Отчет по работе кружка "Экологический практикум"
статья по биологии (9 класс) по теме

Мититаниди Ирина Николаевна

Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических особенностей почв, фенологические наблюдения. Слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг. Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_kruzhka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КРУЖКА

«Экологический практикум»

                                               Мититаниди Ирина Николаевна

                                                        учитель биологии МБОУ СОШ №21

          Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых.
       Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
       Современная концепция школьного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. "Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер".

   Согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования. К числу его составляющих относится экологическое воспитание школьников, направленное, во-первых, на адекватное осознание себя как биологический вид, живущий в биосфере наряду с другими формами жизни, не менее значимыми, чем человек, того, что всё живое имеет право на благоприятную среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов. Во-вторых, понимание того, что человек, хотя и обладает культурным наследием, не является доминантой биосферы, а оно накладывает ответственность за сохранность всех форм жизни и всей её закономерной целостности (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин).

Преобладающей формой работы является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических особенностей почв, фенологические наблюдения. Слежение за состояние окружающей среды – экологический мониторинг. Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни. Исследования проводятся с выходом в природу (экскурсии) и в здании школы.

Планируемые результаты:

  1. получение хорошей базы для самоопределения профориентации;
  2. приобретение необходимых знаний на экскурсиях;
  3. обогащение знаниями и опытом общения с природой;
  4. формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.

          Экологическое воспитание и обучение как единое целое,   основано на принципах гуманизации, научности, прогностичности, интеграции, непрерывности и систематичности, сформированы цели и задачи обучения, воспитания и развития личности, определены формы и методы организации экологического образования с учетом местного краеведческого материала .

       В технологии выделены следующие приоритетные задачи:

  1. развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
  2. накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
  3. установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
  4. воспитание любви к природе родного края
  5. формировать ценностные экологические ориентации учащихся;
  6. формировать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;
  7. воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение   экологически разумного образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
  8. воспитывать у детей потребность постоянного общения с природой;
  9. развивать эмоционально-чувственную сферу детей по эстетическому восприятию и   оценке ими природной среды;
  10. добиваться адекватности экологического сознания и поведения учащихся;
  11. развивать у детей потребность в постоянном саморазвитии, в частности и   экологической культуры;
  12. формировать у учащихся индивидуально-личностные модели экологически   грамотного поведения в окружающей среде.

Работа по экологическому   образованию и формированию экологической культуры проводится в кружке  «Экологический практикум» по следующим направлениям:

 1. Экологический всеобуч «Хочу построить экологически чистый дом», «Химия в быту», «Основы микробиологии», «Интерьер жилого дома», «Лекарственные растения в народной медицине».  

 Учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде.

2. Внеклассная работа (развитие творческого потенциала, воспитание грамотного экологического   поведения). Такая форма требует желания, самостоятельности, инициативы.

Формами внеклассной работы по экологии являются:

       экологическая конференция; научно-практическая конференция;

       биолого-экологические декады; сбор материала;

       проведение праздников; написание рефератов;

       проведение деловых игр: «Наше здоровье – в наших руках», «Экология и здоровье», «Мы и экология», «Тайны долголетия» и другие.

      фенологические наблюдения; выпуск бюллетеней и листовок.

3. Экология и практика (применение экологических знаний и умений на практике и в конкретных делах). Формируемые взгляды и убеждения должны пройти практику. Мероприятия имеют эпизодический и круглогодичный характер:

  1. опытническая работа учащихся на школьной территории;
  2. посадка цветов на клумбах и в   цветочные   горшки для озеленения классов;
  3. операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);
  4. экологические десанты и акции «Чистая улица», «Школьный двор» и другие;
  5. региональные и городские конференции;
  6. полевые исследования по изучению растительного и животного мира;
  7. Дни экологической безопасности;
  8. исследовательская работа: «Шум и здоровье», «Пищевые добавки: за и против», «Сорные растения и экология села», «Искусственная пища и здоровье человека», «Химическое загрязнение среды, его источники и влияние на здоровье человека» и другие;

           4. Экология и творчество (творческая работа учащихся):

  1. разработка экологических проектов: «Школа – наш экодом», «Детская площадка», «Озеленение территории школы», «Экология и здоровье», «Наше здоровье – в наших руках»,   «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор», «Тепло в моем доме», «Экология квартиры», «Экология твоей комнаты»;
  2. разработка информационных проектов. Например, «Охраняемые растения нашего города», «Охраняемые животные нашего города», «Заповедники Ростовской области», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области», «Экологические проблемы города» и др.;
  3. акции на школьном, муниципальном и региональном уровнях;
  4. конкурсы рисунков, фотографий: «Этого должно не быть», «Лесные пожары: причины, последствия»;
  5. праздник «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!», посвященный дню защиты Земли;
  6. экологический час «Жалобная книга природы», «От имени природы»;
  7. творческий отчет «Наша чистая планета».

Традиционными стали   экскурсии,  экологические творческие мастерские «Вторую жизнь бытовым отходам», «Реклама в защиту природы», выпуск экологических знаков, листовок, обращений к учащимся     с использованием   ИКТ на темы: «Берегите электроэнергию», «Не сжигайте мусор!», «Ваш дом не свалка», «Пожары и человек» и другие;  

Подобного рода воспитательная работа не проходит бесследно. Она формирует экологическую культуру детей, закладывает основы нравственного взаимодействия с природой, прививает любовь к родному краю.

Результативность экологической работы:

  1.        успешное выступление учащихся, посещающих кружки дополнительного образования    с исследовательскими с работами на экологических,  научно – практических конференциях   разного уровней. Подготовлены работы: «Природно – антропогенное исследование окружающей среды на объектах города Шахты Ростовской области», «Улучшение экологической ситуации больших городов».
  2.        успешное участие в конкурсах   экологических рисунков, листовок, фотографий на   конкурсах   муниципального, регионально и федерального уровней.

              Таким образом, во время проведения внеклассной работы по предмету и воспитательной работе школы,  обучающиеся  не только знакомятся с экологическими   правилами, но учатся учитывать их в своей деятельности.

        У выпускников школы  повышается экологическая культура, формируется личностное самоопределение и экологически грамотное поведение, а также формируется потребность к ведению здорового образа жизни. Это помогает им понять основное: человек – это часть природы, а не ее властелин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа. «Биологический практикум»

материал содержит планирование кружковой работы по Цитологии для 6-11 классов....

Методика проведения лабораторных работ физического практикума в 10 - 11 классах профильного уровня обучения.

                                             АннотацияДанная методическая разработка включает в себя инструкции для проведения лабораторных работ физического практикума  в десятых и одиннадцатых класс...

Урок – отчет о выполнении физического практикума по теме «Механика», 10 класс

В методе естественно – научного познания тесно переплетены две стороны: теоретическая и экспериментальная. В основе эксперимента лежат измерения, которые по своей сущности всегда сопровожд...

Работа лабораторного практикума "Определение выигрыша в силе для наклонной плоскости"

Работа "Определение выигрыша в силе для наклонной плоскости" проводится на уроках лабораторного практикума для учащихся 7 классов в конце учебного года....

Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"

Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...

Отчет о работе учителя ОБЖ. Из опыта работы 2014-2019 г.г.

РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.Главная задача научить   понимать   каждого  ученика:  дисциплина во всех сферах жизни, правильный образ жизни:  без вредных привычек...

Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"

Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"...