План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korotina_konspekt_zanyatiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

детского объединения «Экология»

структурного подразделения «Клуб «Лазурь»

МБОУ ДОД ДЮЦ «Контакт»

Ф.И.О. педагога

Коротина Людмила Алексеевна

Название и направление деятельности коллектива

детское объединение «Экология», экологическое направление деятельности

Название программы

программа «ВМЕСТЕ С ПРИРОДОЙ»

Место учебного занятия в программе

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Тема 1. Человек и окружающая среда.

        Что изучает экология? Организм и окружающая среда. Экологические факторы. Как человек влияет на окружающую среду? Экология и здоровье человека.

Тема занятия

Дом, в котором мы живем

Место проведения

в рамках городского фестиваля открытых занятий и воспитательных мероприятий педагогических работников УДОД по месту жительства

«Новые вершины»

Дата и время проведения

Краткая характеристика группы

возраст детей – 9-10 лет, количество – 15 человек

Цель

содействие формированию навыков экологической безопасности

Задачи

-образовательные

- воспитательные

- развивающие

- познакомить с экологическими терминами: «экология», «флора», «фауна», «экологическая безопасность»

- объяснить влияние вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека

- содействовать воспитанию эмоционально-положительного взгляда на окружающую среду,

- содействовать формированию личностной ответственности за  охрану окружающего мира

- развитие навыков экологической культуры

- развитие умения анализировать поступки с точки зрения экологической безопасности

Материалы и оборудование

мультимедийная установка, 15 стульев, расставленных  полукругом, 4 маленьких столика, 16 фломастеров, 16 бейджей, клей-карандаш (3 шт), карточки (3 шт.) с заданиями для участников (3 конверта), цветные кружки трех цветов (по 15 штук)

Регламент занятия

45 минут

План занятия

«Дом, в котором мы живем»

  1. Организация (Приветствие, знакомство, вступительное слово)
  2. Основная часть:
  1. Введение в тему занятия
  2. Беседа об окружающей среде
  3. Цели и задачи занятия
  4. Познавательный материал о влиянии вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека
  5. Практическое задание для участников на закрепление пройденного материала (работа по группам) и подведение итогов его выполнения
  6. Экологическая игра «Найди пару»
  1. Анализ продуктивности занятия. Поощрение наиболее активных участников. Подведение итогов.

Ход занятия

Этап занятия

Задача этапа

Основная  деятельность педагога

Прогнозируемая деятельность обучающихся

Организационное начало учебного занятия

Познакомиться с детьми и настроить их на активное восприятие материала  

На экране слайдовая презентация (Слайд 1) «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Алексеевна Коротина – я педагог кружка «Экология» клуба «Лазурь» детско-юношеского центра «Контакт».

И для начала я бы хотела познакомиться с вами».

Педагог раздает участникам бейджи, на которых они записывают свои имена.

«Вот мы и познакомились!

    Наше занятие называется «Дом, в котором мы живем». Я попрошу вас быть активными, внимательными на сегодняшнем занятии, поддерживать и помогать друг другу.

   Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.        

   Пора бы человечеству понять,

   Богатства у Природы собирая,

   Что Землю нужно тоже охранять.

   Она, как мы, такая же - живая!»

Дети напишут свои имена на бейджах, запомнят имя и отчество педагога,

поймут правила поведения на занятии, настроятся на занятие

Основная часть

1. Введение в тему занятия

Психологический настрой учащихся на занятие посредством эмоционально-окрашенного рассказа о Земле с элементами игры

«Ребята! Закройте, пожалуйста, глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «С закрытыми глазами мы ничего не видим. Тьма. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. (Звучит музыка) Это- Земля. Жизнь начинается…(Откройте глаза). (Показ слайдовой презентации под музыку: слайды 2-14) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно...».

Дети психологически настроятся на тему занятия посредством участия
в мини-игре

2. Беседа об окружающей среде

Выяснить, что знают дети об окружающей среде

Беседа педагога с детьми:

«Ребята,

ответьте, пожалуйста:

1. Что мы считаем живым на планете Земля?

2. Что необходимо для жизни?

3. Как вы понимаете слово «охрана»?

4. Как вы думаете, что значит «окружающий мир»?

«А сейчас я попрошу вас запомнить слова «флора» и  «фауна». Царица всего растительного мира – это флора. А царь всего животного мира – это фауна.

Приведите примеры царства флоры и царства фауны.

Правильно, вот некоторых представителей царств флоры и фауны вы видите на слайдах. (Показ слайдов 15-20)

А что же такое экология? Кто знает?

Многие слышали такие слова «экологическая катастрофа», «экологическая проблема», «экологическая тропа».

Давайте посмотрим на слайды и разберем, что означает слово «экология». (показ слайдов 21 и 22).

«Экос» - по-гречески значит «дом»,

«логос» - «учение, наука».

Что же означает слово «экология»?

Правильно, ребята! Экология – это наука о нашем общем доме.

Как мы должны относиться к нашему дому?

Дома каждый из вас убирает за собой, следит за чистотой одежды, обуви, моет посуду, стремиться к тому, чтобы в доме было красиво и уютно.

Дом – это маленький мир, который вы, вместе с родителями, создаете сами, оберегаете его, заботитесь о нем и где вы чувствуете себя в безопасности, защищенными.

Дети примут активное участие в беседе. Предполагаемые ответы детей:

1. человек, растения, животные

2. вода, солнце, воздух, почва, питание

3. оберегать что-то, безопасность, защита

4. это место где мы живем, наш город, Земля, то, что нас окружает.

К царству флоры относятся растения, деревья, грибы, лишайники, водоросли, папоротники, мхи.

