Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ
классный час по экологии (8 класс) по теме

Судакова Елена Владимировна

Открытый урок на тему: "Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ"

 

Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». На здоровье человека оказывает его образ жизни – способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Здоровый образ жизни – это поведение, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. По ВОЗ наше здоровье зависит 50% от образа жизни, 17-20% - от социальных, природных условий и наследственности, 8-9% от органов здравоохранения. (Примеры навыков и привычек, помогающих сохранить и приумножить здоровье). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

12.11.2011 8 «В» Открытый урок по экологии

Учитель экологии Котова Е. В.

Урок №7 Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Цель урока – систематизировать знания о вредных привычках, пагубных пристрастиях: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ; привлечь внимание ребят к одной из самых острых проблем общества, показать, что это зло может коснуться и их, научить как можно ему противостоять.

Задачи урока:

  1. повторить понятие «здоровье», составляющие здорового образа жизни;
  2. классифицировать вредные привычки;
  3. выявить как вредные привычки влияют на психическое и физическое здоровье..

Методические рекомендации

 I.Актуализация знаний учащихся об здоровом образе жизни и отказе от вредных привычек.

II. Изучение нового материала.

1.Вспомниете что такое Здоровье?

Здоровье по ВОЗ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Соответственно различают физическое, психическое, социальное здоровье. Физическое здоровье – это состояние органов, систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – это состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». На здоровье человека оказывает его образ жизни – способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Здоровый образ жизни – это поведение, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. По ВОЗ наше здоровье зависит 50% от образа жизни, 17-20% - от социальных, природных условий и наследственности, 8-9% от органов здравоохранения. (Примеры навыков и привычек, помогающих сохранить и приумножить здоровье).

Что входит в понятие здоровый образ жизни? 1) Режим дня - рациональное распределение физической активности человека; 2) сбалансированное питание (концентрация пищи); 3) полноценный сон; 4) двигательная активность (гиподинамия – недостаточность двигательной активности человека); 5) общение с природой (Гиппократ говорил «Природа лечит, а врач помогает»); 6) отказ от вредных привычек.

  1. Любые факторы, нарушающие благополучие, может опасными и губительными для здоровья. Одним из таких факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, являются вредные привычки.

Вредными привычками называют привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность (это например, использование нецензурных выражений, неряшество, культура поведения).

Опасение вызывает тот факт, что вредные привычки встречаются настолько часто, что представляют собой большое социальное зло. Давно установлено, что формируются такие привычки в детском и подростковом возрасте. Как подтверждение тому на улице всё чаще можно встретить подростка с сигаретой. Благодаря рекламе на ТВ ребята верят, что пить пиво – это «круто» и даже полезно. Попробовать наркотики становится всё проще. А всё больше актуальность приобретают Интернет зависимость и зависимость от мобильных телефонов. Как можно всё это остановить?

Каждый подросток вправе сделать свой выбор сам и сформировать своё отношение к привычкам вредным, но, к сожалению, пока ещё модным, но только после того, как он узнает: для того чтобы показаться «крутым парнем» или «клеевой девчонкой», он часто рискует самым дорогим, что у него есть, - своим здоровьем. На плечи взрослых, и в первую очередь родителей и педагогов, ложится задача – помочь найти правильную дорогу, раскрыть подростку глаза на правду о том, как влияют на организм вещества, содержащие в себе пиво или сигарету. Именно на достижение этой цели и направлен наш урок. В течение урока Вы узнаете о последствиях вредных привычек и болезней, к которым они приводят: алкоголизм, наркомания, заболевания органов дыхания, гиподинамия и др.  

Вредные привычки можно подразделить на:

        ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Болезненные пристрастия

Излучение сотового телефона влияют на здоровье, но в разной степени. Радиоизлучения способны изменить структуру белка, вызвать сбои работы сердца и временно и незначительно повышать артериальное давление, вызвать головокружение и сонливость, но в то же время могут повысить интеллектуальные способности у человека.

Пагубные пристрастия имеют черты, которые нет у других привычек:

- разрушительны для здоровья;

- подчинение действий человека;

- наркотический эффект (отрицательное действие на центральную нервную систему человека – нарушение механизмов формирования эмоций, воли, потребностей);

- зависимость от наркотических веществ.

Термин «наркотик» от гр. «narkoo» - оцепенеть, сделаться нечувствительным. По химическому составу – это азотосодержащие основания природного происхождения.

Наркотический эффект проявляется в одурманивание, опьянение, эйфория.

Эйфория – субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, улучшении настроения, в ощущении своей значимости, порой, неограниченности возможностей (приятная оглушенность, расслабленность, удовлетворенность, безмятежность и благополучие). Будучи субъективно приятной, эйфория объективно вредное состояние (состояние отрешённости от мира, отключение от реальности). Эйфория – состояние обмана психики с помощью использования химических средств незаконным путём.

Наркотическим эффектом обладают: типичные наркотики (опиум, гашиш, кокаин), но также этиловый (винный) спирт и никотин.

Все вещества, вызывающие наркотический эффект, получили название наркогенных веществ. Эти вещества делятся на три группы:

  1. Наркотики, использование которых без медицинских показаний запрещено законом (кокаин, опиум и др.);
  2. Алкоголь и никотин (довольно широко вошли в быт);
  3. Токсические вещества, способные вызывать наркотический эффект  (органические растворители, бензин, клей, некоторые лекарства).

Зависимость происходит в несколько этапов:

  1. Защитная реакция организма на наркогенные вещества (отравление – отравление, тошнота, головокружение, головная боль); при повторном употреблении возникает эйфория;
  2. Эйфория становится потребностью (психическая зависимость);
  3. Физическая зависимость (абстинентный сидром – недомогание, боли в различных частях тела, головная боль, озноб, дрожание конечностей).
  4.  Увеличение дозы, приводящей к истощению психических и физических функций.
  1. Разрешённые наркотики – табак, алкоголь, кофе.
  2. Запрещённые наркотики – амфетамины, кокаин, барбитураты и транквелизаторы (снотворные и успокоительные), опиаты (его компоненты кодеин, морфин (героин)- болеутоляющие), галлюциногены и психоделитики, марихуана и гашиш (переработка конопли).  

Немного из истории:

С веществами, которые называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние Египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль. Бедуины, отправляясь в дальнейший путь запасались – бангом – смолой, известной под названием марихуана и гашиш. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни. Шахтёры получали часть жалования не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, который жевали и курили. Это помогало им восстановить силы и хоть немного забыться после каждодневной работы под землёй. Вообще нет такого народа который не употреблял бы наркотики. Люди каждый день употребляют чай, кофе, кока-колу, в организм попадает кофеин (кстати, раньше в кока-колу добавляли кокаин), с плиткой шоколада – теобромин, с кефиром – этиловый спирт, с табачным дымом никотин. Но в данных продуктах наркотических веществ мало поэтому на организм они оказывают лишь бодрящее, тонизирующее действие.

Пристрастие к курению табака

Развивается быстро. Нарушение здоровья курящего и тех, кто его окружает. Глубоких изменений личности, её деградации не происходит. Никотин вредит нервной системе. Никотин вызывает слюноотделение, рвота, сужение зрачков. Никотин стимулирует выработку адреналина надпочечниками, что приводит к повышению кровяного давления. Вредит сердечно-сосудистой, дыхательной системам. Инфаркт миокарда у курящих возникает в 12-13 раз чаще, чем у некурящих. И ещё 30 веществ вызывают злокачественную опухоль.

Немного из истории:

Курение табака зародилась очень давно. В древних китайских источниках имеются изображения курительных трубок. При раскопках на Кипре найдена курительная трубка  трехтысячелетней давности. В Европу табак был завезён из Америки. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о. Гаити). Матросы Христофора Колумба, высадившись на Сан-Сельвадоре (Багамские острова), увидели, как курят индейцы, и сами постепенно стали привыкать к курению. В средние века люди считали, что курить полезно. Так в Англии, в Итоне, во время чумы 1603 г. всех школьников в целях профилактики заболевания заставляли курить табак каждое утро. Сейчас доподлинно известно, что табачный дым содержит от 800 до 2000 различных химических соединений. С. Саймонс подсчитал, что «курильщики Швеции, выкуривая по одной сигарете, вдыхают вместе с дымом…108 тонн гудрона, этого достаточно чтобы покрыть асфальтом 800 метров шоссе».

Употребление алкоголя

Может привести к хроническому заболеванию – алкоголизму. В отличие от табакокурения алкоголизм вызывает деградацию личности. Алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике. Последствия алкоголя: процесс торможения, развязанность, самонадеянность, рискованность. Систематическое употребление приводит к воспалению печени (гепатит), сморщивание и деформация печени – церроз. Очень чувствительны половые клетки – яйцеклетки и сперматозоиды.

