Урок биологии гигиена органов пмщеварения
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Тема урока:

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.

 

Цель: изучение  правил  гигиены органов  пищеварения; ознакомление  с кишечными инфекциями.

Задачи:

Образовательные: изучить  признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики.

Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные: совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, таблицы «Органы пищеварения», раздаточный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_organov_pishchevareniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.

Цель: изучение  правил  гигиены органов  пищеварения; ознакомление  с кишечными инфекциями.

Задачи:

Образовательные: изучить  признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики.

Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные: совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, таблицы «Органы пищеварения», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный этап (2-3 мин.)
  2. «Мозговой штурм» - мотивация деятельности учащихся (2-3 мин.)

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, перед вами изображены картинки (слайд №1). Какие ассоциации возникают у вас? Ребята определите самостоятельно тему нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций». (слайд «№2)

Целью нашего урока - изучение правил гигиены питания, ознакомление с кишечными инфекциями. (слайд №3)

Для этого я ставлю перед  вами проблемный вопрос:  Мы хотим  сохранить здоровыми свои органы пищеварения, но незнаем, отчего это зависит? (работа учащихся в группах и  с текстом учебника (§ 35,  «Правила приема пищи») (слайд №4) (10 мин.)

Учитель: Представьте себе, что вы все  врачи, к вам на приём пришел  пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие,  плохой аппетит.  В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному питанию. Свои рекомендации запишите на выданных вам  листах (приложение №1)

Приложение №1

Лист приема к врачу

  1. Ф.И.О. врача____________________________________________________________
  2. Жалобы пициента:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Рекомендации врача по правилам приема пищи: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учащиеся в группах обсуждают свои рекомендации, записывают их в листах. Опираясь,  на текст учебника и жизненный опыт учащиеся делают выводы.

Учитель: Многие великие философии и писатели говорили о гигиене питания. Например: Сократ- древнегреческий философ говорил: «Лучшая приправа к пище - голод», Абу-аль-Фарадж- сирийский церковный деятель, писатель утверждал, что «Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать», великий русский писатель А.П. Чехов говорил: «Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете наевшись - вы переели; если встаете переевши - вы отравились». (слайд №5)

Учитель: Переваривание пищи частично осуществляется полезными микроорганизмами, находящимися в кишечнике. Попадание же болезнетворных микроорганизмов (сальмонеллы, палочки ботулизма, дизентерийной палочки, холерного вибриона), и  недоброкачественная пища может стать причиной отравлений и заболеваний органов пищеварения.

Для лучшего усвоения нового материала мы с вами разделимся на 4 команды. Каждая из которой будет заполнять карточки по следующим кишечным заболеваниям:

I группа – желудочно - кишечные инфекции: ботулизм;

II группа -  желудочно-кишечные инфекции: сальмонеллез;

III группа  - желудочно-кишечные инфекции: холера;

IV группа - желудочно-кишечные инфекции: дизентерия

 Работа в группах с использованием текста учебника (§ 35,  «Кишечные инфекции и их предупреждение») и карточек, расположенных на столах по заданию: изучить желудочно-кишечные инфекции и выявить меры по их предупреждению по плану: заболевание, признаки, причины, профилактика. (15 мин.)

Обсуждение результатов работы с одновременным заполнением таблицы.

Приложение №2

«Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»

Заболевание

Симптомы

Причины

Профилактика

Ботулизм

Головные боли, тошнота, рвота, боли в желудке, расстройство зрения паралич  шейных и дыхательных мышц.

Недоброкачественная пища, «бомбаж»

Мытье рук, овощей и фруктов, соблюдение личной гигиены.

Сальмонеллез

Высокая температура, боль в желудке, частый стул, тошнота и рвота.

Зараженные продукты: яйца, молоко, молочные продукты. Источник инфекции - домашняя птица, КРС, кошки , собаки.

Кипячение продуктов (молоко),  соблюдение личной гигиены.

Дизентерия

Боли в мышцах и суставах, головная боль, боли в животе (левая сторона).

Зараженные продукты питания, воды. Переносчиками инфекции могут быть мухи.

Содержание в чистоте выгребных ям, соблюдение личной гигиены, санитарии в помещениях.

Холера

Рвота, диарея, судороги, отдышка.

Зараженные продукты питания, открытые водоемы.

Кипячение  воды, молока, споласкивать руки раствором хлорной извести, мытье фруктов и овощей.  

В результате обсуждения учащиеся делают выводы:

1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.

2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4. Желудочно-кишечные инфекции называют «болезни грязных рук».

Учитель: На территории нашей республике произрастают более 100 лекарственных растений. Которые могут быть использованы при лечении болезней органов пищеварения.

Пастушья сумка - противоглистное, антибактериальное, как вяжущее средство при диарее, настои травы – профилактика желудочно-кишечных болезней, при лечении дизентерии.

Полынь – восстанавливает работу органов пищеварения, почек и пробуждает аппетит. Она незаменима при поносах и отравлениях. Настойки и отвары из полыни убивают гнойную инфекцию в организме, лечат пищеварительного тракта. (слайд №6), ( 3  мин.)

Рефлексия 4: Учащиеся выполняют блиц-тест (слайд №7), (3мин.)

Тест по материалу:

Выбор рекомендаций по гигиене питания:

1) употребление йогуртов и обезжиренного молока;

2) быстрое питание;

3) мытье рук перед едой;

4) ограничение овощей и фруктов;

5) обращение на срок годности продуктов;

6) проявлять осторожность с консервированными продуктами; и

7) ужинать за 1,5 часа до сна;

8) не ограничивать  сладости;

9) употребление рыбы и птицы;

10) употреблять «сырую воду» ;

11) хранить готовые и сырые продукты раздельно;

12)  употреблять пищу без термической обработки;

13) наиболее калорийным должен быть обед и ужин;

14) утром лучше не завтракать.

  1. Подведение итогов урока (2 мин.)

Вывод: Правильное питание - одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.

Оценки за урок.

Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за урок.

§ 35, вопросы в конце параграфа.

Подготовка индивидуальных сообщений по следующим темам:

«Меры предосторожности кишечных инфекций»

« Пищевые отравления»

Лист приема к врачу

  1. Ф.И.О. врача____________________________________________________________
  2. Жалобы пициента:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Рекомендации врача по правилам приема пищи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»

Заболевание

Симптомы

Причины

Профилактика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Заболевание органов дыхания"

Материал содержит конспект урока биологии в 8 классе, разработанный  с применением ИКТ ....

Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Гигиена органов дыхания"

В презентации отражен план урока по теме "Гигиена органов дыхания". Урок организован с использованием учебника Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс", а также рабочей тетради с печатн...

Урок по биологии: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций".

Урок биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И....

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....