Урок по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "
методическая разработка по биологии (8 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_krovoobrashcheniya.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема:  Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам.

Цель:

Образовательная:

Учащиеся по окончание урока должны знать особенности движения крови по кругам кровообращения.

Развивающая:

Учащиеся в течение урока будут развивать умения работать в группах, в парах.

Воспитательная:

Учащиеся научатся  бережно относится к своему здоровью.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

  • Распределение учеников на группы. 1 ряд «Вены», 2 ряд «Артерии», 3 ряд «Капилляры».  Вспомнить особенности строения вен, артерий и капилляров.
  • Работа в группах. Приём «Мозаика».  

Учитель выдает группам по конверту, в  которых находятся задания. Это части разрезанного рисунка – один лист ,  другой лист части разрезанного текста параграфа домашнего задания с пробелами.

2.  Тест-опрос (коррекция памяти): самостоятельная работа

1 вариант

1. Самый мелкий кровеносный сосуд:

А) капилляр                   Д) аорта

В) артерия                     Е) вена

С) легочная артерия

2. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А) кровяной плазмы        Д) эритроцитов

В) лейкоцитов                  Е) тромбоцитов

С) лимфы

3. Группа крови у человека:

А) изменяется после пятидесяти лет   В) изменяется 2 – 3 раза в детском возрасте

С) не изменяется в течение жизни    Д) изменяется после переливания

Е) изменяется только у универсальных доноров

4. Между предсердием и желудочком располагается клапан:

А) лунный             Д) ступенчатый

В) полулунный       Е) створчатый

С) венозный

5. Основная функция кровеносной системы:

А) перенос веществ                           Д) движение

В) накопление питательных веществ                 Е) расщепление питательных веществ

С) синтез белков

6. Свертыванию крови препятствует:

А) тромбин                Д) гемоглобин  

В) фибриноген           Е) гепарин

С) фибрин

7. Гипертония – заболевание системы органов:

А) дыхательной                            Д) мочевыделительной

В) половой                              Е) сердечно - сосудистой

С) пищеварительной

8. Тромбоциты:

А) поглощают и переваривают микробов                         Д) препятствуют свертыванию крови

В) участвуют в свертывании крови                                    Е) переносят питательные вещества

С) переносят кислород

9. Стенки кровеносных сосудов образованы из:

А) поперечно – полосатой сердечной мышцы

В) гладкой мышечной ткани      С) двуглавой мышцы

Д) трехглавой мышцы       Е) поперечно – полосатой скелетной мышцы

10. Сужают просвет артерий отложения:

А) холестерина          Д) ацетилхолина

В) гемоглобина        Е) гликогена

С) адреналина

2 вариант

  1. Кровь – это:

а) эпителиальная ткань;  б) соединительная ткань;   в) нервная ткань;   г) мышечная ткань;

  1. Функция кровеносной системы:

а) регуляция процессов жизнедеятельности;  б) накопление питательных веществ;
в) газообмен;   г) перенос веществ;

  1. К элементам крови не относятся:

а) лейкоциты;    б) кровяные пластинки;   в) эритроциты;   г) нейтроны;

  1. Эритроциты – это:

            а) бесцветные клетки, имеют ядро;    В) бесформенные клетки крови
           б) безъядерные окрашенные  клетки;   г) красные пластинки

5. Внутренней средой организма является:

           а) кровь и лимфа;   б) лимфа и тканевая жидкость;  в) тканевая жидкость, лимфа,

              кровь;

6. В превращении фибрина в фибриноген  участвует:

а) лейкоциты;   б) плазма крови;   в) эритроциты;   г) тромбоциты;

7. Эритроциты:

а) участвуют в свёртывании крови;   б) переносят кислород;
в) защищают организм от инфекций;  г) переносят питательные вещества;

8. Лейкоциты:

а) переносят кислород;   б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций;   г) переносят углекислый газ;

9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:

          а) имеют округлую форму;     б) не имеют ядра;    в) способны самостоятельно

          передвигаться;    г) очень мелкие;

10. Кровь людей I группы можно переливать людям:

А) только со 2 группой крови                                  

В) с любой группой крови                        

С) только с 3 группой крови

Е) только с 1 группой

3. Найдите ошибку в тексте и объясните их

1.Сердце человека- это трехкамерный мышечный орган.2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находиться жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как  он качает кровь по большому кругу кровообращения .4.Между левым и правым желудочками находится межжелудочная перегородка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.

Ошибки , допущенные в предложениях.

  • 1. Сердце у человека четырехкамерное.
  • 3.Сердечная мышца сильнее развита в левом желудочке, так как именно он качает кровь в большой круг кровообращения.
  • 4.Межжелудочная перегородка полная, а кровь разделена на венозную и артериальную полностью

2. Изучение новой темы.

Проблемный вопрос:

- Зачем нужна кровь?

Ответы учащихся:

Вопросы учителя:

-У человека кровеносная система замкнутая? Или нет? (замкнутая)

-Сколько кругов кровообращения у человека? ( 2)

 -Поэтому тема нашего урока будет звучать: «Круги Кровообращения»

- А цель урока: «Изучить особенности кровообращения »

Учитель сообщает:

  • Немного из истории. В 1553 году Испанский врач Мигель Сервет  описал открытый им малый круг кровообращения. В том же году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.
  • Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
  • Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.

Продолжаем беседу.

-Почему сердце состоит из  4 камер?

-Какая бывает кровь? На рисунке она обозначается разными цветами.

(работа с рисунком.)

-Как вы думаете, с каких отделов должны начинаться круги кровообращения?

Просмотр видеофрагмента «Круги кровообращения человека»

Ребята, а как вы думаете, как движется кровь по кровеносным сосудам в организме человека?

Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый. Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.  Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.

И так сколько кругов кровообращения?

Какие?

 Закрепление новой темы

Работа в группах

 

Мы познакомились с кругами кровообращения.

Сейчас предлагаю вам поработать в группах.

 

1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3   столбик.

2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.

Ток кровиТок крови

Малый круг кровообращения

Большой круг кровообращения

В каком отделе сердца начинается?

 

 

В каком отделе сердца заканчивается?

 

 

Где располагаются капилляры?

 

 

 

В своей работе вы можете использовать  текст учебника.

 

Задание: вставить пропущенные слова в тексте.

 

Малый круг кровообращения начинается в … желудочке. Из … кровь по лёгочным артериям поступает в …

Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.

 

Проверяем работу.

 

Оценивание.

  1. Итог урока. Оценки за урок.  
  2. Домашнее задание. п. 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а)  об...

Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"

Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинн...

Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"

Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....

План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...

Биология 8 класс. Конспект урока "Большой и малый круги кровообращения"

Урок разработан с ипользованием материалов библиотеки ЦОК Минпросвещения России....