рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Леонова Ирина Владимировна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа375 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  1. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  1. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

         Нормативно-правовые документы:  Стандарт.  Авторская программа. Программа

         развития лицея. Образовательная программа лицея.

  Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

   Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.).

        Обоснование выбора авторской программы: 

        Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

         Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

         Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.

         В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

         Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

  учащиеся должны знать:

1. Место человека в эволюционной цепочке.

2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.

3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.

4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни.

5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.

6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.

7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.

8. Индивидуальное развитие организма.

    учащиеся должны уметь:

1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.

2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.

4. Устанавливать связи микро - и макростроения органов.

5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).

6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.

7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.

8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.

9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.

10. Использовать знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.

        Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком): рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год), включает 8 лабораторных и 10 практических работ.

Формы организации образовательного процесса:

         Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматриваются различные формы обучения. Большая часть уроков планируется проводиться в активной форме обучения,  а также  обязательным является выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

         Для анализа содержания определений основных понятий планируется использование следующих приемов:

  1. обнаружение ошибок, допущенных при выполнении самостоятельных работ. Эти задания могут быть сформулированы учителем и предлагаются ученику. В ситуации формирования навыков рефлексивного восприятия результатов собственной учебно-познавательной деятельности учащимся предлагается проанализировать и исправить собственные ошибки, допущенные при выполнении заданий самостоятельной работы.
  2. определение правильного или неправильного использования термина. Такое задание используется, если мы акцентируем внимание на реализации коммуникативной компетентности для формирования навыка ведения дискуссий. Каждому ученику в паре предлагается два варианта определений одного и того же термина и им необходимо определить, какой вариант определения является правильным и аргументировать собственную точку зрения.


 

Название

Структура

Вид учебных занятий

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Подготовка учащихся к усвоению.
Изучение нового материала
Первичная проверка усвоения знаний.
Первичное закрепление знаний.
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании.
 

Лекция, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

2.

Урок закрепления знаний

Логика закрепления знаний:
актуализация опорных знаний;
определение границ (возможностей) применения этих знаний;
пробное применение знаний;
упражнения с переносом знаний в новые условия.

Практикум, лабораторная работа, собеседование, консультация.

3.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;
обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
усвоение образца комплексного применения ЗУН.
применение обобщенных ЗУН в новых условиях;
контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Практикум, лабораторная работа, семинар.

4.

Урок обобщения и систематизации знаний

 подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами;обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
подведение итогов.

семинар, конференция, круглый стол.

5.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания;  уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях;
уровень готовности к творческому применению знаний

Контрольная работа, зачет.

6.

Комбинированный урок 

Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления знаний.
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
 

         Технологии обучения:

         В ходе реализации программы предпочтение отдается деятельностному подходу к обучению, предполагается широкое использование проектной деятельности, приемов технологии критического мышления, отдельное внимание уделено личностно-ориентированному подходу. Обязательным является использование ИКТ.

        Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

         Для создания условий, необходимых для реализации учеником компетенций личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой целесообразно использование следующих методов и приемов обучения:

        Метод  командной поддержки индивидуального обучения.

        Суть этого метода заключается в представлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.

         Учащиеся могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.

         Метод группового исследования.

        Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовительный доклад выступление каждая команда получает групповую оценку.

         Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

        1.Ценностно-смысловая компетенция

♦ Определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

♦ Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

         2.Общекультурная компетенция 

            ♦ Отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
♦ Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

         3. Учебно-познавательная компетенция

         Включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
        В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
        ♦  Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
       ♦ Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
       ♦ Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
       ♦ Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
       ♦ Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
       ♦ Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
       ♦ Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

         4. Информационная компетенция.

         При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире: 
        ♦ Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа                                   рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
        ♦ Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений             биологических терминов.

         ♦   Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
        ♦  Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
        ♦  Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

         5. Коммуникативная компетенция.

                  Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
    ♦ Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или                            развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
     ♦ Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
     ♦ Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение  информационно-смыслового анализа текста.
Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
    ♦ Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
    ♦ Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

                  6. Социально-трудовая компетенция

                  Включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

                 7. Компетенция личностного самосовершенствования

                  Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
    ♦ Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
    ♦ Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
    ♦ Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
    ♦ Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
    ♦ Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

                  Виды и формы контроля (согласно Уставу образовательного учреждения)

       - устные и письменные;

       - фронтальные, групповые, индивидуальные;

       -  итоговые и текущие;

       - с применением компьютера и других технических средств;

        - программированные и непрогаммированные.

        Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года в соответствии с требованиями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами, Программой развития лицея, Образовательной программой лицея.

         В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

          знать/понимать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
  1. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  1. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

          уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  1. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  1. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
  1. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;
  1. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  1. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

            использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

            повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  1. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  1. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Организм человека. Общий обзор. (2 часа)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

Лабораторные работы.

  1. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода
  2. Клетки и ткани под микроскопом.

3. Опорно-двигательная система. (9 часов)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения суставов, мышц.

Практическая работа. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Лабораторные работы. 

  1. Строение костной ткани.
  2. Состав костей.

4. Кровь и кровообращение. (8 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы.

  1. Пульс и движение крови.
  2. Функциональная сердечно-сосудистая проба.

5. Дыхательная система. (6 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы. 

  1. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
  2. Дыхательные движения.

Практическая работа. Определение запыленности воздуха в зимний период.

6. Пищеварительная система. (7 часов)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал.

7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

8. Мочевыделительная система. (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

9. Кожа. (3 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.

10. Эндокринная система. (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

11. Нервная система. (4 часа)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Практические работы.

Действие прямых и обратных связей.

Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.

12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

 Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

 Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.

13. Поведение и психика. (9 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и  значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практические работы.

  1. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
  2. Изучение внимания при разных условиях.

14. Индивидуальное развитие человека. (4 часа)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

 Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.

8 класс

Человек

(68 часов, 2 часа в неделю)

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Биологическая и социальная природа человека.

1

2

Организм человека. Общий обзор.

5

3

Опорно-двигательная система.

9

4

Кровь и кровообращение.

8

5

Дыхательная система.

6

6

Пищеварительная система.

7

7

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

8

Мочевыделительная система.

2

9

Кожа.

3

10

Эндокринная система.

2

11

Нервная система.

4

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

13

Поведение и психика.

9

14

Индивидуальное развитие человека.

4

Итого

68

Перечень контрольных работ (тестирование)

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Биологическая и социальная природа человека. Организм человека. Общий обзор. Опорно-двигательная система. Кровь и кровообращение. Дыхательная система.

1

2

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины. Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика.

1

Итого

2

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема

1

Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

2

Клетки и ткани под микроскопом.

3

Строение костной ткани.

4

Состав костей.

5

Сравнение крови человека с кровью лягушки.

6

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

7

Дыхательные движения.

8

Действие ферментов слюны на крахмал.

Итого – 8

Перечень практических работ

№ п/п

Тема

1

Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

2

Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

3

Пульс и движение крови.

4

Функциональная сердечно-сосудистая проба.

5

Определение запыленности воздуха в зимний период.

6

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7

Действие прямых и обратных связей.

8

Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.

9

Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

10

Изучение внимания при разных условиях.

Итого – 10

литература

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
  2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.
  4. Петунин О.В. «Познавательные процессы у человека. Разработки уроков». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
  5. «Физиология человека». Москва, «Просвещение», 1976 год.
  6. Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. практикум по гигиене». Москва, «АРКТИ», 2002 год.
  7. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Биология человека в таблицах, рисунках и схемах». Москва, «Издат-школа», 1998 год.
  8. «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
  9. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
  10. Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
  11. «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
  12. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
  13. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
  14. Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
  15. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
  16. Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
  17. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
  18. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
  19. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2005 год.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем урока

Всего часов

Лабораторные (Л/Р) и практические (П/Р) работы

Дата

проведения

урока по плану

Дата

проведения

урока

фактически

I

Биологическая и социальная природа человека.

1

1.1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека.

3.09

II

Организм человека. Общий обзор.

6

           3 часа

2.1

Науки об организме человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

5.09

2.2

Структура тела. Место человека в живой природе.

10.09

2.3

Клетка, ее строение.

Л/Р № 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

12.09

2.4

Химический состав и жизнедеятельность клетки.

17.09

2.5

Ткани, органы и их регуляция.

