Конспект открытого урока "Насекомые знакомые и незнакомые"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Кочеровская Инна Адольфовна

Урок по зоологии для учащихся 7 класса. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. "Насекомые знакомые и незнакомые".

Является уроком изучения нового материала с использованием интерактивной доски, с проведением лабораторной работы и первичным закреплением полученных знаний (тестовые задания по вариантам в интерактивной форме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nasekomye_gotovyy_variant.docx599.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по зоологии  для 7 класса

по теме: « Насекомые. Знакомые и незнакомые»

Подготовила и провела: учитель биологии        

МБОУ СОШ №11 Кочеровская И.А.

Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие.

Задачи урока:

образовательные - обобщить, систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности членистоногих на примере насекомых;

воспитательные–формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, продолжать экологическое воспитание через многообразие и значение насекомых в природе и жизни человека;

развивающие - продолжать формировать общеучебные умения и навыки: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания; приобретение учащимися компетенций для выполнения виртуальной лабораторной работы и тестирования с моментальной проверкой ответов;

коррекционные–продолжение развития воображения, интуиции,  внимания, памяти, коммуникативных навыков учащихся, расширение кругозора, отработка умений работы с  техническими средствами обучения.

Оборудование. Интерактивная доска,  таблицы, рисунки или фотографии насекомых, коллекция бабочек (другие коллекции насекомых), раздаточный материал с дополнительной информацией по объекту лабораторной работы, белые листы формата А4, фломастеры.

Основные понятия и термины урока. Членистоногие, Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, энтомология, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые, Полужесткокрылые, Прямокрылые, Равнокрылые, Стрекозы.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока, определение цели урока.

Учитель. Ребята, последние уроки мы с вами посвятили изучению особенностей типа Членистоногих, достаточно подробно разобрали строение и образ жизни ракообразных и паукообразных. А сегодня мы  с вами будем изучать мир удивительных существ. Они так мало похожи на нас, что их легко принять за жителей какой-то другой загадочной планеты. Чтобы догадаться, о ком идет речь, мы их сейчас будем рисовать по описанию.

К доске выходят 2 учащихся, они рисуют на доске мелом, картинка остается на доске, остальные учащиеся делают свой рисунок на листе формата А4на рабочем месте.

Учитель. У нас 4 конечности – у них 6. У нас 2 глаза – у них бывает и 2, и4, и 5, и 10. Они видят ультрафиолетовые лучи (значит, у них какие-то необычные глаза). У нас орган слуха  - уши – на голове – у них могут быть в любом месте, и даже на ногах. Они слышат ультразвуки (значит, у них какие-то необычные «уши»). Наши органы вкуса помещаются на языке – а у них могут быть на ногах. Мы ощущаем запахи носом – а они усиками. Они бывают полезные и вредные, красивые и безобразные, их очень много, и они все такие разные. Кто догадался, о ком пойдет речь у нас на уроке?

На интерактивной доске на слайде №1 появляется заставка «Насекомые» и тема урока «Класс Насекомые».

Ученики. Насекомые.

Учитель. А как называется наука о насекомых?

Ученики. Энтомология.

Учитель. Еще древнегреческий философ Аристотель разделил всех животных на «животных с кровью» и «животных без крови», и среди последних выделил группу «энтома» (насекомые), т. к. у них есть насечки на теле. В нее он включил все 60 видов известных тогда насекомых.

Итак, ребята, сегодня мы с вами должны познакомиться с особенностями третьего класса типа Членистоногие – Насекомыми. Мы сегодня на уроке будем решать много задач. Первая наша задача – узнать, сколько же видов насекомых известно на сегодняшний день. Так как насекомые входят в состав типа Членистоногие, а мы с вами уже знаем, что это самый большой тип животных, посмотрим на соотношение  числа видов типа Членистоногие и всех остальных типов животных.

Учитель на интерактивной доске открывает диаграмму № 1 «Соотношение  числа видов типа Членистоногие и других типов животных».

Учитель. А теперь на соотношение числа видов 3 классов данного типа: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Учитель на интерактивной доске комментирует диаграмму № 2 «Соотношение  числа видов классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые».

Учитель. Цель нашего урока – выяснить причины такого необычайного процветания насекомых в нашем мире. Давайте выясним, на какие отряды делится этот класс, и  каких насекомых больше всего по количеству видов?

Учитель на интерактивной доске диаграмму № 3 «Соотношение  числа видов отрядов насекомых» (Приложение 3).

Учитель. Оказывается, больше всего жуков.

Какой отличительный признак насекомых вы заметили?

Ученики. Крылья.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Вторая наша задача – выяснить общие признаки типа Членистоногие, которые характерны для всех 3 классов: и Ракообразных, и Паукообразных, и Насекомых. Перед вами таблица, давайте ее заполним:

Общие признаки типа Членистоногие

№ п/п

Признаки типа Членистоногие

Описание(ответы учащихся)

1.

Симметрия тела

двусторонняя

2.

Отделы тела

головогрудь и брюшко; голова, грудь, брюшко

3.

Покров тела

хитиновый

4.

Конечности

членистые

5.

Число ходильных ног

5, 4 или 3 пары

6.

Органы чувств                       (зрения, обоняния и осязания)

Глаза, усики, щупики

Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске и вписывают соответствующие признаки.

Учитель (помогает):

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение,

На 2 иль 3 отдела разделено их тело,

Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело,

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Учитель. Давайте вспомним, ребята, какое определение мы давали классам Ракообразные и Паукообразные.

Ученики. Ракообразные – водные членистоногие, органами дыхания которых являются жабры. Паукообразные – сухопутные восьминогие членистоногие.

Учитель. Какое ключевое слово мы подчеркивали в определении?  А теперь подумайте и скажите, почему же больше всего среди членистоногих насекомых?

Ученики. Они освоили все среды обитания: наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную.

Учитель. Давайте докажем это.Третья наша задача – распределить представителей класса насекомые по их средам обитания.

Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске и переносят насекомое в свою среду обитания:

№ п/п

Вид насекомого

Среда обитания    (ответы учащихся)

1.

медведка

почвенная

2.

стрекоза

наземно-воздушная

3.

водомерка

водная

4.

вошь

организменная

5.

жук-короед

наземно-воздушная

6.

жук-плавунец

водная

7.

богомол

наземно-воздушная

8.

шмель

наземно-воздушная

9.

проволочник (личинка жука щелкуна)

почвенная

10.

блоха

организменная

Учитель. Как вы думаете, почему эти насекомые живут именно в этой среде? Ученики. Они к ней приспособлены.Учитель. В какой среде обитания насекомых больше? Ученики.В наземно-воздушной.

III. Изучение новой темы, лабораторная работа.

Учитель. Четвертая наша задача - выяснить, какие особенности внешнего строения позволили им приспособиться к своей среде обитания. Эту задачу мы с вами будем решать в ходе лабораторной работы. Открывайте ноутбуки, входите на рабочем столе в файл «Лабораторная работа». У каждого из вас будет свой объект изучения.  У нас на интерактивной доске объектом изучения будет бабочка. Внимательно рассмотреть насекомое нам поможет лупа.

Учитель на интерактивной доске, а учащиеся на ноутбуках с помощью виртуальной лупы рассматривают насекомое (Приложение 1).

Учитель. Нам с вами предстоит заполнить 12 пунктов таблицы. Для описания каждого признака будут даны подсказки – варианты возможных ответов. Только выбор правильного ответа позволит вам приступить к следующему пункту. Кто сомневается в выборе правильного ответа, может еще раз рассмотреть насекомое с помощью лупы. Кроме этого, у вас лежит раздаточный материал с дополнительной информацией по объекту лабораторной работы (Приложение 2).Вы можете в нем поискать правильный ответ на вопрос.

Один из учащихся заполняет таблицу на интерактивной доске.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомых»

(Приложение 3)

Признаки

Описание насекомого

Среда обитания

наземно-воздушная, почвенная, водная

Окраска

покровительственная, предостерегающая,  неопределенная

Размер

маленький, средний, крупный

Покров тела

хитиновый панцирь, кожная кутикула, костный панцирь, хитиновая кутикула

Отделы тела

голова, грудь, головогрудь, брюшко, ноги, крылья

Глаза

на голове, на груди, на брюшке; мозаичное зрение, монокулярное зрение, бинокулярное зрение

Усики

на голове, на груди, на брюшке; 1 пара, 2 пары

Ротовой аппарат

грызущий, лижущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, сосущий

Ходильные ноги

на голове, на груди, на брюшке; 3 пары, 4 пары, 5 пар

Крылья

на голове, на груди, на брюшке; 1 пара, 2 пары

Брюшко

с насечками, без насечек, отсутствует

Значение

+, - , 0

После заполнения таблицы учащиеся нажимают кнопку «Проверка», и учитель выставляет оценку за лабораторную работу.

Учитель. Какой вывод мы можем сформулировать по лабораторной работе?

Ученики (с помощью учителя). Вывод. Сходства всех насекомых: насекомые – это шестиногие членистоногие с 3 отделами тела и насечками на них. Различия: они различаются строением ротового аппарата, органов чувств и крыльев,    т. к. это позволяет им приспособиться к разным средам обитания.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Ребята, наш урок мы начали с рисунка загадочных насекомых, весь урок мы обсуждали с вами их особенности, теперь я попрошу вас дорисовать недостающие части на теле насекомого фломастером на листе. Это наша пятая задача на сегодня. При этом один учащийся заканчивает образ насекомого, нарисованного на доске, комментируя при этом свои действия.

Учитель (помогает):

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют.

Все это насекомые, они и там и тут.

Отрядов очень много, нам все не перечесть,

Но все-таки особенности основные есть:

У насекомых тело состоит из трех отделов,

На голове два усика и сложные глаза,

Особенно большие имеет стрекоза.

А  как же насекомые по свету расселились?

Да дело в том, что крылья у многих появились,

Они отходят от груди,внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди,
И что еще хотела бы сказать я в заключение –
У насекомых дыхание трахейное,

Развитие – с неполным и полным превращением.

Учитель. Посмотрите, ребята, общий план строения всех насекомых одинаковый, но по вашим рисункам я вижу их отличия: они могут быть разного цвета, размера, на голове усики могут быть короткие или длинные, ротовой аппарат разного типа: челюсти, губа или хоботок, крыльев может быть 1 пара, как например, у Двукрылых, или 2 пары и  строение у них бывает разное. Нам сегодня надо было выяснить, в чем причина такого необычайного процветания насекомых в современном мире.  Так в чем же? Почему же они такие разные?

Ученики. Они хорошо приспособлены к своим средам обитания.

Учитель. Шестая задача – тест из 5 вопросов. Вы должны из 4 вариантов ответов выбрать 1 правильный.

Каждый учащийся получает свой индивидуальный тест, один из ребят выполняет тестирование на интерактивной доске. После выполнения этого задания, они нажимают кнопку «Проверка», и учитель выставляет оценки за тест по изученной теме (Приложение 4)

V. Домашнее задание.

Учитель. На следующий урок  у вас индивидуальное домашнее задание: устное сообщение про отряд насекомых и его представителей (по объекту лабораторной работы).

VI. Рефлексия.

Учитель. Ребята, вам понравился урок?  Что на уроке было интересного? Что необычного? Хотели бы вы, чтобы такие уроки проводились еще?

Приложение 1. Объекты лабораторной работы

кузнечик

Божья коровка

Стрекоза

Оса

Колорадский жук

муха

Клоп-солдатик

муравей

Приложение 2. Раздаточный материал

Чешуекры́лые, или Ба́бочки

Наиболее характерная особенность представителей отряда— наличие густого покрова чешуек (уплощённых волосков) на передних и заднихкрыльях. Большая часть бабочек имеет специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком. Для большинства бабочек также характерна своеобразная червеобразная личинка с недоразвитыми брюшными ногами, называемая гусеницей. Чешуекрылые, ископаемые останки которых известны начиная с юрского периода, в настоящее время — один из наиболее богатых видами отрядов насекомых, представители которого распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

Бабочек, приносящих существенный вред человеку, относительно немного. Однако среди них есть виды гусениц, которые в период массового размножения могут опустошить сады и огороды, лишить листвы многие гектары леса. В основном, главное значение бабочек заключается в том, что, перенося на своем теле пыльцу с цветка на цветок, они осуществляют перекрестное опыление растений. Кроме того, взрослые насекомые и, особенно, их личинки-гусеницы служат пищей многим другим животным и, таким образом, являются важным звеном цепей питания. Наконец, эти великолепные создания просто восхитительно красивы, и только за одно наслаждение видеть их заслуживают любви и охраны. Разве можно оставить природу без бабочек?

Домашнее задание: устное сообщение стр.

Отряд Жесткокрылые, или жуки

Самый крупный отряд насекомых, насчитывающий около 350 тыс. видов. Первая пара крыльев у них превратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда - Жесткокрылые). На голове жуков располагаются сложные  глаза (мозаичное зрение), усики. У них развитый грызущий ротовой аппарат с мощными верхними челюстями. Конечности бегательные, копательные, прыгательные или плавательные.

Божья коровка

Мы знаем божью коровку как маленького красного жучка с черными точками. На самом деле это насекомое имеет очень разнообразную окраску. На первый взгляд эти жучки кажутся мирными, но большинство из них активные и прожорливые хищники. Они уничтожают массу различных вредителей сада и поля – тлей, червецов, щитовок, мелких личинок и куколок. За день этот хищник истребляет от 50 до 270 тлей, чем приносит огромную пользу хозяйству человека. Сама же божья  коровка несъедобна для большинства птиц и животных.

Домашнее задание: устное сообщение стр. 72-75

Отряд Жесткокрылые, или жуки

Самый крупный отряд насекомых, насчитывающий около 350 тыс. видов. Первая пара крыльев у них превратилась в жесткие надкрылья (отсюда и название отряда - Жесткокрылые). На голове жуков располагаются сложные  глаза (мозаичное зрение), усики. У них развитый грызущий ротовой аппарат с мощными верхними челюстями. Конечности бегательные, копательные, прыгательные или плавательные.

Колорадский жук

В штате Колорадо (США) издавна жил  симпатичный жук с полосатой черно-белой спинкой. Впервые он был застигнут за поеданием картошки в 1859 году. Впоследствии жук стал быстро расселяться вместе с картофелем. Сейчас жук распространен в большинстве картофелеводческих регионов мира, за исключением северных, где он не способен перезимовать. Зимуют жуки в почве, в основном на полях, где возделывался картофель. Самки откладывают огромные количества яиц – до 500-800 штук за сезон. Через 1-2 недели (в зависимости от температуры) из яиц появляются личинки. Они сразу начинают активно поедать картофель. Взрослые личинки уходят в почву на глубину 15-18 см, окукливаются, и через 6-15 дней превращаются в жуков. Это второе поколение через 13-16 дней вновь может откладывать яйца.

Домашнее задание: устное сообщение стр. 72-75

Отряд Прямокрылые

Один из самых больших отрядов, включающий более 20 тыс. видов. У них крупная голова; на ней большие глаза, длинные или короткие усики, грызущий ротовой аппарат. На груди выделяются большие, приспособленные для прыжков задние ноги и вытянутые прямые узкие передние надкрылья (отсюда и название отряда - Прямокрылые). У  многих видов есть орган стрекотания и слуха. К прямокрылым относятся кузнечики, сверчки, саранча.

Кузне́чики

Окраска кузнечика хорошо гармонирует с фоном травы, что сразу и не обнаружишь его. Насекомое отлично прыгает, дополняя передвижение полётом при помощи крыльев. Скрываясь среди густой травы, это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком, по перепонке в виде округлого зеркальца и издаёт стрекочущие звуки. Обычно такой аппарат есть только у самцов и используется, по-видимому, для обеспечения встречи двух полов в период половой зрелости. Все виды кузнечиков – хищники. Питаются они, как правило, другими насекомыми, гусеницами, небольшими бабочками.Поэтому они  - большие помощники, уничтожают вредителей полей, садов и огородов.