Типичные наркотики

Пристрастие к ним развивается особенно быстро. Они ведут к деградации личности и полному истощению организма. Амфетамины (экстази) – повышают работоспособность.

Игра:

Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы разобраться, что такое вредная привычка, как у человека появляются такие привычки. Но есть ещё одна цель, ради которой мы здесь. Сегодня мы будем учиться слушать и слышать друг друга. Вполне возможно, что после сегодняшней игры кто-то из вас примет решение на всю жизнь, и если это произойдёт, то мы будем гордится тем, что помогли человеку разобраться в себе.

Посмотрите внимательно вокруг. Вы видите на стенах таблички. Правила игры очень просты. После того как я задам вопрос, вы перемещаетесь к той стене, которая содержит правильный, на ваш взгляд, ответ на поставленный вопрос. Вы должны прокомментировать свой ответ, но после того как к вам в руки попадёт мяч. Я надеюсь, что все остальные будут внимательно слушать своих товарищей и не перебивать их. Запомним, что право говорить имеет только человек с мячом.

Готовы? слушаем вопросы:

  1. Правда ли, что табак наносит вред только тому человеку, кто курит?
  2. Друг Вам говорит: «Ты слабак, потому что боишься со мной покурить!». Вы станете с ним курить, чтобы не выглядеть слабаком.
  3. С Вами не случится ничего страшного, если вы один раз попробуете наркотики.
  4. Можно ли бросить курить?
  5. Вы считаете, что можете пить пиво, в этом ничего страшного.
  6. Человек должен попробовать в своей жизни всё.
  7. Если подросток может, не скрывая, курить, пить спиртные напитки, то его уж точно не назовёшь «маменькиным сыночком».
  8. Если бы Ваш друг отказался с вами покурить, вы могли бы из-за этого поссориться?

Ну что же, спасибо Вам ребята за откровенные ответы, но, может быть, не всем попал в руки мяч и кто-то ещё хочет высказать своё мнение? Мы помним, что перебивать друг друга нельзя, но возразить, после того как речь окончена, вы имеете право. Желаю вам крепкого здоровья и полезных привычек.

III. Закрепление знаний о вредных привычках, пагубных пристрастиях, которые являются губительными для здоровья, сокращают продолжительность жизни, могут стать причиной трагедии.

     Домашнее задание: изучить § 8, эссе..

         Эссе:

  1. Пить или не пить;
  2. На краю бездны;
  3. Правда о пиве;
  4. Здоровый образ жизни – это модно;
  5. Гиподинамия;
  6. Спорт – это здоровье, здоровье – это жизнь;
  7. Здоровое питание – залог здоровья;
  8. Смерть на кончике иглы;
  9. Взаимоотношения полов.

АНКЕТА

  1. Что такое наркомания:

а) болезнь;

б) вредная привычка;

в) преступление.

2. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?________________________________

4. Как ты относишься к наркоманам:

а) ненавидишь;

б) равнодушен;

в) жалеешь.

5. Приведите самый сильный, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от наркотиков.

Болезненные пристрастия

  1. Интернет;
  2. Мобильный телефон;
  3. Кофе;
  4. Энергетики.

Пагубные пристрастия

  1. Алкоголь;
  2. Курение;
  3. Наркотики;
  4. Энергетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»

Данная разработка урока  направлена на осознание обучающимися  ценности здорового и безопасного образа жизни не только для себя, но и для своих будущих детей,  ответственного поведения....

Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".

В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение ...

Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков

laquo;Три ступени: курение, наркозависимость, алкогольведущие вниз» «Единственная красота,Которую я знаю, - это здоровье»Генрих Гейне. Цель: пропаганда здорового образа жи...

Материалы для родителей по профилактике употребления психоактивных и наркотических веществ подростками

Памятка педагогу и родителям:1) Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ подростками.2) Действия при обнаружении наркотических и других сильнодействующих веществ3) Дейс...

Влияние алкоголя и наркотических веществ на здоровье подростка

Классный час посвящен профилактике вредных привычек.Цель:Расширить знания учащихся о вредном влиянии алкоголя, курения и наркомании на здоровье человека.Задачи:воспитывать чувство ответственности за с...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...