Л/Р № 2. Клетки и ткани под микроскопом.

19.09

2.6

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

П/Р № 1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

24.09

III

Опорно-двигательная система.

9

           3 часа

3.1

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей.

Л/Р № 3. Строение костной ткани.

26.09

3.2

Строение и состав костей.

Л/Р № 4. Состав костей.

1.10

3.3

Скелет головы и скелет туловища.

3.10

3.4

Скелет конечностей.

8.10

3.5

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

10.10

3.6

Мышцы человека.

15.10

3.7

Работа мышц.

17.10

3.8

Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма.

П/Р № 2. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

22.10

3.9

Развитие опорно-двигательной системы.

24.10

IV

Кровь и кровообращение.

8

3 часа

4.1

Внутренняя среда человеческого организма.

.

29.10

4.2

Значение крови и ее состав.

Л/Р № 5. Сравнение крови человека с кровью лягушки

31.10

4.3

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

12.11

4.4

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

14.11

4.5

Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ.

П/Р № 3. Пульс и движение крови.

19.11

4.6

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

21.11

4.7

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

П/Р № 4. Функциональная сердечно-сосудистая проба.

26.11

4.8

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

28.11

V

Дыхательная система.

6

3 часа

5.1

Значение дыхания. Органы дыхания.

4.12

5.2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Л/Р № 6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

6.12

5.3

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Л/Р № 7.Дыхательные движения.

11.12

5.4

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена дыхания.

П/Р № 5. Определение запыленности воздуха в зимний период.

13.12

5.5

Первой помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

18.12

5.6

Обобщение по пройденным темам (тестирование).

20.12

VI

Пищеварительная система.

7

1 час

6.1

Пища как биологическая основа пищи. Состав пищи.

25.12

6.2

Органы пищеварения.

27.12

6.3

Строение и значение зубов.

14.01

6.4

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Л/Р № 8. Действие ферментов слюны на крахмал.

16.01

6.5

Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ.

21.01

6.6

Регуляция пищеварения.

23.01

6.7

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения, в том числе гепатита и кишечных инфекций.

28.01

VII

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

1 час

7.1

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма.

30.01

7.2

Нормы питания.

П/Р № 6. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

4.02

7.3

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

6.02

VIII

Мочевыделительная система.

2

8.1

Выделение. Строение и работа почек.

11.02

8.2

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим.

13.02

IX

Кожа.

3

9.1

Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи.

18.02

9.2

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.

20.02

9.3

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях.

25.02

X

Эндокринная система.

2

10.1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

27.02

10.2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

4.03

XI

Нервная система.

4

2 часа

11.1

Значение, строение и функционирование нервной системы.

П/Р № 7. Действие прямых и обратных связей.

6.03

11.2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

11.03

11.3

Спинной мозг.

13.03

11.4

Головной мозг: строение и функции.

П/Р № 8. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.

18.03

XII

Органы чувств. Анализаторы.

5

12.1

Значение органов чувств и анализаторов.

20.03

12.2

Орган зрения и зрительный анализатор.

1.04

12.3

Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика.

3.04

12.4

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика.

8.04

12.5

Органы, осязания, обоняния и вкуса.

10.04

XIII

Поведение и психика.

9

2 часа

13.1

Врожденные формы поведения.

15.04

13.2

Приобретенные формы поведения.

П/Р № 9. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.

17.04

13.3

Закономерности работы головного мозга.

22.04

13.4

Биологические ритмы. Сон и его значение.

24.04

13.5

Особенности высшей нервной деятельности человека.

29.04

13.6

Познавательные процессы. Воля и эмоции.

6.05

13.7

Внимание.

П/Р № 10. Изучение внимания при разных условиях.

7.05

13.8

Динамика работоспособности. Режим дня.

13.05

13.9

Обобщение  по пройденным темам (тестирование).

14.05

XIV

Индивидуальное развитие человека.

4

14.1

Размножение и развитие. Половая система человека. Наследование признаков у человека.

20.05

14.2

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция, ее профилактика.

21.05

14.3

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи.

27.05

14.4

О вреде употребления никотина, алкоголя и наркотических веществ. Профилактика употребления наркотических веществ.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...