Домашнее задание: устное сообщение стр. 67-68

Отряд Двукрылые

        Насчитывается ок. 100 тыс. видов. Насекомые с хорошо развитыми двумя передними крыльями, задние крылья или очень малы (называются жужжальцами), или отсутствуют совсем (отсюда и название отряда – Двукрылые). На голове расположены сложные глаза (мозаичное зрение), короткие или длинные усики, ротовой аппарат – лижущий (у мухи), колюще-сосущий (у комара).

Муха

Комнатные мухи нам всем хорошо знакомы: они надоедают нам все лето и только зимой оставляют нас в покое. Потомство у нее велико: из одной мухи в год может разродиться несколько миллионов мух. Беда была бы человеку от этих насекомых, если бы зимние холода не убивали личинки и куколки, если птицы не ловили бы их в воздухе, а пауки не ловили бы их в свои сети. У мух личинки развиваются на навозе, гниющих органических остатках. Поэтому эти насекомые могут являться переносчиками различных инфекционных заболеваний, опасных для человека.

Домашнее задание: устное сообщение стр.82-83

Отряд Стрекозы

        Известно более 3 тыс. видов. Стрекозы имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное. На переднем конце находится крупная голова с большими сложными глазами, короткими усиками и грызущим ротовым аппаратом. На груди у них расположены 2 пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками.

Стрекозы относятся к типичным дневным насекомым, которые любят яркое солнце, а на ночь прячутся среди растений. Активная жизнь этих насекомых проходит в воздухе. Свою добычу – сравнительно крупных насекомых – стрекозы ловят на лету при помощи цепких ног, а мелких захватывают челюстями. Поймав жертву, стрекоза обычно присаживается на растение или другой предмет, но может поедать добычу и во время полета. Значение стрекоз в природе многообразно. Взрослые стрекозы в большом количестве поедают мелких летающих насекомых, среди которых много комаров, мошек и других кровососов, нападающих на человека и животных. Среди насекомых, поедаемых стрекозами, немало вредителей сельского и лесного хозяйства. Личинки стрекоз в водоемах также уничтожают вредных насекомых, развивающихся в воде. Стрекозы – полезные насекомые.

Домашнее задание: устное сообщение стр.70-71

Отряд Полужесткокрылые, или Клопы

По числу видов их примерно в 10 раз меньше, чем жуков, но они также освоили все среды обитания. Передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев – перепончатая и имеет жилкование (отсюда и название отряда – Полужесткокрылые). Они имеют уплощенное тело с плотными покровами, колюще-сосущий ротовой аппарат, сложные глаза, усики, пахучие железы по бокам груди. В человеческих жилищах обитает постельный клоп.

Клоп - солдатик

Принадлежит к семейству красноклопов отряда полужёсткокрылых насекомых, известен своим массовым появлением. Его длина около 1 см. Тело сверху ярко–красное. Красноклопы обыкновенные скапливаются в очень больших количествах на стволах деревьев, особенно лип. Они высасывают различные опавшие семена и плоды; питаются также различными органическими остатками, высасывают мёртвых насекомых. Причиняют вред всходам огородных культур и в питомниках — молодым деревцам, а также в виноградниках, где высасывают ягоды винограда.  Клопы – вредные насекомые.

Домашнее задание: устное сообщение стр.75-76

Отряд Перепончатокрылые

К этому отряду относятся более 200 тыс. видов, в том числе муравьи, пчелы, осы, шмели, наездники. Подвижная голова с усиками, парой сложных глаз и 3 простыми глазками, грызущим или лижуще-грызущим ротовым аппаратом. На груди две пары прозрачных крыльев, соединенные зацепкой, передние крылья больше задних, при этом переднее и заднее крылья в полете зацепляются и работают как одно крыло. В состав груди входит первый сегмент брюшка, яйцеклад часто преобразован в жало.

