Основная функция цветка.

Строение цветка :пестик, тычинки, лепестки, венчик, чашечка, цветоножка.

Многообразие цветков

Лаб.работа №11 «Изучение строения цветка»

§23

23

13

Соцветия

Соцветия простые и сложные и их биологическое значение.

Лаб.работа №12 «Ознакомление с различными типами соцветий»

§23-24



24

14

Цветение и опыление

Цветение как состояние от раскрытия до засыхания.

Опыление - условие для оплодотворения. Типы опыления.

Насекомо и ветроопыляемые растения.

25

15

Плоды

Плод как важнейший генеративный  орган растений. Строение плода, функции частей. Многообразие плодов и семян.

 

Лаб. работа №13 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

§25

26

16

Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и семян.

Приспособление плодов и семян к распространению.

Значение плодов и семян для человека.

§26

27

17

Урок – обобщение по теме «Строение покрытосеменных растений.»

Тестирование.

Тема IV.Основные процессы жизнедеятельности. (11 часов)

28

1

Химический состав растений.

Корневое питание.

Минеральные и органические вещества: белки, жиры, углеводы.

Почвенное питание. Значение питания.

Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению состава почвы.

Лаб.работа №14 «Химический состав растений»

§27

29

2

Фотосинтез

Фотосинтез как процесс образования органических веществ и кислорода из неорганических  веществ .

Организмы автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений.

§28-29

30

3

Дыхание растений

Два этапа процесса дыхания.

Углеводы как основные органические вещества, участвующие в процессе.

Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза.

§30

31

4

Испарение воды растениями. Листопад

Вода как необходимое условие для жизни каждого растения.

Понятие о водообмене растений с окружающей средой.

§31

32

5

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

33

6

Растительный организм как единое целое

Фазы и этапы развития, зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

Проведение простых биологических исследований: наблюдение за ростом и развитием растений.

§34

34

7

Способы размножения растений

Биологическое значение размножения. Типы размножения -половое, бесполое.

§32

35

8

Размножение споровых растений

Особенности размножение у низших растений по сравнению с высшими.

§32

36

9

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение как вид бесполого размножения.

Особенности растений появившихся вегетативным путем.

Основные приемы искусственного вегетативного размножения.

§33-34

37

10

Оплодотворение растений.

Половое размножение как появление качественно новых организмов  путем оплодотворения.

Различие гамет и его значение.

Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Его значение.

§32

38

11

Подведение итогов. Обобщение.

Устный опрос по всей теме. Закрепление материала.

Тема V. Классификация растений

(14 часов)

39

1

Основы систематики растений

Понятие о систематике растений. Значение систематики.

Основные единицы классификации   от  царства до вида. Бинарное название вида.

§37

40

2

Разнообразие, распространение и значений растений

Система органического мира.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.(классификация).

§37

41

3

Водоросли. Общая характеристика.

Водоросли как самые древние растения на планете.

Талломное строение тела и наличие хроматофора.

Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Бесполое и половое размножение.

§38

42

4

Многообразие  водорослей, их значение.

Зеленые водоросли. Их многообразие.

Бурые водоросли как один из основных  источников органических веществ в прибрежной зоне океана и морей.

Красные водоросли как самые глубоководные .Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация таблиц, видеофильма «Водоросли»

§39

43

5

Отдел Моховидные.

Общая характеристика, значение.

Классы – печеночники и листостебельные.

Размножение.

40

44

6

Отдел Папоротниковидные.

Общая характеристика отдела.

Отличие их внешнего и внутреннего строения от моховидных.

Размножение .

Многообразие  - хвощи и плауны.

41

45

7

Древние папоротники

Папоротниковидные – живые ископаемые.

Значение папоротниковидных в природе и жизни человека.

41

46

8

Отдел Голосеменные

Общая характеристика.

Отличие семени от споры.

Особенности строения.

Размножение (на примере сосны).

Лаб.работа №15

«Изучение строения хвои и шишек хвойных»

§42

47

9

Многообразие голосеменных.

Многообразие. Хвойные растения как самая многочисленная группа современных голосеменных.

Лесообразующая роль голосеменных. Использование и охрана.

Голосеменные НСО.

Заказник «Южный»

48

10

Отдел Покрытосеменные.

Общая характеристика.

Основные отличия от голосеменных.

Многообразие. Жизненные формы. Значение и их охрана.

Характеристика классов: Двудольные и Однодольные.

§43

49

11

Класс Двудольные.

Семейства Розоцветные, Крестоцветные,

Класс Двудольные как самый многочисленный среди цветковых растений.

Семейство Розоцветные и Крестоцветные – характеристика, представители, распространение и значение.

44

Розоцветные и Крестоцветные в Карасукском районе.

50

12

Семейства Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

Представители семейства Мотыльковые- предки древнейших культурных растений. Семейство Пасленовые, Сложноцветные -характеристика, представители, распространение и значение.

44

Многообразие видов в Карасукском районе.

51

13

Семейства класса Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые)

Общая характеристика .Многообразие, значение в природе и жизни человека.

Семейства Лилейные-распространение, строение цветка, охраняемые виды.

