Главные вкладки

    урок биологии 8 класс "Заболевания органов пищеварения"
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    Стрекаловская Ольга Валерьевна

    разработка урока "Заболевания органов пищеварения". На данном уроке используется групповая форма работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._strek._o.v.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Заболевания органов пищеварения

    Цель: изучить какие бывают заболевания органов пищеварения, причины их возникновения и меры профилактики

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: групповая работа с элементами  ролевой игры.

    Форма работы: групповая.

    Средства обучения: материалы из дополнительной литературы, компьютерная презентация..

    План урока:

    1. Вступление (мотивация учебной деятельности учащихся, постановка проблемного вопроса)( 4 мин)
    2. Изучение нового материала(19 мин)
    3. Закрепление материала (3 мин)
    4. Подведение итогов урока (2мин)
    5. ДЗ. (2мин)

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Вступление учителя, постановка проблемы. (4мин)

    Диетологи говорят: « Если отец болезней не известен, то ее мать всегда – питание».

    Зачитывается отрывок из произведения А.П. Чехова «Глупый француз»  

    Клоун из цирка братьев Гинц, Генри Пуркуа, зашел в московский трактир Тестова позавтракать.

    —Дайте мне консоме!— приказал он половому.

    — Прикажете с пашотом или без пашота?

    — Нет, с пашотом слишком сытно... Две-три гренки, пожалуй, дайте...

    В ожидании, пока подадут консоме, Пуркуа занялся наблюдением. Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный, благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины.

    “Как, однако, много подают в русских ресторанах! — подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом. — Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?”

    Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и проглотил скорее, чем в пять минут...

    — Человек!— обернулся он к половому. — Подай еще порцию! Да что у вас за порции такие? Подай сразу штук десять или пятнадцать! Дай балыка… семги, что ли.

    “Странно... — подумал Пуркуа, рассматривая соседа. — Съел пять кусков теста и еще просит! Половой поставил перед соседом гору блинов и две тарелки с балыком и семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся за блины.

    — Дай еще икры! — крикнул сосед, утирая салфеткой масленые губы. — Не забудь зеленого луку!

    “Но... однако, уж половины горы нет! — ужаснулся клоун. — Боже мой, он и всю семгу съел? Это даже неестественно... Неужели человеческий желудок так растяжим? Не может быть! Как бы ни был растяжим желудок, но он не может растянуться за пределы живота... Будь этот господин у нас во Франции, его показывали бы за деньги... Боже, уже нет горы!”

     Пожалуй, дай еще порцию блинов... Поскорей только…

    Слушаю... А на после блинов что прикажете?

    Что-нибудь полегче... Закажи порцию селянки из осетрины по-русски и... и... Я подумаю, ступай!

    “Может быть, это мне снится? — изумился клоун, откидываясь на спинку стула. — Этот человек хочет умереть. Нельзя безнаказанно съесть такую массу. Да, да, он хочет умереть! Это видно по его грустному лицу. И неужели прислуге не кажется подозрительным, что он так много ест? Не может быть!”


    Учитель обращается к классу с вопросом: « Какая тема сегодняшнего урока?»

    Появляется слайд №1(тема урока)

    2. Изучение нового материала.(16 мин)


    Класс делиться на четыре группы

    Каждая группа получает задание.

    Что же представляют собой заболевания органов пищеварения мы выясним сейчас, работая в группах



    Симптомы заболевания появляются на слайде №2
























    Симптомы заболевания на слайде №3



















    Слайд №4





















    Слайд №5
























    А теперь послушаем выступление врачей-инфекционистов (2 человека)




    Слайд №6























































    3. Закрепление полученных знаний. (3 мин)

    И так, ребята, мы с вами познакомились с некоторыми заболеваниями органов пищеварения. Для того чтобы закрепить ваши знания ,вам необходимо выполнить задание:

    Слайд № 7


    Из перечня (1-7) выберите ответы на вопросы (I-VIII) и зашифруйте их.

    1. Дизентерия

    2. Холера

    3. Глистные заболевания

    5. Ожирение

    6. Гастрит

    7. Отсутствие аппетита

    I.Инфекционные заболевания кишечника.

    II. Источник – недоваренное, недожаренное мясо и рыба

    III. Источник – грязные руки, вода, пища, посуда.

    IV. Профилактика – чистота рук, овощей, фруктов, воды, пищи, посуды.

    V. Профилактика – хорошо проваривать и прожаривать пищу.

    VI. Результат гиподинамии(малоподвижности)

    VII. Язык обложен серовато-белым налетом. Схваткообразные боли в области желудка, понижение аппетита.

    VIII. Употребление слишком большого количества еды.

    Ответы слайд №8


    4. Подведение итогов урока.(4 мин)

    Как считают ученые – медики, мы совершенно безумно день за днем разрушаем свое здоровье, не отдавая себе отчета, что и как мы едим. Питаясь чем придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а потом расплачиваемся за эти ошибки своим здоровьем.



    1. Питание должно быть регулярным (4-5 раз в день).

    2. Прием пищи в одно и тоже время через 3-4часа.

    3. Последний прием пищи должен быть не позднее чем за 2 часа до сна.

    4. Мойте руки перед едой.

    5. Пища, по возможности, должна быть свежеприготовленной.

    6. нельзя пить воду из природных источников.

    7. Еда должна быть хорошо проварена и прожарена.

