Главные вкладки

    Использование краеведческого материала на уроках биологии
    статья по биологии (7 класс) по теме

    Исаева Наталья Васильевна

    Материал создан для обмена опытом по использованию на уроках биологии краеведческого компонента. В работе изложено значение знаний о природе родного края для формирования личности рученика, формы и приемы работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование краеведческого материала на уроках биологии.

    Преподавание предмета биологии в школе невозможно без ориентации на краеведческий компонент предмета.  Волгоградская область расположена в степной и полупустынной зоне, степная зона занимает 80 % территории области.

    Степь… С этим словом в нашем воображении возникает знакомая с детства картина степи, нарисованная Н. В. Гоголем в его повести «Тарас Бульба». Девственная, нетронутая плугом равнина. Зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов. Трава так высока, что скрывает всадников с головой, и только черные шапки казаков мелькают над нею...

    Или возникает представление о бескрайних просторах, о безбрежном море волнующегося седого ковыля:

    По всей степи — ковыль, по краям — все туман.

             Далеко-далеко от кургана курган...

    Не видать ни души. Тонет в золоте день,

    Пробежать по траве ветру сонному лень...

    Вот и  речка... не верь!  То под жгучим лучом

             Отливается тонкий ковыль серебром...

    На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!

    Необъятная  гладь!   Неоглядный простор!

    Так красиво о степи писал поэт И.С. Никитин.

    Целями своей преподавательской работы считаю  расширение представлений учащихся о флоре и фауне нашего региона, об изменении природно-климатических условий под влиянием деятельности человека, о состоянии природы Волгоградской области в современный период.

    На своих уроках я регулярно использую видеофрагменты из фильмов «Природные парки Волгоградской области», «Красная книга Волгоградской области». При изучении отрядов млекопитающих в 7 классе при упоминании об одичавших лошадях-мустангах в природном парке «Цимлянские пески» наблюдаю искреннее удивление ребят. Они интересуются уникальными животными Австралии, Южной Америки и не знают много удивительных видов животных своего края. Активизируя познавательный интерес к предмету, предлагаю ребятам подготовить презентации на тему «Животные Волгоградской области», где они делают для себя много открытий. Красивая золотисто-желтая птица иволга поет как флейта, но в минуты опасности ее звуки напоминают кошачий крик! Три месяца в году с конца мая по конец августа ловили осетров в Волге - так их было много! Водный клоп гладыш может нападать даже на мелких рыб! Такие открытия не только расширяют кругозор, но и заставляют ребят задуматься о судьбе родного края.

    В 6 классе на уроках биологии и краеведения ученики узнают об истории формирования природы нашей области, ее редких и охраняемых растениях. Были когда-то девственными поволжско – донские степи. В 1701 году в крае побывал путешественник Джон Перри. В это время степи были еще не распаханы. Вот какими они были по словам этого очевидца:

    «В полосе, находящейся между Камышинкой и Терками, климат отличный, почва плодородная, и сторона эта весьма приятна для жизни. Весною, как только сойдет снег  тюльпаны, розаны, ландыши, гвоздика и многие другие цветы и травы в большом разнообразии вырастают в поле, как в саду. Спаржа, лучшая, какую мне  случалось есть, растет так густо, что во многих местах можно было косить ее, простая луговая трава столь высока, что доходит по брюхо лошадям, миндалевые и вишневые деревья растут в большом количестве, но они редко бывают высоки и плоды на них некрупные. Осенью созревают разные хлебные зерна и овощи, которые при обработке земли могли бы быть весьма улучшены. В этих местах большое разнообразие птиц и всякой дичи, водятся также рыжие небольшие олени, лоси, волки, кабаны, дикие лошади и дикие овцы».

    Современный облик края сильно изменился. В настоящее время степи Волгоградской области неоднородны и делятся на разнотравно-типчаково-ковыльные и типчаково-ковыльные. Из растений для этих степей характерны ковыли Лессинга, тырса или ковыль-волосатик, ковыль перистый  и ковыль узколистный. К весенним растениям относятся мятлик луковичный, гусиные луки, тюльпаны Шренка и Биберштейна, птицемлечник Фишера. Мхи и лишайники сравнительно редки. К урокам биологии ребята готовят доклады, презентации, фотообзоры, подбирают видеофрагменты из сети Интенет о семействах и отдельных растениях, сравнивают волгоградские степи 18 и 20 веков, моделируют ситуации сохранения видов. Волгоградские степи все же еще достаточно богаты, если сопоставить их, например, с растительностью полупустыни. Видовая насыщенность достигает своего максимума в разнотравно-типчаково-ковыльных степях и, постепенно снижаясь к юго-востоку, падает в типчаково-ковыльных степях, особенно на границе их с полупустыней.

    Степной травы пучок сухой,

    Он и сухой благоухает!

    И разом степи предо мной

    Все  обаянье  воскрешает.

    (А. Н. Майков)

    Но он воскрешает и далекое прошлое наших степей. Степь – кормилица, степь – защитница! Сколько сказок и легенд сложено о степи!

    «Все это у нас было на Дону в незапамятные времена. В ту пору степи наши звались Диким полем. И вправду они были дикие: куда ни глянь, одни ковы-ли….(«Одолень-трава», Б.Лащилин).

    Много-много раз степи были ареной кровавых битв. С незапамятных времен на их просторы двигались из глубин Азии людские потоки. Скифы и сарматы, хазары и половцы,  полчища Чингисхана, Батыя и Тамерлана - все побывали на этих землях, пока победоносные русские рати не утвердили здесь власть Московского государства.

    Как стара наша Поволжско-Донская земля! Сотни поколений и миллионы человеческих жизней захоронила она и ревниво оберегает их покой. Только развалины древних поселений да курганы, да каменные бабы   напоминают нам о былой жизни. Сегодня на эти земли пришел новый человек, все большие и большие нагрузки оказывает его деятельность на природу Волгоградской области, как никогда остро встала проблема рационального хозяйствования и охраны природы: охрана почв от водной и ветровой эрозии, охрана атмосферы, охрана растительности, охрана животных.

    Использование на уроках биологии литературных произведений через эмоциональную окраску материала прививает учащимся любовь к родному краю, желание беречь и охранять его природные богатства. Знакомство с законодательными документами об охране природы Волгоградской области формирует чувства гражданственности и патриотизма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование краеведческого материала на уроках географии

    В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...

    «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

    Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

    Использование краеведческого материала на уроках географии

    Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

    «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

    Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

    Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

    обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...

    Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

    В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...

    Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

    Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...