  Злаки (Мятликовые)-главные пищевые растения.

§45

Многообразие однодольных в окрестностях с. Октябрьское.

52

14

Проверочная работа по теме.

«Классификация растений»

Тестирование.

Тема VI. Историческое развитие растительного мира на Земле.(3 часа)

53

1

Понятие об эволюции растительного мира

Эволюция- процесс исторического развития живого мира.

Появление фотосинтеза, полового размножения, многоклеточных организмов –события в истории Земли.

Первые растения суши –псилофиты.

46-47

54

2

Многообразие и происхождение культурных растений

Влияние человека на растительный мир.

Искусственный отбор как основа растениеводства.

Культурные растения и их особенности.

Центры происхождения культурных растений. Вклад Н.И.Вавилова.

48

55

3

Дары Старого и Нового света

Роль географических открытий и путешествий в распространении культурных растений.

Дары Старого Света-зерновые культуры. Проведение простых биологических исследований: распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

49

Тема VII. Царство Бактерии  (4часа)

56

1

Бактерии. Общая характеристика, строение.

Царство Бактерии. Признаки живых организмов их проявление у  бактерий. Строение, размножение.

50

57

2

Многообразие бактерий.

Разнообразие форм, способов питания.

Типы бактерий: аэробы и анаэробы..

58

3

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Бактерии редуценты.

Патогенные бактерии, их значение. Меры профилактики заболеваний, вызываемыми бактериями. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера.

Использование бактерий в биотехнологии.

§51

59

4

Урок –обобщение по теме «Царство Бактерии»

Тестирование.

Тема VIII. Царство Грибы. Лишайники.(5 часов)

60

1

Царство Грибы . Шляпочные грибы.

Признаки живых организмов, их проявление у грибов. Общая характеристика. Особенности клеток .Сходство и различие грибов и растений.

Типы питания. Размножение грибов.

Проведение простых биологических исследований: распознавание съедобных  и  ядовитых грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Использование грибов в биотехнологии.

§53

61

2

Плесневые грибы и дрожжи

Особенности строения плесневых грибов. Распространение в природе.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Лаб.работа №16 «Плесневый гриб мукор»

§54

62

3

Грибы-паразиты.

Многообразие паразитических грибов.

Роль грибов в природе , жизни человека и собственной деятельности.

§54

63

4

Лишайники.

Общая характеристика и строение.

Питание, размножение.

Приспособленность к жизни в разных условиях.

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

$55

64

5

Проверочная работа по теме « Царство Грибы и Лишайники».

Тестирование.

Тема IX.Природные сообщества (5 часов)

65

1

Понятие о природном сообществе, БГЦ и экосистеме

Образование организмами природных комплексов как способ существования в природе.

Структура природного сообщества.

Видовой состав.

56

66

2

Приспособленность растений в природном сообществе

Ярусное расположение как приспособление к совместной жизни в сообществе.

Размещение по ярусам.

Типы взаимосвязей в сообществе.

57

67

3

Смена природных сообществ

Естественная смена, внешние и внутренние причины. Сукцессии, временные и конечные сообщества.

58

68

4

Многообразие природных сообществ

Леса, луга- естественные сообщества. Искусственные сообщества - агроценозы. Особенности агроэкосистем. Приемы выращивания и размножения растений.

59

Природные сообщества Карасукского района и НСО

69

5

Жизнь организмов в природе

Санитарная роль растений, охрана растений, растения-индикаторы, антропогенное влияние.

60

Редкие и исчезающие виды растений НСО. Охрана.

70

1

Итоговая контрольная работа

6

Папоротники. Хвощи и плауны

Вайи, корневище, спорангии, плаун, хвощ, папоротник

Лаб.работа №7,8 «Изучение строения спороносящего хвоща», «Изучение строения спороносящего папоротника»

§15

6. ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Пономарева  И. Н. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Вентана.- Граф 2007

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  2. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2001.
  3. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  4. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии / Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: «Владос», 2002.
  5. Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  6. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.

7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  1. гербарий «Растительные сообщества»,
  2. гербарий «Основные отделы растений»,
  3. коллекция семян и плодов,
  4. набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»,
  5. цветок вишни (модель демонстрационная),
  6. набор муляжей плодов и корнеплодов,
  7. таблицы «Отделы растений».

Оборудование лабораторное

Приборы

  1. Лупа (7-10*)
  2. Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  1. Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
  2. Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
  3. Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

  1. Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  2. Зажим пробирочный ЗП
  3. Колба коническая Кн-1-500-34
  4. Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  5. Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  6. Мензурка 500 мл
  7. Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
  8. Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  9. Цилиндр измерительный 250 мл
  10. Чаша выпарительная
  11. Чаша коническая с обручем 190 мм
  12. Шпатель фарфоровый
  13. Штатив лабораторный Шлб
  14. Лоток для раздаточного материала
  15. Препаровальные инструменты
  16. Иглы препаровальные
  17. Пинцет анатомический с насечкой
  18. Ножницы с одним острым концом
  19. Скальпель брюшистый
  20. Рулетка (10 м)
  21. Укладка для луп (по 10 шт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...