"Отряды Грызуны, Зайцеобразные" по программе В.В. Пасечника
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Фёдорова Екатерина Николаевна

Конспект ,анализ и презентация урока на котором рассматриваются характерные особенности млекопитающих отрядов грызуны и зайцеобразные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayceobraznye_gryzuny.doc66 КБ
Office presentation icon otryady_gryzuny_zayceobraznye.ppt837.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе  «Отряды Грызуны, Зайцеобразные»

Тема: Отряды Грызуны, Зайцеобразные

Цель: Сформировать понятия об особенностях и многообразии грызунов и зайцеобразных

Задачи:         

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с биологическими особенностями грызунов;
  2.  изучить их многообразие;
  3.  показать значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  4. познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда;

Развивающие:

  1. Развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов;
  2. продолжить обучение умению наблюдать делать выводы об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания;
  3. развивать у учащихся познавательный интерес.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, научно-популярной литературой.

Тип урока:

  1. По содержанию – эколого-морфологический;
  2. По дидактической цели – комбинированный;
  3. По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

 Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.

 Наглядные: демонстрация рисунков, таблиц.

 Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Знаковые: таблицы иллюстрации из книг о животных.

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Мотивация деятельности учащихся
  4. Изучение нового материала
  1. Особенности животных отряда Грызуны
  2. Семейства беличьи, бобровые, мышиные (сообщения учащихся)
  3. Распространение грызунов
  4. Особенности животных отряда Зайцеобразные
  5. Семейство Пищуховые (сообщение учащегося)
  1. Общие выводы, заключение.
  2. Закрепление изученного материала (тест)

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний

Выполнение заданий в парах по определению родства:

(2б за правильный ответ. Рефлексия: Что получилось? Что не удалось?)

1. Крот Береза (родство на уровне империя жизнь)

2. Крот Амеба обыкновенная (царство животные)

3. Крот Майский жук (п/ц Многоклеточные)

4. Крот Ланцетник (Тип Хордовые)

5. Крот Ехидна (Класс Млекопитающие)

6. Крот Собака (Подкласс Плацентарные)

Рассмотрите систематику подкласса Плацентарные. (Слайд)

Фронтальный опрос.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Приведите примеры животных отряда рукокрылых.
  2. По какому признаку животных объединяют в отряд Рукокрылые?
  3. Какое приспособление позволяет летучим мышам не натыкаться на предметы в темноте?
  4. Почему летучих мышей нельзя назвать летучими ящерами или птицами?
  5. Какие признаки свойственны насекомоядным? Каких представителей отряда вы знаете?
  6. Почему выхухоль стала редким животным?
  7. Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы ни была голодна. Почему? (Кроты  и землеройки выделяют сильный невыносимый запах, который выделяют мускусные железы)

Работа с карточками (4 учащихся)

Выберите правильные утверждения

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями роющего тела на грудине развит киль.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – полуводный.
  7. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

III. Мотивация деятельности учащихся.

Слова В. Брауна “Накопление знаний подобно росту дерева”…, мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных – Грызунах и Зайцеобразных.

IV. Изучение нового материала

Грызуны — наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.

  1. Сейчас вам предстоит найти в учебнике рисунки с изображением грызунов, а в тексте учебника (с. 161)— общие признаки.

Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна (слайд). Определите, какие зубы у них отсутствуют.

Главные зубы грызунов — резцы непрерывно стираются, причем задняя сторона стачивается больше, чем передняя, так как передняя покрыта твердой эмалью, поэтому они бывают постоянно острыми. Резцы грызунов непрерывно растут. Если бобр или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.

  1. Чем питаются грызуны?

Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листьями, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу. А наших домашних грызунов — крыс и мышей — можно считать всеядными животными.

Имеют длинный кишечник, так как пища в основном растительная, трудноперевариваемая.

  1. Какие особенности размножения характерны для грызунов? (с. 165)

Многие грызуны живут парами, другие — семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества.

Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.

Отряд грызунов включает в себя около 30 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Заслушиваются сообщения учащихся, подготовившихся к данному занятию.

Подвести итог. Какие биологические особенности позволили грызунам широко распространиться на Земле, заселить разнообразные места обитания?

Область распространения грызунов охватывает почти все климатические зоны земного шара, простираясь от Чукотки и Аляски до Магелланова пролива; некоторые из них поднимаются в горы до высоты 6000 м.

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: неприхотливость, высокая интенсивность размножения, быстрая адаптация к новым условиям, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Отряд Зайцеобразные.

Каких животных относят к этому отряду? (кролики, зайцы, пищухи.)

Раньше зайцеобразных считали грызунами.

  1. Какие особенности строения зайцеобразных позволили выделить их в отдельный отряд? (с.168)

Для них характерно наличие в верхней челюсти 2 пары резцов, а не одна, как у грызунов. Совсем по-другому устроено небо. Характерно сильное развитие зарезцовых отверстий, в результате чего костное нёбо очень короткое. Но самое главное строение кишечника. В кишечном тракте зайцеобразных бактерии, помогающие им переваривать клетчатку, живут ниже части кишечника, способной к всасыванию питательных веществ. Поэтому для того чтобы полноценно усваивать пищу зайцеобразные вынуждены два раза пропускать пищу через кишечник, поедая свой кал (копрофагия).

Для зайцеобразных характерно явление копрофаги – поедания кала, вторичное переваривание. (Запись в тетрадь)

Кролики, в отличие от зайцев, - норные животные, рождают голых и слепых крольчат.

Заслушивание сообщения учащегося на тему «Пищухи»

V. Общие выводы, заключение.

  1. 1) Что нового и важного узнали для себя о грызунах и зайцеобразных?
  2. 2) Чему научились?
  3. 3) Какие выводы сделали?

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая сходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.

VI. Закрепление изученного материала        

1.Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:        

а) заяц;       б) хомяк;     в) мышь.

2.        У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:        

а)        они покрыты толстым и прочным слоем эмали;

б)        резцы не имеют корней и растут постоянно;

в)        от растительной пищи они не могут стачиваться.

3.        Сколько резцов у грызунов:

а) 2;        6)4;        в) 6.

4.        У грызунов отсутствуют:

а) резцы;     б) клыки;    в) коренные зубы.

5.        У грызунов очень длинный кишечник, так как они:

а) очень плодовиты;

б) питаются грубой растительной пищей;

в) питаются преимущественно насекомыми;

г) поедают червей.        

6.        К зайцеобразным относятся:

а) пищуха;   б) еж;    в) хомяк;   г) крыса.

VI. Домашнее задание. § 32, заполнить таблицу

Название отряда

Представители

Место обитания

Особенности строения

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 7 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

конспект урока по теме "Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)"

Урок №29  в разделе №2  « Многообразие животного мира современной планеты» курса биологии 7 класса (предметная линия учебников «Живая природа». 5 – 9 клас...

Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....

«Отряд грызунов. Декоративные крысы»

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого...