Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения.

 ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.

Задачи:

а)  образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека;

б)  развивающая - прививать умения и навыки о значении артериального давления и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний;

в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов. 

 

Тип урока: комбинированный.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.

Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», «Сердечный цикл», диаграммы , опорные схемы, стенды, муляж сердца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_3.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Дусеева А.Б., учитель биологии школы-гимназии №17 г.Актобе

Тема урока: Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения,

их структура и функции.

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения.

 ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.

Задачи:

а)  образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека;

б)  развивающая - прививать умения и навыки о значении артериального давления и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний;

в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов.  

Тип урока: комбинированный.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.

Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», «Сердечный цикл», диаграммы , опорные схемы, стенды, муляж сердца.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

 Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

                                                 Э. Межелайтис

  1. Этапы урока:

- побуждение (работа с терминами) – составление кластера «Состав крови»

- осмысление – трехуровневая таксономия Блума

10 баллов (1 уровень)

- Какова масса сердца? Где оно находится?

- Какое строение имеет сердце?

- Какую функцию выполняет сердце?

50 баллов (2 уровень)

- Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение  крови в одном направлении?

- Что такое систола? Диастола?

- Почему стенка левого желудочка  толще стенки правого желудочка?

            Артерии – сосуды, по которым  движется кровь от сердца. Их стенки имеют три слоя:

- наружный (соединительнотканный) слой обеспечивает прочность и упругость;

- средний (гладкомышечный) слой содержит эластичные волокна;

- внутренний  слой состоит из одного слоя плоских эпителиальных клеток.

            Вены – сосуды, несущие кровь насыщенную углекислотой (венозную) кровь от органов и тканей к сердцу. Их стенки тоже состоят из трех слоев, но они тоньше, так как давление в венах меньше. В стенках вен есть полулунные клапаны, препятствующие обратному току крови.

           Капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды, находятся между артериями  и венами в кругах кровообращения. Они  тоньше человеческого волоса в 15 раз. Стенки состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток, через которые плазма крови обменивается с тканевой жидкостью питательными веществами и продуктами обмена. У человека более 15 млрд.капилляров общей длиной св

100 баллов (3 уровень)

- Когда берут кровь с вен предплечья, врач накладывает жгут и предлагает несколько раз сжать руку в кулак.

  Вены набухают и становятся хорошо заметными. Почему это происходит?

- Существуют сосудорасширяющие и сосудосужающие лекарственные препараты. Определите, какое лекарство следует давать                                  

  Больному, у которого наблюдается спазмы сосудов сердца?

- При быстром восхождении в гору у здоровых туристов развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение,

  слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Как вы думаете, какие изменения происходят при этом

  в крови  человека?

  1. Объяснение нового материала.

     Что называют кровообращением?

     Сколько кругов кровообращения имеют представители типа хордовых?

     По каким сосудам происходит  движение крови?

А) Строение сердечно – сосудистой системы.

ыше 100 тыс.км.

             Аорта – артерии – артериоллы – капилляры – венулы – вены. Скорость тока крови зависит от просвета сосудов.

В аорте максимальная скорость – 0,5 м/с, в венах – 0,25 м/с, минимальная скорость в капиллярах – 0,5 -12 мм/с.

В) Большой и малый круги кровообращения  

           Большой круг кровообращения  -  путь от  левого желудочка через артерии, капилляры и вены  всех органов тела до правого предсердия. Круговорот в нем происходит за 23 секунды. Из левого желудочка артериальная кровь выбрасывается в аорту – самую крупную артерию человека, от которой вниз идет грудная аорта, переходящая в брюшную аорту. На границе аорты и левого желудочка находятся полулунные клапаны. От аорты отходят артерии – артериоллы – капилляры, где происходит         газообмен и обмен веществ между  тканевой жидкостью и плазмой. Кровь становится венозной и поступает в вены: верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие.

           Малый (легочный) круг кровообращения – путь от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия. Круговорот в нем происходит за 4 секунды. В артериях малого круга течет венозная кровь.  На границе легочной артерии и правого желудочка находятся полулунные клапаны, имеющие вид кармашков на внутренней поверхности сосудов. От правого желудочка отходит легочной ствол, который делится на правую  и левую легочные артерии, ветвящиеся до капилляров и оплетающих легочные альвеолы, где происходит газообмен. Артериальная кровь по четырем легочным венам попадает в левое предсердие.

          Полное обращение происходит за 20 – 28 секунд, у подростков – за 38 секунд, у ребенка – за 15 секунд.

  1. Рефлексия  (заполнение таблицы).

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

1

Где начинается?

2

Где заканчивается?

3

Как называются сосуды, образующие его?

4

Как изменяется состав крови?

5

Как изменяется цвет крови?

  1. Подведение итогов урока и задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....

методическая разработка урока тема Длина окружности и площадь круга. Связь формул с правильным многоугольником.

урок формирование новых знаний: различные способы доказательства формул площади круга, длины окружности. Проведение самостоятельной исследовательской работы...

Урок по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "

Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "...

Методическая разработка урока «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса

Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части....

Биология 8 класс. Конспект урока "Большой и малый круги кровообращения"

Урок разработан с ипользованием материалов библиотеки ЦОК Минпросвещения России....

Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"

Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовате...