методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

методическая разработка раздела образовательной программы по биологии для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab_uroka.docx35.03 КБ
Файл nukleinovye_kisloty.pptx477.58 КБ

Предварительный просмотр:

8. Разработка урока

Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы (базовый уровень, авторы: И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2009.

Базовый учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений,-М.: Дрофа, 2010. 

Психолого-педагогическая характеристика на 10 класс

              В классе  учатся 10 человек, из них все девочки. Большинство детей 1997 года рождения (8) и 1996 года рождения (2). За лето прибыла  ученица: Шабарова Юлия из с. Байково.  Остальные   учатся вместе 9 лет. Все  дети живут в полных семьях.    Родители занимаются воспитанием детей, интересуются их успехами в учебе.

              В классе отличников - нет; 8 хорошистов (Киселева Юля, Ковальчук  Олеся,  Шорохова Наташа,   Брежнева Оксана, Кувшинова Олеся, Шабарова Юля, Гаращенкова Алена, Федюнькина Валя).

             Ответственно к учёбе относится  Гаращенкова Алена, а остальные недостаточно готовятся к урокам, очень часто списывают друг у друга домашние задания, не уделяют должного внимания подготовке домашних заданий и поэтому активность на уроках снизилась за последний год. Больше всего времени тратят на подготовку домашних заданий по истории и обществознанию. Очень легко дается им география и информатика. Большие затруднения испытывают при изучении математики, физики и химии. Читать стали меньше, много уделяют времени интернету. Любят делать доклады по любым предметам, чтобы заработать оценку.

               У учеников обнаружились следующие типы мышления: теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.

               В классе есть одаренные дети. Шорохова Н. артистична, пишет сценарии для выступлений. Молявина Д. и Кувшинова О. очень хорошо рисуют и помогают в оформлении класса и общешкольных мероприятий, принимают участие в художественных конкурсах. Многие поют. Дети в классе активные, участвуют в школьных и районных спортивных мероприятиях.

              На уроках дети  хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Но не всегда умеют  выслушать внимательно друг друга: перебивают, желая рассказать другую историю или высказать  свое мнение.  Умеют взаимодействовать и  сотрудничать с педагогами и одноклассниками. Конфликтов среди учащихся  не было. Были мелкие ссоры, обиды, которые быстро разрешались. Вне школы девочки дружат группами.

             Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

             В классе существует актив. В него входят все учащиеся класса, т. е. каждый ребёнок имеет свое общественное поручение.

             Неформального лидера в классе нет, но есть учащиеся, которые пользуются наибольшем уважением  Ковальчук  Олеся,  Шорохова Наталья, Киселева Юля.

              Старостой класса является Шорохова Н. Классный руководитель Белова Лариса Васильевна - опытный педагог и мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом среди учащихся.

               Во время проведения уборки территории вокруг школы в целом проявляли добросовестность, не ленились браться за работу. В целом дети вели себя дисциплинированно.

              На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом и классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным.

              Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия на уроке и дома.

Тема урока: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты ( 5 урок в теме, 6 урок в разделе).

Название темы, место урока в ней: Раздел № 2 «Клетка» - 12 часов; Тема 2.2 «Химический состав клетки» - 5 часов.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.

Цель урока: изучить химический состав клетки – нуклеиновые кислоты.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ и принципе  комплементарности.

Развивающие: развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.

Воспитательные: создание внутренней заинтересованности у обучающихся к предмету, воспитание самостоятельной работы на уроке.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и  компьютера)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с модулями ОМС) на компьютере.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, нетбуки.

Ожидаемый результат:

В ходе урока обучающиеся должны

знать (понимать):

Основные понятия – ДНК, РНК, АТФ, нуклеотид, полинуклеотидная цепь, принцип комплементарности; строение и функции нуклеиновых кислот; вклад ученых в развитие биологии.

Уметь: решать биологические задачи; самостоятельно работать с ПК, персонально работать с образовательными модулями ОМС

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

время

1

Орг. момент

Приветствие, отмечаем отсутствующих

Дежурный сообщает фамилии отсутствующих и причину их отсутствия

2 мин

2

Постановка цели

Сообщает цель и задачи урока

Воспринимают информацию

2 мин

3

Актуализация знаний

Акцентирует внимание на основные понятия в ходе урока.

слушают

2 мин

4

Изучение нового материала

1,2,3 модуль направлен на ознакомление обучающихся со строением, свойствами, функциями ДНК, РНК и АТФ, открытие и изучение нуклеиновых кислот

Определяем ЗУН

Знакомство с информацией модуля ОМС -1:

  1. Нуклеиновые кислоты и их типы.
  2. Нуклеотиды
  3. Структура молекулы ДНК.
  4. ДНК в клетках животных и растений.

Знакомство с информацией модуля ОМС -2:

  1. Удвоение ДНК
  2. Функции ДНК
  3. История открытия нуклеиновых кислот и изучение структуры молекулы ДНК.

