Урок "Нарушение осанки и плоскостопие"
материал по биологии (8 класс) по теме

Зарудняя Татьяна Владимировна

урок с презентацией помогает учащимся лучше усвоить данную тему.

урок изучаемый в разделе «Опорно – двигательная система»  где в ходе изучения новой темы не только учитываются все требования здоровьесберегающих технологий, но и сам учебный материал - источник знаний по сохранению здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье – это здорово ! Тема урока: Нарушение осанки и плоскостопие. Цель : ознакомление учащихся с видами искривления позвоночника плоскостопием и их профилактикой . Задачи: 1.выявить причины нарушения осанки, плоскостопия, 2.показать , каким способом можно выявить эти нарушения и как можно их скорректировать, 3.разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки для здоровья Оборудование : скелет человека, таблица и электронное пособие по теме «Нарушение осанки, плоскостопие»,презентация.

Слайд 2

О санка - привычное положение тела А. ( правильная осанка); - плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот поднянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. -обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка ..) Б. ( неправильная осанка); - делает фигуру некрасивой, нарушает работу внутренних органов, делает невозможным выбор некоторых профессий)

Слайд 3

Причины нарушения осанки учащегося. Сутулится сидя за партой Держит одно плечо выше другого Постоянно носит в одной руке тяжести (портфель, поэтому рекомендуют ранец для равномерного распределения тяжести на оба плеча) Неполноценное питание(недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов) Неправильная поза осанки за компьютером

Слайд 4

Как самим определить наличие искривления позвоночника ? Примите привычную позу осанки (встаньте и расслабьтесь). Прежде всего вы должны обратить внимание на следующие основные признаки искривления позвоночника: - одно плечо выше другого - одна из лопаток пошла вразлет (выпирает угол лопатки) - различное расстояние от прижатой к боку руки до талии - при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков – идите к врачу ортопеду. Для коррекции осанки назначают индивидуальный комплекс физических упражнений. Со временем нарушение осанки может прогрессировать в с колиотическую б олезнь, т.е . произойдет искривление позвоночника.

Слайд 5

Виды искривления позвоночника . Сколиоз – искривление позвоночника в боковую сторону Лордоз – искривление позвоночника вперед Кифоз – искривление позвоночника назад

Слайд 6

Влияние искривления позвоночника на другие системы орг анизма - Любое нефизиологическое искривление позвоночника приводит к нарушению работы внутренних органов и как следствие, к разнообразным заболеваниям. - При искривлении позвоночника пережимаются спинномозговые корешки, что нарушает управление работой внутренних органов нервной системой. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов Уменьшают объем плевральных полостей Нарушают механику дыхания, что, в свою очередь: ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, изменяет характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения

Слайд 7

Предупреждение искривлений позвоночника Сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, а предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парты. При сидении человек должен занимать весь стул Расстояние от глаз до рабочего места - 30-35 см Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем. Следить за осанкой Систематически заниматься физической культурой, спортом

Слайд 8

Лечение искривлений позвоночника Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении искривления позвоночника включает: Лечебную гимнастику упражнения в воде массаж коррекцию положением элементы спорта

Слайд 9

Плоскостопие – дефект развития опорно-двигательной системы. 1 .Признаки плоскостопия: - уплощение свода стопы(форма стопы меняется, становится плоской) -перенапряжение мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, -изменение походки 2. Причины плоскостопия: -большие нагрузки, - тесная, неудобная обувь, - туфли на каблуках, - стоячая работа, - долгая ходьба

Слайд 10

Профилактика развития плоскостопия. - носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на невысоком каблуке. - следить за правильностью походки - полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми

Слайд 11

Вывод. Правильная осанка – залог здоровья человека. Для профилактики искривлений позвоночника надо вести подвижный образ жизни, правильно питаться , следить за осанкой и положением, в котором вы проводите большую часть времени. Для этого уделите внимание своему рабочему месту. Все должно быть расположено так, чтобы вам не приходилось долго находиться в «скрученном» положении, а также для нормального функционирования организма проводить мероприятия по профилактике плоскостопия .