К царству фауны относятся звери, рыбы, черви, насекомые, бабочки, пауки ….

Экология – это окружающий мир, она защищает природу.

 

Наука о доме

Беречь его, заботиться о нем, защищать его

3. Цели и задачи занятия

Сконцентрировать внимание детей на цели занятия

Так, давайте сегодня и поговорим, как мы должны поступать, чтобы наш большой общий дом, планета Земля, был чистым, уютным, красивым и главное для здоровья безопасным

Дети поймут и  усвоят цель занятия

4. Познавательный материал о влиянии вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека

Объяснить влияние вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека

      Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис …

      Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.

      Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье.

Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов.

Попробуйте назвать, откуда поступают загрязняющие вещества в организм человека.

Правильно, ребята (показ слайда № 23)

Мы уже говорили, что заводы, фабрики, транспорт загрязняют воздух, которым мы дышим.

Ядовитые вещества попадают из воздуха в воду, которую мы пьем.

А продукты?

Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы?

Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» - всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы - это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость.

Как вы думаете, полезны такие продукты?»

Дети узнают о влиянии вредных веществ в воздухе, воде и продуктах на здоровье человека

Из воздуха, воды, продуктов, почвы

Мы

Нет

5. Практическое задание для участников на закрепление пройденного материала (работа по группам) и подведение итогов его выполнения

Закрепление  у участников полученных знаний посредством составления  памяток  экологической безопасности

«Давайте составим памятки о том, как защитить себя и своих близких от вредных веществ в воздухе, воде и продуктах.

Разделимся на 3 группы:

первая группа – воздух, вторая – вода, третья - продукты.

(Показ слайда № 24)

Каждой группе я выдам конверт, в котором находятся определенные правила безопасного поведения.

Ваша задача выбрать правила, которые подходят к названию вашей группы.

Первой группе – правила, соблюдение которых позволит дышать чистым воздухом.

Второй группе – правила, соблюдение которых позволит пользоваться чистой водой.

Третьей группе – правила, соблюдение которых позволит употреблять здоровую пищу.

Я раздаю каждой группе карточку, на которую нужно наклеить свои правила. На выполнение задания вам 3 минуты. Успехов.»

«Все группы, я вижу, справились с заданием. И прошу  одного эксперта от каждой группы зачитать результаты вашей работы.»

«Поздравляю всех с успешным составлением памяток экологической безопасности. Пусть они останутся у вас в классе и ваши одноклассники, узнав их, тоже смогут беречь свое здоровье.»

Предполагаемые результаты работы детей отражены в приложении 1

6. Экологическая игра «Найди пару»

Проверка усвоенного материала

«Ну, а мне бы хотелось вам предложить еще одно задание: поиграть в экологическую игру «Найди пару». Посмотрите на слайд (показ слайда 25).

Соедините начало фраз (левая колонка) и их окончание (правая колонка) и  вы получите правила бережного отношения к природе.

Каждый самостоятельно ищет пару и поднимает руку, когда ответ готов.»

Предполагаемые результаты работы детей отражены в приложении 2

Анализ занятия. Подведение итогов.

Получить оценку участников о занятии.

Оценить степень  достижении цели занятия.

Поощрить наиболее активных участников.

(Показ слайда № 26)

«Поздравляю вас, ребята! Вы сегодня научились правилам экологической безопасности. Выполняя их, вы будете защищены от вредного воздействия окружающей среды.

(Показ слайда № 27)

И мне бы хотелось узнать так ли это. На экране 3 варианта ответа, а на подносе кружочки трех цветов: зеленого, желтого, красного.

Те, кто уверен, что теперь знает правила экологической безопасности и научит других им – выбирают зеленый кружочек.

Кто сам будет выполнять правила экологической безопасности - выбирают желтый кружочек.

А тот, кто еще не совсем уверен, что будет соблюдать правила экологической безопасности - выбирают красный кружочек.

Можно приступать к выполнению задания.

Кто выбрал красный цвет – поднимите их, пожалуйста.

Я буду рада видеть вас в своем экологическом кружке клуба «Лазурь» по адресу Пятигорская, 18, чтобы научить вас еще чему-то новому.

Кто выбрал желтый  - поднимите их, пожалуйста.

Это здорово, что вы сами будете бережно относиться к своему здоровью.

Кто выбрал зеленый  - поднимите их, пожалуйста.

Это мои помощники. Эти ребята, я надеюсь, расскажут о правилах безопасного поведения своим друзьям и родителям.

И тогда наш общий дом, в котором мы живем  - планета Земля скажет нам спасибо!

Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу.

Я очень рада нашему знакомству.

Мне было очень приятно беседовать с вами.

Надеюсь, что и вам было интересно на сегодняшнем занятии.

Я отдельно поблагодарю …..(называет имена детей) за их активную работу на занятии.

И каждому из вас на память о нашей встрече я хочу подарить небольшой сувенир. (Дарит сувениры)

Спасибо, до новых встреч!

Дети разбирают кружочки.

Поднимают их по очереди.

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Вода - краса природы"

Внеклассное открытое занятие проведено с учащимися 8 класса коррекционной школы-интерната. Были предложены доступные формы выполнения заданий учениками....

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....

Конспект открытого занятия на тему «Природа и безопасность человека: закаливание»

Конспект  воспитательного занятия для детей 7 класса коррекционной школы...

Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"

Данное открытое занятие является уроком обощения по теме "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов".Проводится в 9-х классах.Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая инфор...

Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"

Данное открытое занятие является комбинированным уроком по теме "Зрительный анализатор. Строение глаза".Проводится в 8-х классах.Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая информация с...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...