Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (8 класс) по теме:
    «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

    Родионов Владимир Иванович
    Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов
                      дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами  
                      дыхания.
     Задачи:  
               Образовательные:
                   а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении
                       органов дыхания и их функциях.
                    б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы                        
                        органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде 
                         и правилами дыхания.
     
                   Развивающие:
                      а)  сформировать гигиенические правила дыхания.
                      б)  активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к    предмету, за счёт использования новых технологий.
                       в) развивать навыки работы за ПК, самостоятельно находить нужную 
    информацию из интернета.
     
                    Воспитательные: 
                      а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.
                      б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным 
                           привычкам.
            
    Тип урока: комбинированный
     
         Оборудование:
                        Компьютер, проектор, экран, компьютерные презентации,
                        ультразвуковой ингалятор, обучающий диск, индивидуальная 
                        маска, снег, стеклянные сосуды.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_biologiya_8_klass.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

    Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов

                      дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами  

                      дыхания.

     Задачи:  

               Образовательные:

                   а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении

                       органов дыхания и их функциях.

                    б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы                        

                        органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде

                         и правилами дыхания.

                   Развивающие:

                      а)  сформировать гигиенические правила дыхания.

                      б)  активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к    предмету, за счёт использования новых технологий.

                       в) развивать навыки работы за ПК, самостоятельно находить нужную

    информацию из интернета.

                    Воспитательные:

                      а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.

                      б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным

                           привычкам.

           

    Тип урока: комбинированный

         Оборудование:

                        Компьютер, проектор, экран, компьютерные презентации,

                        ультразвуковой ингалятор, обучающий диск, индивидуальная

                        маска, снег, стеклянные сосуды.

             

    План-конспект урока по биологии в 8 классе

    на тему:

    Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

    Здравствуйте! Наш урок посвящён здоровью человека, а здоровье это не только здоровое тело, но и положительный психологический настрой. Давайте улыбнёмся и начнём наш урок. Садитесь.

      Тема нашего урока: болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

    Есть ли здесь для вас новые слова или словосочетания? (ответы детей)

    Давайте попробуем сформулировать цель нашего занятия (ответы детей)

    Молодцы!

    Мы с вами познакомимся с некоторыми возможными заболеваниями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, правилами здорового дыхания, укреплением органов дыхания.

    Но сначала давайте повторим пройденный материал. Несколько человек будут работать по карточкам (Марьяна, Дима, Оксана и Рома), Аня и Егор работают по тестам, Саша на тренажере.

     ( После обработки ответов учащихся задаются вопросы классу)

    - что называют дыханием?

    - что такое диафрагма?

    - чем регулируется процесс дыхания?

    Молодцы! Внесите в свои карточки контроля, полученные оценки, а кто отвечал с места ещё ставят «+»

      А теперь переходим к теме урока. Давайте ещё раз сформулируем цель нашего урока. С какими знаниями вы хотите уйти с урока?

    Обратите внимание на таблицу, что находится у вас на столах. Я подготовил для вас определения, но сами понятия не внес. Пожалуйста, в ходе урока, будьте внимательны и внесите недостающее в соответствующие колонки.

     Возбудители инфекций постоянно находятся в воздухе и попадают на слизистые оболочки дыхательных путей.

    Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым. (просмотр таблицы : болезни передающиеся воздушно – капельным путём)

    Однако далеко не всегда человек заболевает – этому препятствуют защитные силы организма. Бывает и так, что симптомы заболевания выражены незначительно и заболевшие не изолируются от окружающих, болезнь переносится «на ногах». Вирусная инфекция начинает очень быстро распространяться.

    - скажите, а какой вирус вызывает тревогу всего мира? ( ответ)

    Верно. Мы уже немного говорили об этом вирусе, а вот Аня приготовила нам презентацию о гриппе. (презентация)

    Спасибо, Аня.

    Давайте посмотрим, а как же на сегодняшний день обстоит дело с эпидемиологической ситуацией в нашей стране. ( в режиме on-line осуществляется выход в интернет на сайты о гриппе: www.grippunet.ru или др в этом мне поможет Егор.

    Важно помнить, предупреждён – значит защищён. Если существует вероятность заболеть и получить осложнение, нужно не пренебрегать элементарными правилами профилактики, о которых нам немного рассказала Аня. Во время болезни и эпидемии гриппа нужно пользоваться масками индивидуальной защиты. (показать маску). А вот японцы выпускают забавные маски, а ещё они пользуются традиционным японским точечным массажем ШИАЦУ.

    Давайте воспользуемся одним из таких упражнений.