Предварительный просмотр:

                                         

Здоровье – это здорово!

Тема: «Организация и реализация здоровьесберегающих принципов

образовательного пространства урока».

Актуальность.

     В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений  межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

   Для достижения этой цели большую роль играет предмет "биология", преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

   Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. Поэтому  на конкурс представлен урок изучаемый в разделе «Опорно – двигательная система»  где в ходе изучения новой темы не только учитываются все требования здоровьесберегающих технологий, но и сам учебный материал - источник знаний по сохранению здоровья.

  Цель: раскрытие опыта проведения урока по изучению темы «Нарушение осанки и плоскостопие», осуществление связи теории с практикой на уроках, привлечение внимания педагогов к использованию на уроках методов которые позволяют вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия, что снижает стрессогенные факторы у детей с разным темпераментом.

2                                                                                

Тема урока:        « Нарушение осанки и плоскостопие».

Цель: ознакомление учащихся  с    видами         искривления                           позвоночника, плоскостопием и их профилактикой (Слайд 1)

Задачи:

  1. выявить причины нарушения осанки, плоскостопия
  2. показать, каким способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать
  3. разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки для здоровья

Оборудование: скелет человека, таблица и электронное пособие по теме:

                               «Нарушение осанки, плоскостопие», презентация.

Методы: беседа, рассказ, практическая работа, использование презентации.

Ход урока.

   Уделяю большое внимание обстановке и гигиеническим условиям кабинета; перед уроком обязательно проветриваю кабинет, слежу за освещенностью класса и доски. Большое внимание уделяю интерьеру кабинета так как это является фактором влияния на психику учащихся

1.Проверка знаний по теме: «Скелет, работа мышц».

А)   Работа по карточкам

Карточка 1       Найдите соответствие между костями и типом их соединения

1)Позвонки в позвоночнике                                          А) Неподвижное

2)Ребра и грудина                                                            Б) Полуподвижное

3)Верхнечелюстные   и скуловые кости                     Г) Подвижное

4)Тазовые кости и крестец

5)Фаланги пальцев

6)Лобная и теменная кости

1

2

 3

4

5

6

Карточка 2                                             Заполните пропуски.

Кость растет в толщину за счет------------------

Губчатое вещество кости заполняет-------------------

В ячейках губчатого вещества находится---------------------в котором образуются------------

В центральной части кости находится-----------------,которую заполняет -----------------------

Он содержит запас ---------------------------------------

Кость прочна так как содержит твердое-----------,и эластичное -------------------

3

Б.(Беседа по вопросам)

  1. Какие группы мышц выделяют в организме?
  2. Чем обусловлена согласованная деятельность мышц сгибателей и разгибателей?
  3. Что является причиной сокращения мышц в организме?
  4. Любое мышечное сокращение связано с расходованием энергии организмом. – Что является источником энергии при работе мышц?

(При распаде и окислении органических соединений в мышечных волокнах освобождается энергия , которая расходуется на работу мышц).

  1. Назовите специфические признаки в строении скелета человека, отличающие его от скелета млекопитающих животных связанные с прямохождением.
  1. Череп – череп прикрепляется к позвоночнику близко от точки равновесия
  2. Скелет   туловища       - S образная изогнутость позвоночника; грудная клетка  сплющена в спинно-брюшном направлении
  1. Пояса конечностей – тазовый пояс расширен, на него опираются органы брюшной полости
  2. Свободные конечности – стопа имеет своды,   смягчающие    толчки   при  движениях.
  3. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами

6.Чем отличаются кости детей от костей взрослого человека?

(Кости у детей обладают гибкостью и деформируются значительно сильнее, чем у взрослых, так как бедны солями. Недостаток в пище кальция, фосфора, витамина Д, без которого эти элементы не могут пройти через стенки кишечника и быть усвоенными организмом, может отрицательно сказаться на формировании скелета). -  переход к новой теме.

