"Болезни органов дыхания и их предупреждение" для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Кузько Наталья Александровна

 

Цели: 1) обобщить полученные знания обучающихся с ОВЗ о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы дыхания;

2) коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления;

3) формирование привычки к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_9_klasse_specialnoy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:

«Болезни органов дыхания и их предупреждение».

Цели: 1) обобщить полученные знания обучающихся с ОВЗ о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы дыхания;

2) коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления;

3) формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: плакат «Расположение внутренних органов», торс человека, учебники, тетради, карточки-задания.

Ход урока.

I Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.

Итак, урок биологии. На столах у вас лежат учебники, тетради, ручки. Проверьте, всё ли в наличии.

Цель нашего сегодняшнего урока: обобщить полученные вами знания о системе органов дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания.

Все эти знания необходимы вам для того, чтобы уметь правильно заботиться о своём здоровье, постоянно формировать привычку к здоровому образу своей  жизни и тех, кто вас окружает.

А для того, чтобы мы могли плодотворно сегодня поработать, давайте выполним упражнение, которое способствует:

--повышению внимания;

-- улучшению слуха и речи;

-- активизации памяти.

«Думающая Шапочка».

II Актуализация опорных знаний.

  1. Каково значение дыхания для организма человека?

Дыхание осуществляется на протяжении всей жизни человека. Человек дышит, когда ест, спит, работает, отдыхает. При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Без кислорода человек гибнет сразу.

  1. Система органов дыхания.

Учитель перечисляет названия внутренних органов, из которых обучающиеся должны будут исключить те, какие не образуют систему органов дыхания.

Итак, носоглотка, трахея, сердце, носовая полость, лёгкие, гортань, печень.

  1. Система органов дыхания.

Открыли тетради, записали: число, словарь:

Далее обучающиеся выходят к плакату и торсу человека, отвечая на вопросы учителя, с помощью  указки показывают и записывают в словарь.

В ней воздух очищается, увлажняется и согревается. (носовая полость)

Она расположена в верхней части шеи и принимает участие в проведении голоса и голосообразовании. (гортань)

Эта трубка длиной 10-15 сантиметров, в которую воздух поступает из гортани. (трахея)

На какие участки делится нижняя часть трахеи? (бронхи)

Они расположены в грудной полости тела человека, их у человека 2. (лёгкие)

Что пропустили? (носоглотка)

Где она расположена? (показать на торсе и плакате) Что это за слово? (сложное, пояснить – межпредметная связь).

  1. Мы дышим атмосферным воздухом. Из смеси каких газов он состоит? (кислород, углекислый газ, азот, пары воды)
  2. Объясните, почему нужно дышать через нос? (Ответы обучающихся)
  3. Как осуществляются дыхательные движения?

Дыхательные движения (вдох и выдох) осуществляются автоматически под влиянием нервной системы. Органы дыхания и кровеносная система обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа.

  1. Работа с карточками-заданиями.

Физкультминутка.

Упражнение «Маятник».

Выйти из-за парт, скрестить ноги, верхняя часть туловища и руки свисают свободно. Начинаем раскачиваться совершенно свободно налево, потом направо, как маятник часов с кукушкой.

Сели за парты, нашли бугорки на лбу (позитивные точки), дотронемся до них указательными пальцами обеих рук, закроем глаза и слегка помассируем. Это позволяет нам снять стресс, напряжение, активизировать память. Положили руки на колени и сделали глубокий вдох-выдох—5 раз.

Приступили к работе.

III Объяснение новой темы.

  1. Открыли тетради, записали тему урока: Болезни органов дыхания и их предупреждение.
  2. Чтение текста параграфа, стр. 84.
  3. Пояснение учителем темы урока, приведение примеров.
  4. Работа в тетради.

Болезни органов дыхания: грипп, туберкулёз, коклюш, корь, бронхит.

Возбудители этих болезней заселяют слизистые оболочки дыхательных путей и при кашле, чихании, крике, разговоре распространяются по воздуху.

  1. Профилактика заболеваний:

-- соблюдать чистоту воздуха в помещениях;

-- личная гигиена при общении с больными;

-- закаливание организма;

-- не курить.

IV Обобщение. Что узнали на уроке.

  1. Как происходит заражение через воздух?
  2. Как предохранить себя от заражения при общении с больным человеком?
  3. Какое влияние оказывает курение на органы дыхания?
  4. Объясните, влияет ли табачный дым на некурящих людей?

V Итог. Дать положительную оценку каждому обучающемуся.

Оценки.

Домашнее задание—стр.84-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной...