Гигиена органов дыхания Биология 8 кл
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Гончаров Владимир Евгеньевич

Гончаров В Е Сюкеевская СОШ Гигиена органов дыхания Биология 8 кл

Видеозапись урока:

http://dfiles.ru/files/vy3xgozwp?redirect
http://files.mail.ru/44AEA74B79AE4716AFCDE2C94E065D6A

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюкеевская средняя общеобразовательная школа

 Камскоустьинского района РТ

учитель высшей кв. категории Гончаров В.Е.

2013

Тема: Гигиена органов дыхания

Цели: 

  1. Образовательная: сформировать представление об основных правилах гигиены органов дыхания
  2. Развивающая: развитие основ нестандартного мышления детей, формирование навыков критического анализа.
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью, профилактика вредных привычек, формирование экологической компетентности и стремления к здоровому образу жизни.

Тип урока:

          Изучение нового материала.

Вид урока:

          Эвристическая беседа с использованием мультимедиа.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Презентация Pover Point «Гигиена дыхания»
  4. Прибор для демонстрации вреда курения

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 8 мин.
  3. Изучение нового материала  - 20 мин.
  4. Работа по закреплению изученного материала – 12 мин.
  5. Подведение итогов –3 мин.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся

- Скажите, ребята, а зачем человек дышит?

Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз. Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, ведь его тема … впрочем, тему вы мне скажете сами, когда наш урок подойдет к концу.

Чтобы вспомнить, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках, попробуем решить две задачи:

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).

Что же представляют собой органы дыхания человека?

Работа с интерактивной доской – учащиеся показывают органы дыхания, называют их функции.

III  Изучение нового материала.

Итак, мы все хорошо осознаем важность нашей дыхательной системы. Но как обеспечить ее сохранность и работу в течение жизни?

Что мешает нам дышать?

Опыт – демонстрация вреда курения.

Слайд – легкие курильщика.

Вред, наносимый курением – сообщения учащихся.

  1. Ядовитые вещества в табачном дыме
  2. Кашель курильщика
  3. Пассивное курение
  4. Наказания для курильщиков

Итак, в том, что курение вредно для органов дыхания, мы убедились.

Но только ли курение мешает нам дышать?

Воздух загрязняется выхлопными газами автомашин, газами промышленных предприятий и другими веществами, отравляющими наш организм. Особенно загрязнен воздух больших городов. Но если соединение гемоглобина с углекислым газом (карбогемоглобин) носит нестойкий характер и в легких гемоглобин освобождается от углекислого газа, то при отравлении угарным газом образуется очень прочное соединение гемоглобина с этим газом - карбоксигемоглобин. Карбоксигемоглобин блокирует гемоглобин и выключает эритроциты из газообмена, что является смертельно опасным для человека

Ученые-гигиенисты многих стран работают над проблемой очистки воздуха городов от вредных примесей. Но больше всего воздух загрязняет пыль.

Пыль есть почти везде. Только в море, в 1000 - 1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там, в 1 мл воздуха до 5 тыс. частичек пыли. Ветер переносит ее на очень далекие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе - вулканическая пыль с островов Индонезии.

Пыль очень вредна для человека. Она травмирует мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли. Но пыль опасна для организма и по другим причинам.

Ведь в воздухе кроме вредных примесей есть много бактерий. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн. бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они "пассажиры" частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за чистый воздух - это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий в воздухе, а, следовательно, тем меньше их попадет к нам в дыхательные пути и легкие.

В комнатах пыли в 10-20 раз больше, чем на улице. Надо чаще проветривать помещение. Наружный воздух особенно чист ночью и рано утром. Проветривание уносит не только пыль, но и другие вредные примеси, например углекислый газ.

В классе, если помещение не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.

Гораздо меньше пыли бывает после поливки улиц, дворов, садов. Даже в большом городе днем, когда в воздухе очень много пыли, количество ее, а, следовательно, и бактерий после поливки уменьшается наполовину.

Очень оздоровляют воздух зеленые насаждения. В пробах воздуха, взятых в сквере и на улице, оказалось разное количество вредных примесей: в воздухе сквера их вдвое меньше, чем в воздухе улицы. Беречь деревья, кустарники и цветы нужно не только потому, что они украшают города и села, но и потому, что они сохраняют наше здоровье.

Прогулка на улицу, в сосновый парк.

IV  Закрепление изученного материала.

Давайте обобщим знания, которые мы сегодня получили. Представьте, что ваши будущие дети спросят вас – что нужно делать, чтобы сберечь свои органы дыхания. Что вы им посоветуете?

Запись в тетрадях.

V  Подведение итогов.

Тема сегодняшнего урока – Гигиена органов дыхания.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание –  п.28. стр. 143-164.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов                  дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Гигиена органов дыхания"

В презентации отражен план урока по теме "Гигиена органов дыхания". Урок организован с использованием учебника Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс", а также рабочей тетради с печатн...

гигиена органов дыхания. первая помощь при нарушении дыхания

научиться оказывать первую помощь при нарушении дыхательной системы...

Урок по биологии " Значение дыхания. Строение органов дыхания".

Конспект урока "Значение дыхания. Строение органов дыхания".Этот урок является первым в изучении раздела "Дыхательная система". Урок рассчитан на учащихся восьмых классов. На уроке учащиеся изучают ст...

Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"

Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"...

Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."

Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....