УЧИТЕЛЬ: Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование   происходит в     детские  годы в процессе роста и развития организма.

 -Хорошая осанка, т.е. правильное положение  тела   при        ходьбе,  стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, имеет не   только эстетическое значение, но   и      является          необходимым   условием           для         нормального      развития и    полноценного функционирования внутренних органов.

1.Изучение новой темы: «Нарушение осанки и плоскостопие».

   Учитель задает вопрос  - Что такое осанка?

  1. Определение осанки (запись в тетрадь)    (Слайд 2)

 Осанка - привычное положение тела

Беседа по вопросам;

а) бывает ли человек без осанки? (Нет)

б) согласны ли вы с тем, что осанка бывает правильной и неправильной?  (ДА)

Признаки правильной осанки

4

-плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая.

-обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка ).

Признаки неправильной осанки

-делает фигуру некрасивой, нарушает работу внутренних органов, делает невозможным выбор некоторых профессий)

в) возникает ли правильная осанка сама по себе? (не возникает, её необходимо формировать с раннего детства )

   2. Причины нарушения осанки учащегося. (Слайд 3)

  1. Дети самостоятельно по таблице определяют причины нарушения осанки, затем  просмотр видеоматериала , и формулирование причин нарушения осанки учащихся.
  1. Сутулится сидя за партой
  2. Держит одно плечо выше другого
  3. Постоянно носит в одной руке тяжести (портфель, поэтому рекомендуют ранец для равномерного распределения тяжести на оба плеча)
  4. Неполноценное питание
  5. Неправильная поза осанки  за компьютером

УЧИТЕЛЬ? Как самим определить наличие искривления позвоночника?  

                (Слайд 4)  

  (ознакомление на уроке, а проверка осанки дома)

  Примите привычную позу осанки (встаньте и расслабитесь). Прежде всего вы должны обратить внимание на следующие основные признаки искривления позвоночника:    

                - одно плечо выше другого

                  - одна из лопаток пошла вразлет (выпирает угол лопатки)

                  - различное расстояние от прижатой к боку руки до талии

                  - при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника

 Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков – идите к врачу ортопеду .Для коррекции осанки назначают индивидуальный комплекс физических упражнений.

Со временем  нарушение осанки может прогрессировать в сколиотическую болезнь, т.е. произойдет искривление позвоночника.

                                                   

3.Виды искривления позвоночника.  (Слайд 5)

Учитель показывает слайд и называет вид искривления.

  1. Сколиоз – искривление позвоночника в боковую сторону

5

                                                   

  1. Лордоз – искривление позвоночника вперед

                                                      

  1. Кифоз – искривление позвоночника назад

                                                    

     УЧИТЕЛЬ: в норме позвоночник имеет физиологические искривления в поясничном и шейном отделах позвоночника и кифоз в грудном и копчиковом отделах. Физиологические изгибы необходимы для амортизации толчков при ходьбе.

4. Влияние искривления позвоночника на другие системы организма

Слово учителя

         Любое нефизиологическое искривление позвоночника приводит к нарушению работы внутренних органов и как следствие, к разнообразным заболеваниям . (Слайд 6)

- При искривлении позвоночника пережимаются спинномозговые корешки, что нарушает управление работой внутренних органов нервной системой.

- Пережатие кровеносных  и лимфатических сосудов, питающих спинной мозг, за счет смещенных позвонков нарушает управляющую работу спинного мозга.

- Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов

  1. Уменьшают объем плевральных полостей
  2. Нарушают механику дыхания, что, в свою очередь:
  1. ухудшает функцию внешнего дыхания,
  2. снижает насыщение артериальной крови кислородом,
  3. изменяет характер тканевого дыхания,
  4. вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения

5. Предупреждение искривления позвоночника.

   беседа:   а) Как можно предотвратить искривление позвоночника?