Знакомство с информацией модуля ОМС -3:

  1. Строение РНК
  2. Основные типы РНК и их функции
  3. Чем различается ДНК и РНК и что между ними общего?
  4. Дополнительная информация
  5. АТФ

Знакомятся с содержанием, конспектируют.

18 мин

5

Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся

Задает вопросы учащимся по изученному материалу:

  1. Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?
  2. Каковы строение и функции ДНК?
  3. Что такое принцип комплементарности?
  4. Какие виды РНК вы знаете?
  5. Какие функции они выполняют?

Отвечают на вопросы учителя

5 мин

6

Закрепление нового материала

4,5 модуль связан с практическими умениями, такими как построить полинуклеотид, упражнение на комплементарность, репликацию  и строение молекул ДНК, решение биологических задач, виды РНК и их функции,  сравнение ДНК и РНК

Определяет индивидуальные задания для учащихся, использующих для самостоятельной работы нетбуки.

Осуществляет контроль над  самостоятельной работой

Выполняют самостоятельную практическую  работу с модулями ОМС, используя ПК, самостоятельно проводит анализ и коррекцию допущенных ошибок, используя материалы учебника и конспекта.

12 мин

7

Подведение итогов

Сообщает результаты самостоятельной работы на уроке, выставляет отметки, комментируя их, Подводит итоги урока

Фиксируют выводы в тетради

4 мин

8

Определение домашнего задания

П. 2.6,  подготовится к тесту «Нуклеиновые кислоты»

Записывают в дневник домашнее задание

1 мин

Приложение к плану-конспекту урока «Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

5

1

Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 1 из 2. (детализированное представление)

Информационный

Текст, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/22444/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html

2

Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 2 из 2. (детализированное представление)

Информационный

Текст, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/22284/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html

3

Нуклеиновые кислоты (РНК). АТФ (детализированное представление)

Информационный

Текст, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/22520/nukleinovye-kisloty-rnk-atf-detalizirovannoe-predstavlenie.html

4

Практика. Нуклеиновые кислоты. ДНК (детализированное представление)

Практический

Текст, иллюстрации, практические задания

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

5

Практика. Нуклеиновые кислоты. РНК (детализированное представление)

Практический

Текст, иллюстрации, практические задания

http://fcior.edu.ru/card/22463/praktika-nukleinovye-kisloty-rnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

Самоанализ урока:

Урок биологии в 10 классе МБ ОУ Ужовская СОШ проводила учитель 1 квалификационной категории Чивкунова Елена Викторовна

 29 октября 2012 года.

Тема урока: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты  ( это  5 урок в теме 2.2 «Химический состав клетки»  и 6 урок в разделе № 2 «Клетка»).

Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.

Цель урока: изучить химический состав клетки – нуклеиновые кислоты.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ и принципе  комплементарности.

Развивающие: развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.

Воспитательные: создание внутренней заинтересованности у обучающихся к предмету, воспитание самостоятельной работы на уроке.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и  компьютера)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с модулями ОМС) на компьютере.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, нетбуки.

Структура урока включала следующие элементы:

  1. Орг. момент – 2 мин.
  2. Постановка цели урока – 2 мин.
  3. Актуализация знаний – 2 мин.
  4. Изучение нового материала – 18 мин.
  5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся – 5 мин.
  6. Закрепление нового материала – 12 мин.
  7. Подведение итогов урока – 4 мин.
  8. Определение домашнего задания – 1 мин. 

Организация урока:

•        учащиеся  были готовы к уроку.

         был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности   учителя   и   деятельности   учащихся   в соответствии   с поставленными задачами.

         Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при изложении нового  материала  использовались  современные электронные образовательные ресурсы, которые содержат теоретический материал в доступной для обучающихся форме, яркие  примеры,   факты которые отсутствуют в учебнике.   Задания    для самостоятельной работы с использованием ПК каждым обучающимся и электронным образовательным ресурсом позволили осуществить первичный контроль  за усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили интерактивный  характер, что способствовало более глубокому анализу учащимися пройденного материала.

Отбор учебного материала:

Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности изложения. Теоретические положения связывались с ранее изученным материалом в 9 классе. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.

Методы и приемы работы учителя на уроке:

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, и возможностями современной школы. Основными методами были репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и  компьютера).

Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась использованием современных технологий при изложении нового материала и использования  их в самостоятельной индивидуальной работе, где каждый обучающийся работал в своем темпе на своем ПК.

Общая оценка урока:

Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для обучающихся.  С классом установлены диалоговые формы общения, при которых обучающиеся свободно отвечали на вопросы учителя, практически все – 8 из 10 обучающихся справились с самостоятельной работой на 100%.  Урок был  завершен правильно. Итоги подведены. Отметки за работу на уроке выставлены.  Домашнее задание и инструктаж к его выполнению выдан.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел №2. «клетка» тема 2.2. «Химический состав клетки» Тема урока: «Нуклеиновые кислоты»

Слайд 2

Программа: среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы (базовый уровень, авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, 2009.

Слайд 3

Базовый учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл . общеобразовательных учреждений,-М.: Дрофа, 2010.

Слайд 4

Цель и задачи урока: изучить химический состав клетки – нуклеиновые кислоты . Обучающие : сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ и принципе комплементарности. Развивающие : развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. Воспитательные : создание внутренней заинтересованности у обучающихся к предмету , воспитание самостоятельной работы на уроке.

Слайд 5

Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.

Слайд 6

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный , рассказ с помощью компьютера с использованием ЭОР ), продуктивный (работа с текстом, самостоятельная индивидуальная работа с использованием ЭОР и компьютера) фронтальная , индивидуальная (практическая работа с модулями ОМС) на компьютере.

Слайд 7

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, нетбуки.

Слайд 8

Ожидаемый результат: Обучающиеся должны знать (понимать) Обучающиеся должны уметь Основные понятия – ДНК, РНК, АТФ, нуклеотид, полинуклеотидная цепь, принцип комплементарности ; строение и функции нуклеиновых кислот ; вклад ученых в развитие биологии. решать биологические задачи; самостоятельно работать с ПК , персонально работать с образовательными модулями ОМС.

Слайд 9

Структура и ход урока: Орг. момент Постановка целей урока Актуализация знаний Изучение нового материала: Название используемых ЭОР - 1,2,3 модуль направлен на ознакомление обучающихся со строением, свойствами, функциями ДНК, РНК и АТФ, открытие и изучение нуклеиновых кислот

Слайд 10

Изучение нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяем ЗУН Знакомство с информацией модуля ОМС -1: 1. Нуклеиновые кислоты и их типы. 2. Нуклеотиды 3. Структура молекулы ДНК. 4. ДНК в клетках животных и растений . Знакомятся с содержанием, конспектируют

Слайд 11

Изучение нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяем ЗУН: Знакомство с информацией модуля ОМС -2: 1. Удвоение ДНК 2. Функции ДНК 3. История открытия нуклеиновых кислот и изучение структуры молекулы ДНК. Знакомятся с содержанием, конспектируют

Слайд 12

Изучение нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяем ЗУН: Знакомство с информацией модуля ОМС -3: 1. Строение РНК 2. Основные типы РНК и их функции 3. Чем различается ДНК и РНК и что между ними общего? 4. Дополнительная информация 5. АТФ Знакомятся с содержанием, конспектируют

Слайд 13

Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Задает вопросы учащимся по изученному материалу: • Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете? • Каковы строение и функции ДНК? • Что такое принцип комплементарности? • Какие виды РНК вы знаете? • Какие функции они выполняют? Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 14

Закрепление нового материала: 4,5 модуль связан с практическими умениями, такими как построить полинуклеотид, упражнение на комплементарность, репликацию и строение молекул ДНК, решение биологических задач, виды РНК и их функции, сравнение ДНК и РНК

Слайд 15

Закрепление нового материала: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Определяет индивидуальные задания для учащихся, использующих для самостоятельной работы нетбуки. Осуществляет контроль над самостоятельной работой Выполняют самостоятельную практическую работу с модулями ОМС, используя ПК, самостоятельно проводит анализ и коррекцию допущенных ошибок, используя материалы учебника и конспекта.

Слайд 16

Подведение итогов: Деятельность учителя: Деятельность обучающихся: Сообщает результаты самостоятельной работы на уроке. Выставляет отметки, комментируя их. Подводит итоги урока. Фиксируют выводы в тетради

Слайд 17

Определение домашнего задания: П. 2.6, подготовится к тесту «Нуклеиновые кислоты» Записывают в дневник домашнее задание

Слайд 18

№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 2 3 4 5 1 Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 1 из 2. (детализированное представление) Информационный Текст, иллюстрации http://fcior.edu.ru/card/22444/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html 2 Нуклеиновые кислоты. ДНК. Часть 2 из 2. (детализированное представление) Информационный Текст, иллюстрации http://fcior.edu.ru/card/22284/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html 3 Нуклеиновые кислоты (РНК). АТФ (детализированное представление) Информационный Текст, иллюстрации http://fcior.edu.ru/card/22520/nukleinovye-kisloty-rnk-atf-detalizirovannoe-predstavlenie.html 4 Практика. Нуклеиновые кислоты. ДНК (детализированное представление) Практический Текст, иллюстрации, практические задания http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html 5 Практика. Нуклеиновые кислоты. РНК (детализированное представление) Практический Текст, иллюстрации, практические задания http://fcior.edu.ru/card/22463/praktika-nukleinovye-kisloty-rnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html Приложение к плану-конспекту урока « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты » ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...