Оса

Оса распространена почти повсеместно, за исключением Антарктиды. У нее полосатое брюшко и 2 пары прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое, для которого характеренлижуще-грызущий ротовой аппарат. Взрослые осы питаются цветочным нектаром и спелыми сочными плодами или «кровью», высасываемой из жертв. Нередко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.Самка осы вооружена жалом – видоизмененным яйцекладом, который становится орудием защиты и нападения, утрачивая связанную с размножением функцию. Большинство ос одиночные, т.е. строит гнездо и заботится о потомстве только самка. Однако известны и общественные виды, живущие колониями.По отношению к человеку осы полезны, истребляя вредных насекомых. Важное значениеони имеют в процессе опыления растений.

Домашнее задание: устное сообщение стр.85-87

Отряд Перепончатокрылые

К этому отряду относятся более 200 тыс. видов, в том числе муравьи, пчелы, осы, шмели, наездники. Подвижная голова с усиками, парой сложных глаз и 3 простыми глазками, грызущим или лижуще-грызущим ротовым аппаратом. На груди две пары прозрачных крыльев, соединенные зацепкой, передние крылья больше задних, при этом переднее и заднее крылья в полете зацепляются и работают как одно крыло.У многих представителей отряда крылья развиваются лишь в брачный период.

Муравей

        Известно около 10 тыс. видов этих насекомых. Они распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Размеры их тела бывают от 8 до 30 мм. Окраска от светло-желтой до черной. У большинства видов развиты ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Являются общественными насекомыми, образующими 3касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчел, семьи насчитывают до 1млн в муравейнике. У них есть и свои пастбища. Они выводят тлей и доят их. Питаются муравьи беспозвоночными животными, нектаром цветов, грибами, семенами растений и выделением тлей. Рыжие лесные муравьи полезны истреблением вредителей леса. Кроме этого, они вместе с дождевыми червями принимают участие в почвообразовательных процессах, способствуя разрыхлению и перемешиванию почвы, поэтому муравьи заслуживают покровительства и охраны.

Домашнее задание: устное сообщение стр.89-91

Используемая литература:

  1. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. Учебник. – Дрофа. – 2007.
  2. В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. Биология. Животные. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – Дрофа. – 2007.

Ресурсы Internet:

  1. http://festival.1september.ru/articles/311320/
  2. http://festival.1september.ru/articles/513743/
  3. http://festival.1september.ru/articles/520742/
  4. http://festival.1september.ru/articles/508472/
  5. http://festival.1september.ru/articles/527607/
  6. http://biology.76206s002.edusite.ru/p8aa1.html
  7. http://chitnaeva.narod.ru/p3aa1.html
  8. http://www.pskovedu.ru/?project_id=1790&pagenum=3309
  9. http://sbio.info/page.php?id=127
  10. http://bse.sci-lib.com/article080248.html