6

 б) Предупреждение и лечение искривлений позвоночника   Просмотр       (Слайд 7)

  1. Сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед
  2. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, а предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парты.
  3. При сидении человек должен занимать весь стул
  4. Расстояние от глаз до рабочего места - 30-35 см
  5. Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.
  6. Следить за осанкой
  7. Систематически заниматься физической культурой, спортом

  6.Лечение искривлений позвоночника - (рассказ учителя с элементами беседы).

       Комплекс средств ЛФК, применяемых   при    консервативном       лечении   искривления         позвоночника включает:    (Слайд 8)

  1. Лечебную гимнастику
  2. упражнения в воде
  3. массаж
  4. коррекцию положением
  5. элементы спорта

III . Плоскостопие – дефект развития опорно-двигательной системы.

  1. Признаки плоскостопия: ( беседа по таблице и слайду)    (Слайд 9)

- уплощение свода стопы (форма стопы меняется, становится плоской)

- перенапряжение мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях,

-изменение походки

 2. Причины плоскостопия:

           -большие нагрузки, тесная, неудобная обувь, туфли на каблуках,

          стоячая работа,  долгая ходьба

  3. Профилактика развития плоскостопия. (Слайд 10)

  1. носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на невысоком каблуке.
  2. следить за правильностью походки
  3. полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми
  4. IV.Закрепление:

1.Что такое осанка? В преимущества правильной осанки?

7

2.Каковы причины нарушения осанки? Как их избежать?

3.Что надо делать для предупреждения плоскостопия?

4.Формулирование вывода: Правильная осанка – залог здоровья человека.

Для профилактики искривлений позвоночника надо вести подвижный образ жизни, правильно питаться , следить за осанкой и положением, в котором вы проводите большую часть времени. Для этого уделите внимание своему рабочему месту. Все должно быть расположено так, чтобы вам не приходилось долго находиться в «скрученном» положении, а также для нормального функционирования организма проводить мероприятия по профилактике плоскостопия. (Слайд 11)

V. Д/З -  изучить §11, провести измерения, описанные на стр.198 учебника. Приготовить бумажные листы со следами стоп. Провести необходимые измерения, устанавливающие наличие или отсутствие плоскостопия.

Заключение

   Применяю на уроках приемы способствующие развитию не только логического, но и образного мышления ( методы устного опроса, задания с открытыми вопросами с фиксированным сроком выполнения, диалоговые методы, иллюстрации, творческие задания) которые позволяют вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия. Для уменьшения стрессогенных факторов у детей с разным темпераментом использую разнообразные методы: репродуктивные самостоятельные  работы по индивидуальным карточкам, устный опрос по заранее известным вопросам (флегматикам), фронтальный опрос в быстром темпе, эвристические методы (сангвиникам и холерикам подходят), последовательная планомерная монотонная работа – заполнение таблиц, построение схем, письменный   опрос (меланхоликам) и так у всех детей есть возможность для достижения успеха.

   Объем домашнего задания отслеживанию по каждому уроку и свожу к минимуму. Подготовку сообщений к уроку даю 2-3 учащимся, то есть чередую их. Регламентированная работа с рабочими тетрадями и использование ИКТ снижает нагрузку на учащихся.

Список использованных источников

1.А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш ,Биология.Человек. 8 класс учебник для общеобразовательных    учреждений М: «Вентана-Граф» 2010

2.Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс Республиканский мультимедиа  центр2004            

3. Ресурсы интернет

8

                                   

                                     

       

 

 

                               

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение осанки и плоскостопие.

Разъяснить отридцательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.Развить наблюдательность ,самостоятельность.творческую активность ...

Урок по теме "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Какие бывают нарушения осанки. Диагностика. Меры предупреждения нарушения осанки. Причины появления плоскостопия. Лабораторная работа....

Нарушение осанки и плоскостопие

Цели и задачи урока:Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия,•Следующий больной жаловался на боль в лучезапястном су...

Буклет "Памятка для родителей по профилактике дефектов осанки, сколиозов, плоскостопия"

Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание (гимнастика, массаж, закаливание, игры) должно в...

Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие»

Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие» Тип урока: изучение нового материала....