Конспект урока по биологии 9 класс "Расы. Несостоятельность расизма"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Усимова Ирина Борисовна

Урок имеет большое воспитательное значние, т.к. не только доказывает с биологической точки зрения единство человеческих рас, но и касается вопроса возникновения частых конфликтов между подростками в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Человеческие расы, их родство и происхождение. Несостоятельность расизма».

Эпиграф к уроку: “…народы, распри позабыв,
в великую семью соединятся…”

А.С. Пушкин

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Показать единство происхождения рас.
  2. Дать понятия: расы, расоведение, расизм.
  3. Доказать несостоятельность и антигуманность расизма.

Развивающая:

  1. Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой.
  2. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
  3. Закрепление навыков использования на уроке информационных технологий.

Воспитательная:

  1. Воспитание у учащихся толерантности.

Ход урока.

Приветствие учащихся.

Ребята, нам сегодня предстоит работать в едином, дружном коллективе. Я прошу вас подобрать слова, характеризующие те отношения, которые должны быть приняты в группе или коллективе для совместной работы или совместного сосуществования, хотя бы на те недолгие 45 минут нашего урока (взаимопонимание, умение слушать, взаимопомощь, поддержка). (Записываю на доске). Я хочу, чтобы эти слова сопровождали вас на протяжении всего урока.  

        Тема нашего сегодняшнего урока: Человеческие расы, их родство и происхождение. (Слайд 1).

Эпиграф сегодняшнего урока “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…” А.С. Пушкин (Слайд 2)

Вы, наверное, скажите, что уже изучали эту тему на истории, географии.

        - Что вы знаете о расах?

        Биология эта наука, которая может с научной точки зрения говорить о происхождении и единстве человеческих рас. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока будет доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас. Я прошу вас обратить внимание на то, что эта тема в нашем учебнике следует за темами о происхождение и стадиях развития человека.

        - Как вы думаете почему?

Действительно эти темы должны быть каким-то образом связаны. Поэтому давайте вспомним то, что нам может пригодиться для темы сегодняшнего урока. Ответьте на мои вопросы:

  1. Какие теории происхождения человека существуют? (Слайд 3).
  2. Какая из этих теорий наиболее доказана?
  3. Какие доказательства происхождения человека от животных существуют? (Слайд 4).

Доказательства происхождения человека от животных.

Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных;

Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных;

Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ;

Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;

Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;

Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.

  1. Каковы движущие силы антропогенеза? (Слайд 6)

        Движущими силами антропогенеза являются биологические и социальные факторы. На ранних этапах эволюции человека ведущими были естественный отбор, борьба за существование (внутривидовая). На стадии неоантропов они потеряли значение и заменились социальными. В результате, биологическая эволюция человека почти прекратилась. Человек в основных чертах уже не меняется, он лишь переделывает окружающую среду вокруг себя, а не приспосабливается к ней. Таким образом, человек практически перестал изменяться внешне.

- Чем отличаются расы друг от друга?

- Как вы думаете, как и почему возникли разные расы?

Однако древний человек был в этом отношении гораздо уязвимее нас: ему приходилось постоянно иметь дело с опасными хищниками, паразитами, болезнями, периодическими голодовками, жарой, а на севере и с холодом, от которого едва спасали огонь и меховая одежда. В первобытных обществах продолжали идти те же генетические процессы, что и в популяциях других животных. Внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности. Адаптивные свойства проявлялись наиболее ярко во внешнем облике по мере того, как человек расселялся по земному шару. Всё это привело к возникновению наследственных внутривидовых группировок, которые получили название рас.

Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, волос, формой головы). Находим определение в словаре

В настоящее время выделяют 3 основные расы, внутри каждой из них выделяют малые расы или подрасы. (Слайды 7,8,9,10, 11, 12,13)

 Расы человека 

Негроидная раса 

 Монголоидная раса 

 Европеоидная раса 

  1. темный цвет кожи
  2. курчавые, спирально закрученные волосы
  3. широкий и мало выступающий нос
  4. толстые губы
  1. смуглая или светлая кожа
  2. прямые и достаточно жесткие волосы
  3. уплощенная форма лица с заметными скулами и выступающими вперед губами
  4. узкая глазная щель
  5. сильное развитие складки верхнего века
  6. наличие эпикантуса, «монгольской складки»
  1. светлая или смуглая кожа
  2. прямые или волнистые мягкие волосы
  3. узкий выступающий нос
  4. светлый цвет глаз
  5. тонкие губы