    Но есть и ещё способы профилактики ОРЗ, ОРВИ. (просмотр видеоролика, а затем демонстрация ультразвукового ингалятора)

      Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 112. прочитайте отрывок текста, пользуясь алгоритмом составления плана по тексту. (работа в парах)

    - скажите, о каких ещё заболеваниях вы узнали? (ответы)

    - что важное для себя лично вы вынесли после прочтения материала учебника? (предполагаемый ответ: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика. Поэтому флюорографическое обследование  каждый должен проходить  хотя бы раз в год).

    (слайд)

    Вы со следующего года будите проходить флюорографическое обследование. Отнеситесь, пожалуйста, к этому серьёзно. (слайд (снимки))

    Посмотрите маленький ролик, демонстрирующий влияние курения на развитие раковой опухоли.

    А как же обстоят дела с курением у нас в школе? Об этом нам расскажет Оксана. - Девочки нашего класса провели соцопрос всех наших школьников с 1 по 10 класс (слайд)

    Как видите результаты печальны..

    Кроме диагностики заболеваний важно соблюдать определённые гигиенические правила

    (слайд и запись беседы с районным ЛОР врачом Кузнецовым Игорем Анатольевичем)

    (слайд)

    Физкультминутка.

    Для здоровья человека необходим свежий воздух. Каждый человек должен как можно больше бывать на свежем воздухе. Воздух городов часто загрязнён выхлопами автомобилей, отходами промышленных предприятий, содержит много пыли.

     Сейчас вы проделаете практическую работу «определение запылённости воздуха в зимнее время» .Для этого мы возьмём 3 образца снега: 1- свежий снег около школы;2- снег около просёлочной дороги и 3 снег , взятый с обочины дороги около Михайлова.

    Дети работают попарно. Делают выводы.

    Бороться с пылью - значит бороться с возбудителями болезней.

    Укрепление здоровья связано с повышением ЖЕЛ. А что  такое ЖЕЛ?

      Что бы ответить на этот вопрос откройте стр.114, прочитайте текст. Рассчитайте ЖЕЛ, которая должна быть у вас. Покажите дыхательные упражнения. Не забывайте о заполнении таблицы.

    Дети отвечают на вопросы, показывают упражнения.

    Давайте посмотрим, как вы усвоили тему урока и добились ли поставленной цели.

    Учащимся раздаются разноуровневые задания: кроссворд, тесты, задания с множественным выбором ответов и один учащийся отвечает на тренажере

    Молодцы! А теперь давайте проверим таблицу, занесём полученные результаты в лист самоконтроля и выставим итоговую оценку.

    Рефлексия.

    -Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

     – на чём (мальчики)  и с чем (девочки) вы уйдёте с нашего урока? (на «дорогу знаний» дети крепят свои «картинки». (у мальчиков картинки машин: запорожец, жигули и иномарка. У девочек: конфеты, коробки с конфетами и тортики)

    -проблемный вопрос к следующему уроку.

    - да, хорошо быть здоровым и заботиться о состоянии своего здоровья, выполнять все профилактические предписания, но жизнь диктует свои правила…

    Не так уж редко можно увидеть такую картину: где-нибудь у остановки или подъезда лежит человек. Никто к нему не подходит.  –«напьются…, а потом валяются» .Так думают большинство людей в нашем очерствевшем обществе.

    А ведь стоит только подойти к этому человеку, наклониться и пощупать пульс, и вы сразу сумеете отличить острую сердечную недостаточность от опьянения.

    Дыхание прерывистое, хриплое, а то и вовсе отсутствует, губы белые или синие, пульс отсутствует это признаки клинической смерти.

    Человека нужно срочно спасать. А как?

    -Хотите узнать?

    -но..об этом мы узнаем на следующем уроке.

    А сегодняшний урок окончен.

    Запишите Д/З №27, пополнить «копилку знаний» , (один учащийся,  по желанию, готовит презентацию о туберкулёзе). Все молодцы!

     ДО СВИДАНИЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Болезни органов дыхания.

    Презентация урока "Болезни органов дыхания". Биология 8 класс...

    "Болезни органов дыхания и их предупреждение" для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Цели: 1) обобщить полученные знания обучающихся с ОВЗ о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы д...

    гигиена органов дыхания. первая помощь при нарушении дыхания

    научиться оказывать первую помощь при нарушении дыхательной системы...

    Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их предупреждение. Биология 8 кл (Пасечник)

    Презентация. Работы Павлова И.П. по пищеварению, ЖКИ и их предупреждение....

    Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"

    Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"...

    Урок №4. "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация". Индивидуально-групповая методика.

    Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация"....

    Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."

    Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...