Приложение 3. Лабораторная работа

Признаки кузнечика

Описание насекомого

Признаки

божьей коровки

Описание насекомого

Среда обитания

наземно-воздушная

Среда обитания

наземно-воздушная

Окраска

покровительственная

Окраска

предостерегающая

Размер

средний

Размер

средний

Покров тела

хитиновый панцирь

Покров тела

хитиновый панцирь

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Глаза

На голове, мозаичное зрение

Усики

на голове, 1 пара

Усики

на голове, 1 пара

Ротовой аппарат

грызущий

Ротовой аппарат

грызущий

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Крылья

на груди, 2 пары

Крылья

на груди, 2 пары

Брюшко

с насечками

Брюшко

с насечками

Значение

+

Значение

+

Признаки

стрекозы

Описание насекомого

Признаки

колорадского жука

Описание насекомого

Среда обитания

наземно-воздушная

Среда обитания

наземно-воздушная

Окраска

покровительственная

Окраска

предостерегающая

Размер

средний

Размер

средний

Покров тела

хитиновый панцирь

Покров тела

хитиновый панцирь

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Усики

на голове, 1 пара

Усики

на голове, 1 пара

Ротовой аппарат

грызущий

Ротовой аппарат

грызущий

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Крылья

на груди, 2 пары

Крылья

на груди, 2 пары

Брюшко

с насечками

Брюшко

с насечками

Значение

+

Значение

-

Признаки мухи

Описание насекомого

Признаки клопа-солдатика

Описание насекомого

Среда обитания

наземно-воздушная

Среда обитания

наземно-воздушная

Окраска

покровительственная

Окраска

предостерегающая

Размер

средний

Размер

средний

Покров тела

хитиновый панцирь

Покров тела

хитиновый панцирь

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Усики

на голове, 1 пара

Усики

на голове, 1 пара

Ротовой аппарат

лижущий

Ротовой аппарат

колюще-сосущий

Ходильные ноги

на груди,3 пары

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Крылья

на груди,1 пара

Крылья

на груди,2 пары

Брюшко

с насечками

Брюшко

с насечками

Значение

-

Значение

-

Признаки осы

Описание насекомого

Признаки муравья

Описание насекомого

Среда обитания

наземно-воздушная

Среда обитания

почвенная

Окраска

предостерегающая

Окраска

покровительственная

Размер

средний

Размер

средний

Покров тела

хитиновый панцирь

Покров тела

хитиновый панцирь

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Отделы тела

голова, грудь, брюшко

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Глаза

на голове, мозаичное зрение

Усики

на голове, 1 пара

Усики

на голове, 1 пара

Ротовой аппарат

грызуще-лижущий

Ротовой аппарат

грызущий

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Ходильные ноги

на груди, 3 пары

Крылья

на груди, 2 пары

Крылья

на груди,2 пары

Брюшко

с насечками

Брюшко

с насечками

Значение

+

Значение

+

Приложение 4. Тесты для интерактивной доски

по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

Фамилия, имя_________________________

Класс________________________________

Вариант № 1 по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

  1. Представленное на рисунке животное относится к классу:

Ракообразные;

Паукообразные;

Насекомые;

Клещи.

  1. Насекомых на Земле насчитывается:

10 млн видов;

1-1,5 млн видов;

10 тыс. видов;

100-150 тыс. видов.

  1. Крылья у насекомых располагаются на:

голове;

головогруди;

груди;

брюшке.

  1. Паукообразные дышат при помощи:

жабр;

легких;

дыхалец;

трахей и легочных мешков.

  1. Кузнечики природе приносят:

в основном пользу;

и вред, и пользу;

в основном вред;

ни вреда, ни пользы.

Фамилия, имя_________________________

Класс________________________________

Вариант № 2 по теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

  1. Представленное на рисунке животное относится к классу:

Паукообразные;

 Ракообразные;

 Насекомые;

 Клещи.

  1. Самый многочисленный класс типа Членистоногие:

 Ракообразные;

Насекомые;

 Паукообразные;

 Клещи.

  1. У насекомых, в отличие от других членистоногих:

на головогруди 4 пары ходильных ног, брюшко нечленистое;

 мышцы прикрепляются к хитиновому покрову;

тело состоит из 3 отделов, на груди крылья и 3 пары ног;

 конечности прикрепляются к головогруди и брюшку.

  1. Большинство ракообразных дышит при помощи:

 трахей;

легких;

легочных мешков;

жабр.

  1. Стрекозы природе приносят:

в основном пользу;

и вред, и пользу;

в основном вред;

ни вреда, ни пользы.


Самоанализ урока по теме «Насекомые.

Знакомые и незнакомые»

Учитель биологии: Кочеровская И.А.

Цель урока: через универсальные учебные действия вовлечь учащихся в мир насекомых для продолжения формирования общей картины мира.

Задачи урока:

образовательные – дать общее представление учащимся об особенностях строения и жизнедеятельности членистоногих на примере насекомых;

воспитательные – продолжать формировать самостоятельность в работе с информацией; связать теорию с реальной жизнью через практическое преломление темы в ходе лабораторной работы; продолжать экологическое воспитание через многообразие и значение насекомых в природе и жизни человека;

развивающие – продолжение  формирования у учащихся универсальных учебных действий: познавательных (формулировка темы, поиск смысла при работе с различными источниками знаний, их структурирование, рефлексия деятельности), коммуникативных (умение выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками и учителем), регулятивных (контроль, коррекция, оценка собственной деятельности и одноклассников), личностных (самоопределение, смыслообразование); мотивирование учащихся на дальнейшее изучение мира насекомых, пользуясь различными источниками информации.

Технология обучения: практико-ориентированная

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:

  1. методы организации учебно–познавательной деятельности: словесный, наглядно- практический, частично – поисковый;
  2. методы выполнения лабораторной работы;
  3. методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.

С учетом выше изложенного были выбрана технология ИКТ ( для наглядного отображения насекомых, их среды обитания, виртуальной лабораторной работы с возможностью моментальной проверки).

Этапы урока:

  1.   Введение в тему урока, определение цели урока.
  2.   Актуализация опорных знаний.
  3.   Изучение новой темы: объяснение учителя, лабораторная работа.
  4.   Проверка результатов, закрепление изученного материала, рефлексия.
  5.   Домашнее задание.

Планируемые результаты.

Предполагалось, что учащиеся на уроке:

  1. узнают особенности строения и жизнедеятельности насекомых, объяснят причины их необычайного процветания в природе, а также любовь и внимание к ним со стороны поэтов и писателей, затронут  их значение в природе и жизни человека;
  2. получат возможность познакомиться с дополнительными источниками информации по изучаемой теме (коллекции, ручные лупы, буклеты, интерактивная доска)
  3. приобретут компетенции для выполнения лабораторной работы с коллекциями насекомых, ручной и виртуальной лупами;
  4. активизируют процессы мышления и расширят свой кругозор.

Результаты урока:

Урок построен на основании дидактических принципов наглядности, доступности, последовательности и систематичности. Все этапы урока логически между собой взаимосвязаны и подчинены решению конкретной задачи на соответствующем этапе урока и в целом цели урока. На протяжении всего урока учащиеся с помощью учителя решали следующие задачи:

  1. выясняли количество видов насекомых в современном мире через разбор круговых диаграмм (для постановки цели урока);
  2. выявляли общие признаки типа Членистоногие;
  3. распределяли представителей класса Насекомые по их средам обитания, пользуясь их описанием в художественной литературе (для выяснения различий между насекомыми, реализация межпредметных связей с литературой);
  4. выясняли возможные приспособления насекомых к среде обитания через выполнение классической и виртуальной лабораторной работы (связь теории с практикой, реализация межпредметных связей с информатикой);
  5. формулировали вывод, вычленяя признаки типа Членистоногие, класса Насекомые, отрядов и видов (закрепление изученного материала)

Среди положительных моментов урока можно назвать нестандартность его проведения, внедрение современных технологий обучения (ИКТ), ТСО (интерактивная доска), реализация метапредметных связей (биология – экология, биология – информатика),  использование различных форм и видов деятельности учащихся на уроке, включая самообразование и взаимопроверку ответов, индивидуальный подход к учащимся через работу с разными объектами исследования. Благодаря этим факторам цель урока была достигнута. Учащиеся получили положительные отметки за лабораторную работу.

Домашнее задание продолжает логику урока, у учащихся будет возможность поработать с отрывками стихотворений знаменитых поэтов с целью поиска биологических ошибок и выполнить тест по изученной теме в формате ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс

Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания....

Разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые"

Методическая разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые" . . ...

Урок французского языка "Франция знакомая и незнакомая" на основе видеоклипа и с использованием интерактивной доски.

Данный урок проводится в старших классах по теме: "Выбор пофессии и жизненного пути". На уроке используется презентация достопримечательностей Франции, видеоклип "Yalil" и упражнения в программе SMART...

Исследовательский проект "Кофе знакомое и незнакомое"

Интересные исследования по истории, свойствам и областям применения  хорошо всем известного напитка....

Конспект открытого урока "Знакомая незнакомка Южная Америка"

Урок географии в 7 классе (коррекционном) на тему "Знакомая незнакомка Южная Америка".  ОснОовные задачи:Образовательные:Сформировать представление о характерных особенностях географического...

Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку на тему "Муравьиная кислота- знакомая и незнакомая".

В  10-м  классе   изучение  темы "Карбоновые кислоты"  включает  в себя   в основном  изучение материала  на примере  уксусной  кислоты. Муравьин...