Выделяют две крупные ветви – африканскую и австралийскую: негры Западной Африки, бушмены, пигмеи–негритосы, готтентоты, меланезийцы и аборигены Австралии

Коренное население Азии (за исключением Индии) и Америки (от северных эскимосов до индейцев Огненной Земли)

Население Европы, Кавказа, юго-западной Азии, севера Африки, Индии, а также в составе населения Америки

- Что же указывает на единство рас? (Слайд 14)

Единство происхождения рас вытекает из общих характерных признаков человека.  (Слайд 15) Это:

  1. 46 хромосом
  2. одинаковые группы крови
  3. строение стопы, руки  
  4. уровень развития мозга
  5. строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)
  6. один биологический вид (Homo sapiens).
  7. скрещивание и получение плодовитого потомства (метисы – европейцы + индейцы; мулаты – европейцы + негры; самбо – индейцы + негры).

Сами расы постепенно теряют характерный для них набор признаков. Это объясняется тем, что всё больше и больше людей как бы изолируются от внешней среды, переходя на жизнь в городах и благоустроенных посёлках.

А главное, между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился. Когда, по словам Пушкина “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”; все человечество через несколько сотен поколений сольётся в единую всепланетную расу.

Несмотря на очевидность единства происхождения рас, существуют люди, которые считают, что есть «высшие» и «низшие» расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Расизм - это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Находим определение в словаре.  (Слайд 16)        Существует несколько разновидностей расизма, краткие сообщения о которых подготовили ребята: фашизм, "Ку - клукс - клан", скинхеды, неофашисты, неонацисты.

Сообщения учащихся.

Фашизм (слайды 17,18)

Ку-клукс-клан (слайды 19, 20, 21,22,23)

Скинхеды (слайд 24)

(Слайд 25). Насколько же расистские предрассудки распространены в российском обществе, и почему? В какой-то мере ответить на этот вопрос можно на основе данных социологических опросов, оговорившись, однако, что последние подобные исследования проводились в 1999 году. Во-первых, предвзятое и негативное отношение к представителям других национальных групп содержится в ответах большинства респондентов (до 70-75 % опрошенных). Хуже всего россияне относятся к чеченцам и кавказцам вообще, за ними с большим отрывом идут цыгане, китайцы, прибалты. Открыто негативное отношение к чеченцам высказывали 50 % населения. При этом, к сожалению, мы располагаем только данными прошлогодних исследований. После террористических актов в Москве и Волгодонске и начала второй чеченской кампании эта цифра, конечно, еще увеличилась. Нетерпимость к цыганам декларируют 44 % опрошенных, к представителям прибалтийских народов и к выходцам с Дальнего Востока -20 % и 25 % соответственно. Относительно высокий уровень ксенофобии подписывается националистическими чувствами. Лозунг "Россия - для русских" поддерживает в среднем по России 21 % опрошенных, однако по этому вопросу существует большой разброс по регионам, до 30-40 % в наиболее "проблемных". А таковыми являются, помимо южных регионов России, как ни странно, обе столицы. Впрочем, более подробные опросы объясняют эту странность - расизм в Москве и Санкт - Петербурге во многом объясняется (как и на Западе) наплывом мигрантов и экономической конкуренцией. На простом и понятном языке это выражается лаконичным "понаехали тут всякие". Впрочем, достаточно распространены подобные настроения и в целом по стране. 40 % опрошенных россиян считают, что необходимо ввести жесткие ограничения на въезд в Россию лиц "нерусской" национальности, и только 7 % - что Россия должна быть открыта для всех. Интересно что, несмотря на высокий уровень нетерпимости в обществе, среднестатистический россиянин уверен, что "мы" к "ним" относимся лучше, чем "они" к "нам". По мнению 57 % респондентов, главные черты русского отношения к другим народам - дружелюбие и уважение. С "их" стороны картина в сознании большинства опрошенных обратная: 70 % считает, что "инородцы" относятся к русским предвзято и неприязненно.

