Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

   Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_detskogo_obedineni1.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед»

                 Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

         

Цель:         Работая  над созданием  словаря топонимов, продолжить формирование компетенции поиска и сотрудничества.

Задачи занятия :

Предметные (образовательные):

-продолжить  формирование понятий, связанных с топонимикой;

-показать значение топонимики при изучении истории родного края, -продолжить формирование умений самостоятельно решать исследовательские задачи.

Метапредметные :

- создать условия для развития коммуникативных  умений: умения работать в группе,  высказать свою точку зрения и выслушать чужую,

-создать условия для развития умений анализировать, сравнивать,  делать выводы;

-создать условия для проявления инициативности и самостоятельности

-создать условия для формирования навыка работы со

словарем, интернет ресурсами, экспонатами школьного музея.

Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного

отношения к учебному труду; работать над повышением интереса к

исследовательской деятельности  при изучении краеведения

Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая

Поскольку групповая работа проводится довольно часто состав групп постоянный. Объединение ребят в группы происходило в соответствии с эмоциональными, психологическими и личностными пристрастиями учащихся.

                                              Ход занятия

Первый этап

Организационно - мотивационный

-Здравствуйте, сегодня мы собрались с вами здесь для важного научного исследования, а кому- то из вас предстоит совершить небольшое краеведческое открытие.

 Китайские мудрецы советовали не начинать новое дело в суете и спешке, в начале нужно привести себя в состояние гармонии с миром. Для этого необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть через нос. Мы с вами готовы к работе. Улыбнемся друг другу и начнем.

- С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (ответы детей)

-Чего вы ждете от сегодняшнего занятия? (ответы детей)

 

Второй этап.

Для рефлексии имеющихся знаний  учащихся используется прием «энергизатор».

 На доске помещены таблички: «топонимика», «топоним», «топонимический словарь», «микротопонимы», «макротопонимы», «гидроним», «урбоним», «ойконим», «годоним» –учащимся предлагается выйти к доске выбрать знакомые им термины и объяснить их. В результате на доске остаются четыре необъясненных термина «гидроним», «урбоним», «ойконим», «годоним». Это новые для учащихся слова.

Педагог предлагает учащимся, привлекая знания по географии и обществознанию, догадаться о значении некоторых из них (предполагается, что учащиеся объяснят термины «гидроним» и «урбоним»). Значение  двух других терминов учитель объясняет учащимся.

Третий этап

Постановка учебной задачи.

-Учащиеся 8 класса, изучавшие на уроке географии тему «Реки России» обратились ко мне с вопросом,  что означает название слово Грибака?  Я обещала, что мы с вами найдем  ответ на этот вопрос. Именно наука топонимика должна помочь нам ответить на него.

-Где мы можем найти значение этого термина?

Проводится мозговой штурм – учащимся предлагается озвучить свои варианты решения данной проблемы (один из предполагаемых вариантов ответа- в словаре топонимов Лежневского района).

-К сожалению словаря топонимов Лежневского района не существует. Что делать в этой ситуации? (один из предполагаемых ответов - самим составить словарь топонимов нашей Лежневской земли).

-Сформулируем цель сегодняшнего занятия (предполагается, что будет произнесена фраза «Определить значение некоторых топонимов п. Лежнева Начать составление словаря топонимов Лежневской земли.»).

Четвертый этап

Практическая деятельность учащихся

-Определим перечень источников, которые помогут нам в поиске информации (Словари, интернет ресурсы, материалы по истории поселка, хранящиеся в школьном краеведческом музее)

-Один, как известно, в поле не воин, вам предстоит работать в команде. Определите, кто будет спикером группы, тайм менеджером, секретарем, генератором идей (распределяются роли участников группы).

-Накануне сегодняшнего занятия вы получили задание, опросив своих родителей, учителей и знакомых составить список топонимов п. Лежнево. Мы обобщили собранную информацию и получившийся список сейчас перед вами. Из получившегося списка необходимо выбрать:

1 группа - урбонимы  (названия внутригородских объектов)

2 группа - гидронимы (названия водных объектов)

3 группа - годонимы (названия улиц)

4 группа - ойконимы ( названия населенных пунктов)

Каждая группа  работает со своим видом топонимов, задача учащихся, выбрав 2-3 топонима ,попытаться установить его значение, расшифровать его.

- В конце работы вас будет ждать сюрприз.

На столе у каждой группы кейс с документами, которые помогут  в исследовании, кроме этого вы можете использовать интернет и словари. Время работы 12 мин, по истечении времени спикер докладывает результаты работы.

По истечении отпущенного на выполнение работы времени спикер каждой группы оглашает результаты исследования. Листы, на которых записаны результаты исследований,  передаются учителю.

-Мы знаем, что символом мудрости является сова, а вот символом  знаний является ОРЕХ, мы сегодня объединив наши усилия попытались расколоть этот твердый орех и поэтому  каждому из вас я вручаю орех знаний.

-У меня в руках  результаты вашей работы, возможно, это начало словаря топонимов нашего края.

Спасибо за работу теперь я смогу ответить учащимся 8 класса , что означает слово Грибака, путь и предположительно. А вы, я думаю, сможете ответить мне на вопрос какую роль в изучении краеведения играет топонимика?

(ответы учащихся)

Пятый этап.

Рефлексия в конце занятия.

А теперь подводя итог сегодняшнему занятию давайте проанализируем то что сегодня происходило и каждый закончит фразу.

1.сегодня я узнал…

2.было интересно…

3.было трудно…

4.я выполнял задания…

5.я понял, что…

6.теперь я могу…

7.я почувствовал, что…

8.я приобрел…

9.я научился…

11.у меня получилось …

12.полученную на занятии информацию я смогу использовать…

13.я попробую…

14.меня удивило…

15.мне захотелось..

Шестой этап. Релаксация  (звучит композиция  Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

-Мы хорошо поработали, немного устали, давайте закроем глаза и представим себе то, о чем сегодня шла речь-Ухтохму, Грибаку, ул. Ивановскую наши родные места и все это в лучах яркого весеннего солнца.

  Мы сегодня еще раз прикоснулись к истории родной земли, узнали что- то новое, совершили пусть и не большие, но такие важные открытия.

Я благодарю всех за работу, увидимся на следующем занятии.

   Самоанализ открытого занятия детского краеведческого объединения.

   Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11.

   Учащиеся,  посещающие  объединение, занимаются краеведением третий год. Состав группы постоянный - это учащиеся 9 класса. Ребята знакомы много лет, привыкли друг к другу и к педагогу, чувствуют себя свободно и уверенно. Среди учащихся есть лидеры и те, кто предпочитает оставаться «в тени», поэтому рабочие группы составлены с учетом психологических особенностей  и личностных пристрастий участников занятия.

  Данное занятие проводилось в рамках реализации программы третьего года обучения и является частью темы «Топонимика». Эта тема запланирована с целью знакомства учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами, помогающими в изучении краеведения.

На занятие решались следующие  задачи

Предметные (образовательные):

-продолжить  формирование понятий, связанных с топонимикой;

-показать значение топонимики при изучении истории родного края, -продолжить формирование умений самостоятельно решать исследовательские задачи.

Метапредметные :

- создать условия для развития коммуникативных  умений: умения работать в группе,  высказать свою точку зрения и выслушать чужую,

-создать условия для развития умений анализировать, сравнивать,  делать выводы;

-создать условия для проявления инициативности и самостоятельности

-создать условия для формирования навыка работы со

словарем, интернет ресурсами, экспонатами школьного музея.

Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного

отношения к учебному труду; работать над повышением интереса к

исследовательской деятельности  при изучении краеведения

Мотивация учащихся в начале занятия и дыхательные упражнения были направлены на то, что бы снять напряжение и создать  атмосферу комфорта . Психологический тест показал педагогу уровень эмоциональной готовности учащихся к занятию.
Рефлексия имеющихся знаний позволила перейти от темы предыдущего занятия к новой для учащихся информации и актуализации знаний. Постановка проблемы-необходимость помочь учащимся 8 класса, интересующимся толкованием слова «Грибака» (притока Ухтохмы, протекающей в п. Лежнево) должна была активизировать познавательную деятельность учащихся и помочь им в формулировании целей занятия.

  Основным видом деятельности учащихся на занятии являлась групповая работа.

 В группах учащиеся работали и в момент подготовки к занятию, когда получили задание, опросив родителе, учителей и знакомых составить список топонимов Лежнева и близлежащих земель.

В ходе групповой работы учащиеся имели возможность поиска информации из различных источников, работали с материалами из школьного музея, статистическими данными, словарями. В ходе работы учащиеся получили возможность закрепить навыки работы в группе, работы со справочной литературой, поиска нужной информации в интернете, что пригодится им и на занятиях по другим предметам.

  В ходе занятия были использованы следующие методы: проектный (на этапе подготовки к занятию)  и поисковой деятельности (на этапе реализации целей занятия)

  Высокая работоспособность учащихся в течение занятия поддерживалась за счет создания комфортной, доброжелательной атмосферы, за счет мотивации учащихся(в том числе и обещание ожидающего их по окончанию работы сюрприза). Релаксационный этап занятия помог снять напряжение, возникшее в завершении работы.

  Занятие изначально было направлено на получение конкретного результата. Результат был получен. В момент рефлексии на завершающем этапе занятия  учащиеся озвучили свое желание продолжить работу над составлением словаря топонимов Лежневского края.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"

В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Юный художник"

Здесь представлени конспект открытого занятия кружка "Юный художник". Конспект составлен в соответсвии требований ФГОС и с применением ИКТ-технологии...

История калмыкии (Презентация для обучающихся детского объединения "Юный краевед", 2021 г.)

В презентации рассматривается история Калмыкии 17-18 веков...

Викторина для детского объединения "Юный краевед"

Викторина ко Дню защиты ребенка...