    8. Мойте фрукты и овощи кипяченой водой.



    5. домашнее задание. Слайд №10(3мин)

    п. 35 страница 141- 143

    заполнить таблицу, используя текст параграфа.

    Название заболевания

    Признаки заболевания

    Причины заболевания

    Профилактика заболевания

     

     

     

     






























































    1 группа: Прием в городской поликлинике.

     Больной: Доктор, в последнее время  у меня плохое самочувствие.


    Доктор: Что вас беспокоит?


    Больной: У меня головокружение, понижение аппетита, работоспособности. У меня ужасные схваткообразные боли в области желудка. Иногда тошнота, сухость ворту.

    Доктор: Покажите язык. Он обложен серовато – белым налетом. Вам нужно  пройти обследование. Сдать кровь на анализ и сделать ФГДС.


    Ученик из группы: После обследования был поставлен диагноз – гастрит.

    (4 мин)


    2 группа


    Сообщение о желудочно – кишечных заболеваниях.

    1й-ученик сообщает: С пищей в пищеварительный канал могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы. В кишечнике они размножаются, вызывая такие инфекционные заболевания, как брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез.


    2й-ученик называет признаки заболеваний: тошнота, рвота, жидкий стул, иногда с кровью и пеной, боли в животе, часто повышение температуры.

    Их диагностируют по анализу кала и крови.

    (змин)

    3 группа

    Сообщение о глистных заболеваниях

    1й-ученик: наряду с желудочно-кишечными заболеваниями часто встречаются и глистные заболевания. Наиболее часто человек заражается острицами, аскаридами, цепнями. Глисты очень плодовиты. Иногда заболевания протекают также остро, как и инфекционные.

    2й-ученик: Люди, зараженные глистами, быстрее утомляются, становятся рассеянными. У них появляются головные боли, тошнота, рвота, нарушение сна. Может развиваться малокровие.

            

    3й-ученик: Диагностика берутся соскобы, анализ кала и крови.


    (4мин)


    4 группа

    Врачи валеологи и инфекционисты.

    Валеолог сообщает:1й-ученик Основной причиной возникновения заболеваний органов пищеварения служит неправильное питание. В результате неправильного питания могут развиться такие болезни, как

    Гастрит, язвенные болезни.


    Какие основные ошибки мы допускаем:

    1. Мы едим слишком много;

    2. Мы едим слишком жирно.

    3. мы неправильно выбираем еду.

    4. Мы пьем слишком много сладких напитков.

    5. мы едим неправильно (не регулярно).

    6. Мы едим слишком сладко.

    7. Мы неправильно готовим (кладем много солим, жарим пищу).

    8. Мы слишком мало знаем о питании.


    2й-ученик

    Я вас сейчас познакомлю с режимом питания:

    1. Школьники должны питаться 4-5 раз в день.

    2. Интервал между приемами пищи должен составлять 3-4 часа.

    3. Последний прием пищи должен быть не позднее чем за два часа до сна.

    4. Прием пищи осуществляется в одно и тоже время.

    5. Пищу необходимо тщательно пережевывать.


    Врач-инфекционист:

    1. Пища, по возможности, должна быть свежеприготовленной. Недоброкачественная пища обычно приобретает неприятный вид, запах и цвет, однако это происходит не всегда. Нередко зараженная микробами пища не утрачивает своих внешних качеств и потому представляет наибольшую опасность

    2. Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами. Если консервированная банка немного вздута («бомбаж»), употреблять её в пищу нельзя.

    3. Чтобы избежать заболевания холерой, недопустимо мыть руки и ополаскивать овощи и фрукты водой, взятой из открытых водоемов, так как они могут быть заражены вибрионом. Для мытья надо использовать кипяченую воду.

    4. Причиной заражения может стать неправильное хранение продуктов: сырое мясо, рыба и другие продукты, которые должны вариться, тушиться или жариться, не должны находиться рядом с продуктами, употребляемыми в пищу без термической обработки.

    5. Желудочно-кишечные инфекции нередко называются болезнями грязных рук. Возбудители инфекционных болезней попадают на вещи и пищевые продукты, с них – на руки, с рук – в рот. Кроме того, надо систематически стричь ногти, т.к. под ними чаще всего задерживаются яйца паразитических червей.

    (5мин)






    Учащиеся отвечают на вопросы. Результат работы по итогам самооценивания.
































    Учащимся раздаются памятки «Гигиена питания»

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии "Заболевание органов дыхания"

    Материал содержит конспект урока биологии в 8 классе, разработанный  с применением ИКТ ....

    Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"

    Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...

    Урок биологии 8 класс " Пищеварение в ротовой полости"

    Образовательной целью урока  биологии " Пищеварение в ротовой полости"  является формирование у учащихся знаний о процессах механической и химической  обработки пищи в ротовой полости ,...

    план - конспект урока биология 8 класс "Пищеварение в кишечнике"

    ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА«Пищеварение в кишечнике»  ФИО (полностью)...

    план - конспект урока биология 8 класс "Пищеварение в кишечнике"

    ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА«Пищеварение в кишечнике»  ФИО (полностью)...

    Урок биологии гигиена органов пмщеварения

    Тема урока:Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций. Цель: изучение  правил  гигиены органов  пищеварения; ознакомление  с кишечными инфекциями....

    Урок по биологии: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций".

    Урок биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И....