Методическая разработка темы: Органы кровообращения"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Фаттахетдинова Эльвира Абдуловна

В данной методической разработке рассматривается тема "Органы кровообращения". Строение и функции органов кровообращения. Малый и большой круг кровообращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку661.87 КБ
Файл Конспект урока33.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органы кровообращения. Строение сердца. Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 Г.Москва

Слайд 2

Органы кровообращения Артерии Вены Капилляры Сердце Сосуды Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 3

Сосуды Артерии Вены Капилляры Артерии уносят кровь от сердца. Стенки толстые, прочные и упругие. Артерии состоят из четырех слоев: защитной фиброзной оболочки; среднего слоя, образованного гладкими мышцами и эластическими волокнами (у крупных артерий она самая толстая); тонкого слоя соединительной ткани и внутреннего клеточного слоя - эндотелия. . Кровь по венам течет к сердцу. Вены состоят из четырех слоев, также как и артерии. Стенки вен содержат мало мышечных и эластичных элементов. Они менее упруги, но более растяжимы, их внутренние стенки имеют карманоподобные клапаны, расположенные по направлению тока крови к сердцу. В капиллярах кровяные клетки выстраиваются в один ряд, отдав кислород и другие вещества и забирая двуокись углерода и другие, продукты обмена, т.е осуществляется обмен газов и веществ между кровью и тканями. стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток . Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 4

Вид спереди Вид сбоку Вид сзади Внешний вид сердца Сердце представляет собой биологический насос. Каждую минуту сердце перекачивает 6 л крови. Сердце весит 300 г. Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 5

Строение стенок сердца эпикард миокард перикардиальная полость перикард эндокард Внутренняя оболочка сердца Наружная оболочка сердца Мышечный средний слой сердца Тканевая оболочка, окружающая сердце Щелевидная полость, заполненная жидкостью, уменьшающая трение Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 6

Сердце Предсердия Желудочки правое левое правое левое Трехстворчатый Митральный Легочной артерии Аортальный Клапаны сердца Створчатые Клапаны сердца Полулунные Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 7

Строение сердца Легочная артерия Правое предсердие Трехстворчатый клапан Клапан легочного ствола Правый желудочек Аорта Левое предсердие Аортальный клапан Митральный клапан Левый желудочек Дан немой рисунок сердца. Определить камеры сердца и клапаны сердца, основные артерии Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 8

Внутреннее строение сердца Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 9

Клапаны сердца Створчатые клапаны, располагаются на границе предсердий и желудочков. В правой половине сердца находится трехстворчатый клапан, в левой - двустворчатый (митральный) Между желудочками и отходящими от них артериями тоже есть клапаны. Из-за своеобразной формы они называются полулунными . В правой половине сердца находится – клапан легочной артерии, в левой – аортальный клапан. Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва Почему кровь в сердце не смешивается? Движение крови в определенном направлении достигается наличием в сердце клапанов

Слайд 10

Круги кровообращения Малый круг Большой круг Правый желудочек →Клапан легочной артерии→ Легочная артерия→Легкие→Легочные вены→ Левое предсердие Левый желудочек →Аортальный клапан→ Аорта →Органы → Правое предсердие Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 11

Круги кровообращения Ток крови Малый круг Большой круг В каком отделе сердца начинается В правом желудочке В левом желудочке В каком отделе сердца заканчивается В левом предсердии В правом предсердии Капилляры В лёгких В голове, конечностях, органах тела Какая кровь движется по артериям Венозная Артериальная Какая кровь движется по венам Артериальная Венозная Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 12

Закрепление материала Для закрепления необходимо заполнить пропуски в тексте. «В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется ___________. Обеспечивает кровообращение полый мышечный орган - __________ . Кровь движется замкнуто по двум кругам кровообращения. Малый круг кровообращения – это путь крови от ________ желудочка через легкие в ________ предсердие. Большой круг кровообращения – это путь крови от _______ желудочка через органы в __________ предсердие. Кровь от сердца движется по ________, к сердцу движется по _______, газообмен и обмен питательных веществ между кровью и клетками происходит в __________». Ответы: кровообращение, сердце, правого, левое, левого, правое, артериям, венам, капиллярах. Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва

Слайд 13

При разработке презентации использовались: 1. Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин . Биология. Человек. 8 класс. 2. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека. 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ 4. http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sosud_serdce.html 5. http ://www.fiziolog.isu.ru/page_KSYS.htm Фаттахетдинова Э.А. ГБОУ СОШ № 489 г.Москва



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Органы кровообращения».

Цель урока: сформировать представление  о строении органов кровообращения.

Задачи:

Образовательные

Усвоение знаний о строении органов и функциях сердца, артерий, вен и капилляров, о стадиях движения крови  по большому и малому кругам  кровообращения.

Развивающие

Развитие умений сравнивать и обобщать полученные знания, делать выводы.

Воспитательные

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный

Программное обеспечение:

  1. Power  Point
  2. Microsoft Word

Учебник  Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.  Биология. Человек. 8 класс.

План урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учителя. Определение цели и задач урока. (1мин.)
  2. Проверка д/зд (10 мин.)
  3. Актуализация знаний, определение  темы урока.(5 мин.)
  4. Объяснение нового материала (23 мин.)
  5. Закрепление  нового материала  (5 мин.)
  6. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

Вопросы к фронтальному опросу по пройденной теме:

  1. Каков состав внутренней среды?
  2. Из чего состоит кровь?
  3. Перечислите функции крови?
  4. Каковы строение и функции эритроцитов?
  5. Каково строение и функции лейкоцитов?
  6. Как происходит свертывание крови?
  7. Что такое фагоцитоз?
  8. Что такое антитела?
  9. Какое явление называют иммунитетом?
  10. Какие бывают виды иммунитета?
  11. Какие бывают группы крови?

  1. Актуализация знаний

Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а, обнаружив, еще оспаривали их.

 Одна из таких истин — большой  и малый круги кровообращения в живых организмах — рождалась особенно мучительно и трудно.  Нелегкий путь прошла наука, прежде, чем были открыты круги кровообращения. И сегодня на уроке    вы  узнаете  путь  передвижения  крови  в  нашем  организме  по  кругам  кровообращения.

  1. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Вопрос к классу?

Какие органы входят в состав кровеносной системы животных? Какие функции они выполняют?

Вместе с учащимися составляем схему органы кровообращения.

Органы кровообращения

                                         Сосуды                                     Сердце              

                         Артерии     Вены    Капилляры

Слайд 3

Строение артерий, вен, капилляров.

Учащимся  предлагается  выполнить задание № 1:

Перед вами рисунки трех кровеносных сосудов.  Попробуйте по описанию  правильно определить  названия данных  сосудов. Результаты занесите в тетрадь.

1.Стенки    содержат  много  мышечных  клеток, они  очень  эластичны. Уносят кровь от сердца.

2. Стенки    содержат  мало  мышечных  и   эластичных  элементов. Они  менее  упруги, но  более  растяжимы, их  внутренние  стенки  имеют  карманоподобные  клапаны.

3. Стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток.

Учащиеся самостоятельно выбирают сосуды кровообращения, подходящие под описание.

Далее смотрим видеофрагмент: «Строение сосудов».

Далее продолжают заполнять схему:

Сосуды

    Артерии                                            Вены                                 Капилляры

Артерии уносят кровь от сердца.

 Артерии состоят из четырех слоев: защитной фиброзной оболочки; среднего слоя, образованного гладкими мышцами и эластическими волокнами (у крупных артерий она самая толстая); тонкого слоя соединительной ткани и внутреннего клеточного слоя - эндотелия.

.

Кровь по венам течет к сердцу.

Вены состоят из четырех слоев, также как и артерии.

Стенки  вен  содержат  мало  мышечных  и   эластичных  элементов. Они  менее  упруги, но  более  растяжимы, их  внутренние  стенки  имеют  карманоподобные  клапаны, расположенные  по  направлению  тока  крови  к  сердцу.

В капиллярах кровяные клетки выстраиваются в один ряд, отдав кислород и другие вещества и забирая двуокись углерода и другие, продукты обмена, т.е осуществляется обмен газов и веществ между кровью и тканями.

Стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток.

Вопрос к классу?

Почему  сосуды различаются по строению?

  1. В артериях кровь движется под большим давлением
  2. В венах кровь движется медленнее

Вопрос к классу?

Почему вены имеют клапаны?

Препятствуют обратному току крови.

Какое заболевание возникает при сидячем образе жизни? (варикоз) Как вы думаете почему?

Сообщение учащегося о варикозном расширении вен.

Слайд 4

Внешнее строение сердца

А теперь переходим к изучению строения главного органа кровеносной системы – сердцу.

Предварительно одному ученику дается задание приготовить сообщение о сердце.

Сообщение учащегося.

Сердце представляет собой биологический насос, благодаря работе которого кровь движется по замкнутой системе сосудов. Каждую минуту сердце перекачивает в кровеносную систему около 6 л крови, в сутки — свыше 8 тыс. л, в течение жизни (при средней продолжительности — 70 лет) — почти 175 млн. л крови.  Сердце весит около 300 г и по форме напоминает конус. Средние размеры сердца взрослого человека: длина около 12 - 13 см.

Обо что бьется сердце?

О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит?  Оказывается,  сердце во время сокращения желудочков совершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет свою форму — из эллипсоидного оно становится круглым, становясь очень плотным,  и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятого межреберного промежутка. 

 

 Слайд 5

Строение стенок сердца.

Рассмотрим строение стенок сердца. В тетрадь зарисовать  рисунок и  обозначить стенки сердца и перикард.

Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего - эндокарда, среднего - миокарда и наружного - эпикарда.

Эндокард выстилает изнутри поверхность камер сердца, он образован особым видом эпителиальной ткани - эндотелием. Миокард составляет основную массу стенки сердца.

Он образован поперечно- полосатой сердечной мышечной тканью, Эпикард - это особая серозная оболочка сердца, образованная соединительной и эпителиальной тканью.

Околосердечная сумка (Перикард)

Это своеобразный замкнутый мешок, в который заключено сердце. Сумка состоит из двух листков. Внутренний листок срастается по всей поверхности с эпикардом. Наружный листок как бы покрывает сверху внутренний листок. Между внутренним и наружным листком имеется щелевидная полость - перикардиальная полость), заполненная жидкостью. Сама сумка и жидкость, находящаяся в ней, выполняют защитную роль и уменьшают трение сердца при его работе. Сумка способствует фиксации сердца в определенном положении.

Слайд 5-7

Внутреннее строение сердца.

Сердце состоит из четырех камер: два предсердия и два желудочка. Желудочки имеют более толстые стенки, чем предсердия. Левый желудочек образован более толстыми мышечными волокнами, чем правый, так как он выполняет более сложную работу в большом круге кровообращения.

Кровь движется из предсердий в желудочки, из желудочков кровь выходит в сосуды тела, обратному току препятствуют клапаны сердца.

Учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями.

                                                      Сердце

           Предсердия                                                                             Желудочки

Правое            Левое                                                                   Правое               Левое

             Клапаны сердца                                                                     Клапаны сердца

                Створчатые                                                                            Полулунные

                                                                                     

Трехстворчатый      Митральный                                       Легочной артерии        Аортальный

Задание №2

Дан немой рисунок сердца попробовать  определить, где какие камера и клапаны  сердца находится?

После задания вместе с классом рассматриваем подробный рисунок строения сердца. Исправляем ошибки в задании № 2.

Уделяем внимание, что в правой  половине сердца течет венозная кровь, а в левой – артериальная.

Слайд 8

Почему кровь в сердце не смешивается?

Движение крови в определенном направлении достигается наличием в сердце клапанов.

Строение клапанов сердца.

Рассмотрим строение клапанов сердца.

Створчатые клапаны, располагаются на границе предсердий и желудочков. В правой половине сердца находится трехстворчатый клапан, в левой - двустворчатый (митральный). Створчатый клапан состоит из трех элементов: 1) створки, имеющей форму купола, и образованной плотной соединительной тканью, 2) сосочковой мышцы, 3) сухожильных нитей, натянутых между створкой и сосочковой мышцей. При сокращении желудочков створчатые клапаны закрывают просвет между предсердием и желудочком. Механизм работы этих клапанов следующий: при повышении давления в желудочках кровь устремляется в предсердия, поднимая створки клапанов, и они смыкаются, перерывая просвет между предсердием и желудочком; створки не выворачиваются в сторону предсердий, т.к. их удерживают сухожильные нити, натягивающиеся за счет сокращения сосочковой мышцы.

Между желудочками и отходящими от них артериями тоже есть клапаны.  Из-за своеобразной формы они называются полулунными. Каждый состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Каждая полулунная заслонка имеет форму тонкостенного кармашка, вход в который открыт в сторону сосуда. Когда кровь изгоняется из желудочков, полулунные клапаны прижаты к стенкам сосуда. Во время расслабления желудочков кровь устремляется в обратном направлении, наполняет "кармашки", они отходят от стенок сосуда и смыкаются, перекрывая просвет сосуда, не пропуская кровь в желудочки. В правой половине сердца находится – клапан легочной артерии, в левой – аортальный клапан.

Вопрос к классу: что произойдет, если клапаны будут неплотно смыкаться?

Звуки, возникающие при резком захлопывании клапанов, выслушиваются через стенку грудной клетки как тоны сердца - "тук-тук".

Вопрос к классу?

Какие особенности строения сердца позволяют ему выполнять большую работу не утомляясь?

1)околосердечная сумка выделяет жидкость, которая ослабляет силу трения;

2)стенки сердца имеют разную толщину, причем толщина стенок, там больше, где выполняется большая работа;

3) система клапанов обеспечивает движение крови в одном направлении, что так же облегчает работу сердца.

Вывод: Строение сердца тесно связано с выполняемой функцией, есть такие особенности строения сердца, которые облегчают его работу.

Круги кровообращения.

Учащиеся выполняют задание №3.

Даны рисунки кругов кровообращения. Определить, где малый  и большой круги кровообращения.

Зная строение сердца определить, где начинаются и заканчиваются малый и большой круги кровообращения. Результаты записывает в тетрадь.

Затем вместе проверяем данное задание.

Учащиеся смотрят видеофрагмент «Круги кровообращения». Исправляют ошибки, если они есть.

Слайд 9

Заполняем схему: «Круги кровообращения»

                                              Круги кровообращения

      Малый круг                                                                          Большой круг

Правый желудочек→Полулунные клапаны→Легочная артерия→Легкие→Легочные вены→Левое предсердие

Левый желудочек→Аортальный клапан→ Аорта →Органы →Ткани→Правое  предсердие

Слайд 10

Затем учащиеся заполняют таблицу:

Ток крови

Малый круг

Большой круг

В каком отделе сердца начинается

В правом желудочке

В левом желудочке

В каком отделе сердца заканчивается

В левом предсердии

В правом предсердии

Капилляры

В лёгких

В голове, конечностях, органах тела

Какая кровь движется по артериям

Венозная

Артериальная

Какая кровь движется по венам

Артериальная

Венозная

Закрепление материала:

Для закрепления необходимо заполнить пропуски в тексте.

«В  нашем  организме  кровь  непрерывно  движется  по  замкнутой  системе  сосудов  в  строго  определенном  направлении. Это  непрерывное  движение  крови  называется ___________. Обеспечивает  кровообращение  полый  мышечный  орган - __________ .

Кровь  движется  замкнуто  по  двум  кругам  кровообращения. Малый  круг  кровообращения – это  путь  крови  от  ________    желудочка  через  легкие  в  ________

предсердие. Большой  круг  кровообращения – это  путь  крови  от _______  желудочка  через  органы  в  __________  предсердие. Кровь  от  сердца  движется  по  ________, к  сердцу  движется  по  _______, газообмен  и  обмен  питательных  веществ  между  кровью  и  клетками  происходит  в  __________».

 

Ответы: кровообращение, сердце, правого, левое, левого, правое, артериям, венам, капиллярах.

 Ответы  записываются на доске. Учащиеся меняются своими работами и проверяют друг у друга. Оценки ставятся по желанию.

После подведения итогов  урока учащимся сообщается домашнее задание.

Учебник стр. 4-8

Конспект в тетради.

Список, используемой литературы:

  1. 1. Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.
  2. 2. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека.
  3. 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

           http://school-collection.edu.ru/

  1. 4. http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sosud_serdce.html
  2. 5. http://www.fiziolog.isu.ru/page_KSYS.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема урока : "Моя Школа. Present Progressive Tense"

Представляю свою разработку урока по английскому языку для 6 класса попо п попопо ппппааПМАССС...

Методическая разработка темы "Программирование на языке QBasic. Циклы."

Материал предназначен для изучения темы "Циклы" при программировании на языке QBasic в 7 классах.Содержание ТеорияЗадачи...

Презентации к урокам по теме "Пожар" и теме "Вредные привычки" .Методическая разработка темы.

Презентационный материал по темам Пожар и Вредные привычки....

Урок по теме "Органы кровообращения"

презентация к уроку биологии в 8 классе...

Методическая разработка урока "Органы кровеносной и лимфатической системы"

конспект урока и презентация по теме "Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения"...

Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"

Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием....

Методическая разработка Тема разработки: проведение занятия по спортивному ориентированию в заданном направлении в спортивном зале

Данная методическая разработка направлена на оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в проведении занятий по спортивному ориентированию в типовом спортивном школьном зале пр...