«Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме

Данилова Таисия Викторовна

Данная разработка урока  направлена на осознание обучающимися  ценности здорового и безопасного образа жизни не только для себя, но и для своих будущих детей,  ответственного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vliyanie_alkogolya.zip18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 54»

Открытый урок по биологии

«Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»

Подготовила: преподаватель биологии,

I квалификационной категории

Демина Таисия Викторовна

Калининск

2012-2013

Тема урока: Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека.

Задачи:

  1. сформировать знания об последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека
  1. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, навыки самостоятельной учебной работы (решение кроссвордов, опорных конспектов, взаимоконтроль, работа в парах;
  2. осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание учащихся.

Оборудование:

модель-аппликация“Размножение и развитие хордовых”, компьютеры локальной сети, презентация к уроку Приложение 1, Презентация “Дневник неродившегося ребенка”, учебник А.А. Каменский,Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Биология 9 класс, Панфилова Л.А. рабочая тетрадь часть I,интерактивная доска.

Вступительное слово учителя:

Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий,кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. 

А. Дистервег

I этап - Актуализация знаний.  

Задание 1

1. Что такое онтогенез? Кто впервые ввел термин “онтогенез”? (Онтогенез – процесс индивидуального развития организма Термин онтогенез был введен в 1866 году немецким биологом-эволюционистом   Э. Геккелем)

2. С какого момента начинается развитие любого организма на Земле?

3. В результате какого процесса одноклеточный организм превращается в многоклеточный?

Организуется работа с учебником,приложением 1(слайд 1).

Задание 2

Перечислите этапы онтогенеза. (Эмбриональный и постэмбриональный)

Что такое дробление?

Что такое бластула? Сравните зиготу и бластулу, выявите сходства и различия.

Организуется работа с учебником,приложением 1(слайды 2,3,4).

Задание 3

Найдите в тексте сведения о процессе образования гаструлы, используя слайд5,составьте короткое сообщение по теме: “Гаструляция у ланцетника”.

На какой стадии появляется экто- и энтодерма?

Задание 4

С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным?

Что такое зародышевые листки?

Прочитайте текст, дополняющий сведения учебника

Результаты работы оформите в рабочей тетради, используя слайд 6 и текст учебника.

Задание 5

Следующий этап – органогенез. В органогенезе можно выделить две фазы: нейруляция– образование комплекса осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка и мезодерма);построение остальных органов, приобретение различными участками тела типичной для них форма и черт внутренней организации. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой”.

Ответьте на вопросы:

На какой стороне гаструлы образуется нервная трубка? Зачатком какого органа она является?

Из какого зародышевого листка образуется нервная трубка?

Что образуется справа и слева от хорды?

Какие органы формируются из эктодермы, энтодермы и мезодермы?

Организуется работа с учебником, приложением 1 (слайды 6,7), в беседе обсуждаются результаты.

- Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых животных, в том числе и человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод человека, связанный с организмом матери через плаценту, находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды, состояния здоровья матери.

Учащиеся слушают сообщения “Дневник неродившегося ребенка” и работают со слайдом 8.

В беседе выявляют воздействие неблагоприятных факторов на эмбриональное развитие организма.

Задание 6

Прочитайте текст §3.4, пункт“Постэмбриональный период”.

Найдите и выпишите определение постэмбрионального развития.

Завершите составление схемы, впишите названия организмов, относящиеся к тому или иному типу развития.

Каково значение непрямого развития?

Организуется работа с учебником, приложением 1 (слайды 9,10).

Задание 7.

Дайте формулировки:

а) закону зародышевого сходства К.Бэра;

б) биогенетическому закону Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

2. В чем значение биогенетического закона?

Организуется работа с учебником, приложением 1(слайд 11).

И.Н.М.

Влияние никотина на развитие плода человека (сообщение уч-ся)

Влияние алкоголя на развитие плода человека (сообщение уч-ся)

Влияние наркотиков на развитие плода человека (сообщение уч-ся)

Физкультминутка

III этап - Рефлексия.

Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку, доказав единство происхождения живых организмов.

Решение кроссвордов

IV этап - Домашнее задание и дидактический потенциал

Содержание задания

Что развивается

Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, органогенез, эктодерма, энтодерма, мезодерма, постэмбриональное развитие. Приготовьтесь рассказать его на уроке.

Словесно-логическая память.

Монологическая речь.

Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод.

Составьте кроссворд по теме “Онтогенез”. Оформите работу на отдельном листе формата А4.

Мыслительные навыки.

Организационные навыки оформления работы.

Составьте тест для своих одноклассников из пяти вопросов по теме “Онтогенез и его этапы”.

Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ оформите работу на отдельном листе формата А4.

Навык смыслового чтения.

Мыслительные навыки.

Организационные навыки оформления работы.

Создать презентацию по теме “Размножение и индивидуальное развитие организмов”

Навыки преобразования информации.

Организационные навыки оформления работы.

Литература

1. Научно-методический журнал “Классный руководитель” №1, 1999.

2. Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии”:

  Методическое пособие для учителя. - М.: “5 за знания”, 2006.

3. Т.С. Сухова “Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии” - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.

4. Н.Ф. Бодрова Изучение курса “Основы общей биологии” в 9 классе. Поурочное планирование: Книга для учителя. – Воронеж: ВГПУ, 2003.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки биологии. Общая биология. 10 класс”.

Учебно-методический комплекс В.В. Пасечника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ

Открытый урок на тему: "Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ" Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»....

Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".

В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение ...

Методическая разработка группового занятия «О вредном воздействии наркотических веществ на организм человека»

Рост распространенности наркоманий продолжается среди подростков и взрослых людей, несмотря на все меры противодействия наркотизации, предпринимаемые в обществе.За молодежь идет борьба между представи...

презентация "Влияние лекарственных и наркотических веществ на эмбриональное развитие". 10 кл.

Презентация "Влияние лекарственных и наркотических веществ на эмбрионвльное развитие, является дополнительным материалом при изучении темы "Онтогенез" в 10 классе...

Классный час на тему "Влияние алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека"

Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания - это вредные привычки, от которых можно и нужно отказаться, но не каждый подросток, к сожалению, может это сделать. Многим не хватает сил, чтоб "бр...

Влияние алкоголя и наркотических веществ на здоровье подростка

Классный час посвящен профилактике вредных привычек.Цель:Расширить знания учащихся о вредном влиянии алкоголя, курения и наркомании на здоровье человека.Задачи:воспитывать чувство ответственности за с...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...