Главные вкладки

    Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения.

     ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.

    Задачи:

    а)  образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека;

    б)  развивающая - прививать умения и навыки о значении артериального давления и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний;

    в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов. 

     

    Тип урока: комбинированный.

    Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

    Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.

    Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», «Сердечный цикл», диаграммы , опорные схемы, стенды, муляж сердца.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_3.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Дусеева А.Б., учитель биологии школы-гимназии №17 г.Актобе

    Тема урока: Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения,

    их структура и функции.

    Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения.

     ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.

    Задачи:

    а)  образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека;

    б)  развивающая - прививать умения и навыки о значении артериального давления и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний;

    в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов.  

    Тип урока: комбинированный.

    Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

    Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.

    Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», «Сердечный цикл», диаграммы , опорные схемы, стенды, муляж сердца.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

    Что такое сердце?

    Камень твердый?

    Яблоко с багрово – красной кожей?

    Может быть, меж ребер и аортой

    Бьется шар, на шар земной похожий?

    Так или иначе все земное

    Умещается в его пределы,

     Потому что нет ему покоя,

    До всего есть дело.

                                                     Э. Межелайтис

    1. Этапы урока:

    - побуждение (работа с терминами) – составление кластера «Состав крови»

    - осмысление – трехуровневая таксономия Блума

    10 баллов (1 уровень)

    - Какова масса сердца? Где оно находится?

    - Какое строение имеет сердце?

    - Какую функцию выполняет сердце?

    50 баллов (2 уровень)

    - Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение  крови в одном направлении?

    - Что такое систола? Диастола?

    - Почему стенка левого желудочка  толще стенки правого желудочка?

                Артерии – сосуды, по которым  движется кровь от сердца. Их стенки имеют три слоя:

    - наружный (соединительнотканный) слой обеспечивает прочность и упругость;

    - средний (гладкомышечный) слой содержит эластичные волокна;

    - внутренний  слой состоит из одного слоя плоских эпителиальных клеток.

                Вены – сосуды, несущие кровь насыщенную углекислотой (венозную) кровь от органов и тканей к сердцу. Их стенки тоже состоят из трех слоев, но они тоньше, так как давление в венах меньше. В стенках вен есть полулунные клапаны, препятствующие обратному току крови.

               Капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды, находятся между артериями  и венами в кругах кровообращения. Они  тоньше человеческого волоса в 15 раз. Стенки состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток, через которые плазма крови обменивается с тканевой жидкостью питательными веществами и продуктами обмена. У человека более 15 млрд.капилляров общей длиной св

    100 баллов (3 уровень)

    - Когда берут кровь с вен предплечья, врач накладывает жгут и предлагает несколько раз сжать руку в кулак.

      Вены набухают и становятся хорошо заметными. Почему это происходит?

    - Существуют сосудорасширяющие и сосудосужающие лекарственные препараты. Определите, какое лекарство следует давать                                  

      Больному, у которого наблюдается спазмы сосудов сердца?

    - При быстром восхождении в гору у здоровых туристов развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение,

      слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Как вы думаете, какие изменения происходят при этом

      в крови  человека?

    1. Объяснение нового материала.

         Что называют кровообращением?

         Сколько кругов кровообращения имеют представители типа хордовых?

         По каким сосудам происходит  движение крови?

    А) Строение сердечно – сосудистой системы.

    ыше 100 тыс.км.

                 Аорта – артерии – артериоллы – капилляры – венулы – вены. Скорость тока крови зависит от просвета сосудов.

    В аорте максимальная скорость – 0,5 м/с, в венах – 0,25 м/с, минимальная скорость в капиллярах – 0,5 -12 мм/с.

    В) Большой и малый круги кровообращения  

               Большой круг кровообращения  -  путь от  левого желудочка через артерии, капилляры и вены  всех органов тела до правого предсердия. Круговорот в нем происходит за 23 секунды. Из левого желудочка артериальная кровь выбрасывается в аорту – самую крупную артерию человека, от которой вниз идет грудная аорта, переходящая в брюшную аорту. На границе аорты и левого желудочка находятся полулунные клапаны. От аорты отходят артерии – артериоллы – капилляры, где происходит         газообмен и обмен веществ между  тканевой жидкостью и плазмой. Кровь становится венозной и поступает в вены: верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие.

               Малый (легочный) круг кровообращения – путь от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия. Круговорот в нем происходит за 4 секунды. В артериях малого круга течет венозная кровь.  На границе легочной артерии и правого желудочка находятся полулунные клапаны, имеющие вид кармашков на внутренней поверхности сосудов. От правого желудочка отходит легочной ствол, который делится на правую  и левую легочные артерии, ветвящиеся до капилляров и оплетающих легочные альвеолы, где происходит газообмен. Артериальная кровь по четырем легочным венам попадает в левое предсердие.

              Полное обращение происходит за 20 – 28 секунд, у подростков – за 38 секунд, у ребенка – за 15 секунд.

    1. Рефлексия  (заполнение таблицы).

    Большой круг кровообращения

    Малый круг кровообращения

    1

    Где начинается?

    2

    Где заканчивается?

    3

    Как называются сосуды, образующие его?

    4

    Как изменяется состав крови?

    5

    Как изменяется цвет крови?

    1. Подведение итогов урока и задание на дом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по физической культуре «Малые Олимпийские игры»

    Данная разработка включена в программу «Здоровое поколение», реализуемой в ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга, в систему которой входит блок «Организация физкультурно-оздоровительной работы», ори...

    Методическая разработка «Основные приемы обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» и развитие координации».

    Данная методическая разработка,  знакомит  со  специальным комплексом упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». В него входят различные статически...

    План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

    урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....

    методическая разработка урока тема Длина окружности и площадь круга. Связь формул с правильным многоугольником.

    урок формирование новых знаний: различные способы доказательства формул площади круга, длины окружности. Проведение самостоятельной исследовательской работы...

    Урок по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "

    Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "...

    Методическая разработка урока «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса

    Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части....