Экологический театр
методическая разработка по биологии по теме

Биктимирова Фания Маратовна

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_teatr.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

             Основные положения экологического воспитания.

ДЕВИЗ: "Мыслить - глобально, действовать - локально".

ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.

ЗАДАЧИ:

• изучение природы родного края, пропаганда бережного к ней отношения;

• расширение кругозора учащихся в области достижений экологии;

• выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;

• совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в области экологии;

• совершенствование процесса обучения и профориентации.

• подготовка к обучению в средне - специальных и высших учебных заведениях.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- чувства эстетические и нравственные;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.

Принципы организации экологического воспитания:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.Целями образовательного процесса являются:

Формирование зоологической культуры детей и подростков, развитие их познавательной мотивации и творческих способностей.

Согласованная поддержка детей и подростков в культурно-досуговой сфере, профессиональном и личном самоопределении, адаптации их к жизни в обществе.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

П Р О Г Р А М М А

экологического воспитания школьников-подростков рассчитана на 144 часов и включает практикум.

1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Организация экологических бед. Организация «Экологического театра»

Организация экологического общества.

2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Игра-путешествие "Эколог».  Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". День экологических знаний. Экологическая неделя. Экологический месячник. Газета «ЗОЖ».Встреча со специалистами заказника «Свияжский». Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения РТ", "Заповедные территории РТ", "Редкие и исчезающие животные РТ».  Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./ Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Лесная аптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы.  Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. День, неделя, месячник окружающей среды. Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии:"можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. Выступления на экологическую тему перед воспитанниками ДОУ, учениками начальных классов школ города.

4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Изготовление домиков, кормушек для птиц. Обобрудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Экопосты. Разбивка клумбы "Цветочные часы". Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов.

Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.

Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: «Первоцвет", "Муравейник", "Чистый город", "Город - сад", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота".

5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер "Человек и природа". Лесной  карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Конкурсы стихов о природе.

6. БЛОК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Выступление в центре «Доверие». КТД "Подарок друзьям". Программа "Милосердие" /разведение комнатных растений для детей инвалидов, сбор лекарственных растений, изготовление панно и поделок из природного материала, композиций из цветов, проведение аукционов, ярмарок на основе изготовленных или выращенных своими руками поделок и плодов, сбор библиотечных книг о природе для детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей/.

 Деление на блоки условно, каждое мероприятие решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.

Работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имеет  сохранение и приумножение Природы Земли.

Основные проблемы, над которыми работает  «Экологический театр»

1.Привлечение внимания населения к экологическим проблемам;

2.распространение актуальной экологической информации в

доступной, интересной и яркой форме;

3.привлечение  детей и подростков к активным формам

природоохранной работы и к сотрудничеству  с  экологическими

организациями;

4.объединение отдельных детских "зелёных" групп с целью

сотрудничества, обмена опытом и совместной работы.

*Основная форма работы - СПЕКТАКЛИ на  различные

актуальные экологические темы. Эта форма позволяет участникам

не только получать большую информацию по экологии,  но и

поделиться ею очень  доступным способом: в виде сценок, агиток, сказок ,

интермедий, философско-юмористических миниатюр.

Литература:

1.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

2.Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. /сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель,2001.

3.Журналы:

1.«Биология в школе», «Школа- Пресс»

2. «Воспитание школьников»

2. «Дошкольное образование»

4. Ресурсы интернета.

5. Карчавцев О.А. Молодежь. Природа. Воспитание. Л.: Знание, 2002.

              Центр  Детского Творчества

                 Образовательная программа

                            объединения

                   « Экологический театр»

                           

                              Руководитель:

                              педагог доп. образования

                              Биктимирова Ф.М.

                               Г. Зеленодольск      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...

План кружка "Экологический театр"

План кружка "Экологический театр"...

Визитка экологического театра "Цветы"

Существует погибшая планета, очень похожая на Землю. Ребята из экологического театра рассказывают, как сохранить Землю....

Экологический театр. Сказка "Колобок" на новый лад для обучающихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Цели: 1) раскрыть пагубное воздействие человека на окружающую природу;           2) развитие памяти, речи, творческих навыков и способност...

Экологический театр "Сохраним аржаан чистым"

Цели:дать учащимся понятия о значении аржаанов в природе и в жизни человека;познакомить с обрядами и традициями тувинского народа на аржаане;развивать у учащихся познавательные интересы;воспитывать лю...

Экологический театр, как метод формирования экологической культуры

Экологический театр, как метод формирования экологической культуры для детей младшего и среднего школьного возраста...

«Экологический театр одна из технологий экологического воспитания»

        Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей» ключевая социокультурная роль дополнительного образования  начинается с формирования...