- Что общего у всех этих течений расизма?

- Какие чувства лежат в основе расизма? (Агрессия)

Работа со словарем. В словаре Ожегова читаем:

“Агрессия” -

1) вторжение на территорию другого государства, нарушение суверенитета;

2) открытая неприязнь;

3) бытовое – нападение (неоправданное, несправедливое). Агрессивное поведение всегда сопровождается эмоциями. Агрессивное поведение есть и животных, но человек должен уметь управлять своими чувствами. Агрессивность – чувство очень коварное, которое достаточно легко вызвать, а побороть это чувство достаточно сложно.  

Рассмотрим некоторые ситуации для выяснения наличия у человека определенных пространственных зон (признака, очень четко проявляющегося у животных).

А) Учитель просит подойти к нему одного из учеников. Неожиданно берет его под руку. Идет с ним по классу. Ученик должен описать свои ощущения (предполагаемый ответ: неловкость, стеснение).

Б) Вдоль доски выставлены в ряд несколько стульев. На один из них садится учитель. На другой предлагает сесть одному из учащихся (наиболее вероятный вариант: ученик сядет как можно дальше от учителя).

В) Учитель предлагает вспомнить свои ощущения во время поездки в переполненном автобусе (предполагаемый ответ: дискомфорт, неловкость, желание поскорее выбраться из давки).

Оказывается, существуют пространственные потребности человека и размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы, независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или России. Ёе можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

Таблица - “ЗОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА У ЧЕЛОВЕКА”. (Слайд 26)

Интимная зона

Персональная зона

Социальная зона

Общественная зона

15-16 см

46 см – 1-2 м

1-2 м – 3-6 м

Свыше 3-6 м

Интимная зона (от 15 до 46 см).

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно её человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники. Вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает различные физиологические реакции: сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мышцам и мозгу, организм приходит в состояние “боевой готовности”. Например, грудной ребенок плачет, если его хочет взять на руки чужой человек.

Неловкость возникла в ситуации “А”, ситуации “В”.

  1. Персональная зона (от 46 см до 1-2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас. Когда мы находимся на вечеринках, официальных встречах (ситуация “Б”)
  2. Социальная зона (от 1-2 м до 3-6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, с которыми вынуждены общаться. Например, водопроводчик или плотник, пришедшие заняться ремонтом в наш дом, почтальон, новый служащий на работе. На таком же расстоянии мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.
  3. Общественная зона (более 3-6 м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

После футбольного матча толпа разбушевавшихся фанатов начала громить витрины магазинов и избивать случайных прохожих, попадающихся им на пути. Полиция разогнала толпу водоструйными насосами и слезоточивым газом. Через некоторое время порядок был восстановлен. Анализ: при увеличении скученности толпы личное пространство каждого человека становится меньше. Агрессивность и враждебность возрастает. Чтобы нормализовать ситуацию, нужно разредить толпу. В результате личное пространство каждого человека восстановится и агрессивность снизится.

Толпа скинхедов, избивающих иностранных граждан. Все чаще преступления носят агрессивно – демонстративный характер и совершаются при большом скоплении народа – на улицах, в электричках, метро.

- Может возникнуть вопрос, зачем я вам все это говорю?

Но ведь все чаще в СМИ, Интернете появляется информация о жестоких избиениях подростками друг друга, когда кто-то является участником драки, а кто-то «кинооператором». Редко, когда подобные драки происходят один на один. Чаще всего собирается толпа, которая своими криками, своим присутствием усиливает агрессию и враждебность дерущихся. Чем же это не расизм, когда человек (ваш ровесник) становится в классе, в компании изгоем по причинам социального положения, образа жизни, внешнего вида.

Вы уже взрослые люди и мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок заставил вас задуматься о том, как себя вести в той или иной ситуации.

А теперь давайте вернемся к словам, которые вы мне называли в начале урока. Мне бы хотелось, чтобы во взаимоотношениях с любым человеком вы руководствовались теми чувствами, которые эти слова означают. И еще мне бы хотелось дополнить ваш список, словом толерантность. Находим в словаре. 

Спасибо за урок (Слайд 27).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

конспект урока по биологии "Урок экологии"

Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...

Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"

Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...