Урок – отчет о выполнении физического практикума по теме «Механика», 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Савинкова Галина Львовна

 

 В методе естественно – научного познания тесно переплетены две стороны: теоретическая и экспериментальная. В основе эксперимента лежат измерения, которые по своей сущности всегда сопровождаются погрешностями. Умение выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез, также связано с умением оценивать погрешности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_fizicheskiy_praktikum.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – отчет о выполнении физического практикума

 по теме «Механика», 10 класс

 (продолжительность урока 40 минут)

Цели  урока:

  1. Образовательная: провести защиту работ физического практикума, формировать умение проводить научное исследование, вычислять погрешности измерения, представлять результаты исследования.
  2. Развивающая: формировать научное представление об окружающем мире, продолжить формирование навыка публичного выступления, критического отношения к выступлению, рецензирования выступления.
  3. Воспитательная: учить самостоятельному планированию и организации своей деятельности, формировать умение работать в команде.

Этапы урока:

  1. Организация начала занятия (3 минуты)
  2. Актуализация знаний (5 минут)
  3. Выступление учеников (15 минут)
  4. Обсуждение представленных работ (10 минут)
  5. Рецензирование работ (5 минут)
  6. Завершение урока (2 минуты)

Организация начала занятия. Вступительное слово учителя.

 В методе естественно – научного познания тесно переплетены две стороны: теоретическая и экспериментальная. В основе эксперимента лежат измерения, которые по своей сущности всегда сопровождаются погрешностями. Умение выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез, также связано с умением оценивать погрешности.

В ходе выполнения работ физического практикума вы научились проводить измерения, оценивать погрешности, выбирать приборы и оборудование с учетом его точности. Вы, работая в группах, выполнили экспериментальные работы, связанные с измерениями тех или иных механических величин.

Сегодня нам будет представлены три экспериментальные работы по темам: «Измерение жесткости пружины», «Измерение ускорения свободного падения», «Измерение КПД простого механизма».

Для того чтобы  было легче оценить представленные работы,  воспользуемся критериями (Приложение), приведенными в таблице (таблицы приготовлены на столах). Будем отслеживать

  1. использование измерительных приборов
  2. оценку погрешности измерений
  3. ход проведения эксперимента
  4. обработку результатов
  5. анализ результата эксперимента.

Каждая группа слушателей приготовит свои вопросы выступающим. Прослушав выступление и ответы на вопросы, вы напишите рецензию на одну из работ, опираясь на предложенные критерии. В конце урока мы услышим ваши рецензии и дадим оценку экспериментальным работам.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы узнали в ходе занятий об измерениях и погрешностях измерений? (учитель задает вопросы, ученики отвечают)

  1. Что называется физической величиной ?

– Характеристика объектов или явлений материального митра, общая в качественном отношении для множества объектов или явлений, но индивидуальная для каждого из них в количественном отношении называется физической величиной.

  1. Что значит измерить физическую величину?

-  Измерить физическую величину - значит с использованием специальных технических средств найти опытным путем значение физической величины, а так же степень ее приближения к истинному значению.

  1. Какие измерения называются прямыми и косвенными?

– Измерения, при которых измерительный прибор дает непосредственно информацию о значении измеряемой величины, называют прямыми.

Измерения, при которых значение измеряемой величины находят путем вычислений на основе использования результатов измерений других величин, называются косвенными измерениями.

  1. Что называется абсолютной погрешностью измерений?

 – Модуль разности результата измерения и истинного значения измеряемой величины называется абсолютной погрешностью измерения.

  1. Что называется относительной погрешностью измерения?

Отношение абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины называется относительной погрешностью измерения.

  1. Что называется границей погрешности измерения?

Максимальное возможное значение абсолютной погрешности измерений называется границей абсолютной погрешности измерений.

  1. Из чего складывается граница погрешностей измерения?

-  Граница абсолютной погрешности складывается из инструментальной погрешности, определяемой классом точности прибора, погрешности отсчета, погрешности метода измерения и случайных погрешностей.

Выступление учеников

(на примере одной из работ)

«Исследование жесткости последовательно соединенных пружин»

(Ученики рассказывают о проделанной работе)

Цель работы:

Измерить коэффициент жесткости последовательно соединенных пружин и сравнить его с расчетным значением.

Приборы и материалы:

Лабораторный штатив, набор грузов, 2 пружины разной жесткости, линейка, динамометр.

Далее следует теоретическое обоснование способа измерения, приводятся результаты измерения жесткости для каждой пружины в отдельности и для двух пружин, соединенных последовательно. Ученики представляют графики зависимости силы упругости пружины от ее удлинения, построенные с учетом погрешности измерения силы и удлинения. На основании графиков они сделали вывод о том, что сила упругости остается прямо пропорциональна удлинению только для малых деформаций.

Обсуждение работы. Ответы на вопросы.

В ходе обсуждения ученики задают следующие вопросы:

  1. Чем вы руководствовались при выборе необходимого для исследования оборудования?
  2. Почему вы решили именно таким способом оценивать погрешность измерения?
  3. Как вы планировали свой эксперимент? Менялись ли ваши планы в ходе работы?
  4. Поясните, как погрешности измерения учитывались при построении графика?
  5. Можно ли повысить точность ваших измерений?

Рецензирование работы.

Оценка работы проводится на основе составленной учениками рецензии. Для того чтобы рецензии составлялись быстрее, ученики получают заранее приготовленные бланки с указанием критериев, по которым ведется оценивание работы. Каждая пара учеников составляет свою часть рецензии, опираясь на один из критериев. Затем рецензия собирается из отдельных частей и зачитывается.

Пример рецензии на исследовательскую работу

«Исследование жесткости последовательно соединенных пружин»

Использование измерительных приборов


Ученики, выполнявшие работу «Исследование жесткости последовательно соединенных пружин» верно определили погрешность используемых приборов, обосновали выбор оборудования

Оценка погрешности


В ходе выполнения экспериментальной работы ученики верно вычислили погрешности косвенного измерения жесткости пружин, соединенных последовательно. Ученики оценили погрешность измерения и обосновали выбор способа оценки погрешности.

Проведение эксперимента


Ученики проявили умение самостоятельно планировать и проводить экспериментальную работу, провели теоретическое обоснование выбранного способа проведения измерения.

Обработка результатов эксперимента


В представленной работе результаты эксперимента представлены как в виде таблиц, так и в виде наглядных графиков. Графики построены с учетом погрешности измеряемых величии и позволяют сделать вывод о характере зависимости измеряемых величин: силы упругости от удлинения пружины.

Анализ результатов эксперимента


Выполняя данную экспериментальную работу, ученики делают вывод о соответствии полученного в результате измерения коэффициента жесткости последовательно соединенных пружин значению, полученному в результате вычисления с указанием точности измерения, ученики высказали предложения о способах повышения точности измерения.

Завершение урока

Учитель благодарит учеников за добросовестно выполненные работы, отмечает высокое качество подготовки к выступлению, оценивает выполненные работы на основе рецензий, составленных учениками.

Приожение.

Критерии оценивания исследовательской работы

Использование измерительных приборов

Оценка погрешности

Проведение эксперимента

Обработка результатов эксперимента

Анализ результатов эксперимента

Средний уровень

Ученик определяет цену деления шкалы прибора и правильно определяет показания прибора

Ученик умеет определить абсолютную погрешность прямых однократных измерений

Ученик выполняет экспериментальную работу по инструкции

Ученик записывает результат измерения с учетом погрешности, представляет результаты измерения в виде таблицы с заданной структурой, строит график в указанных осях с заданным масштабом без указания погрешности

Ученик делает вывод относительно достижения цели работы

Достаточный уровень

Определяет погрешность измерения  прибора

Умеет определять абсолютную погрешность косвенных измерений, пользуясь заранее заданным способом

Самостоятельно планирует эксперимент по заданной цели

Самостоятельно задает структуру таблицы для представления результатов эксперимента, строит график в указанных осях, самостоятельно выбирая масштаб, указывает погрешность измерения на графике

Делает вывод о достижении цели с указанием точности эксперимента

Высокий уровень

Самостоятельно выбирает измерительные приборы, соотносит класс точности прибора с целью эксперимента

Выбирает способ оценки погрешности, исходя из цели эксперимента

Самостоятельно решает экспериментальное задание

Самостоятельно определяет способ представления результатов эксперимента

Предлагает способы повышения точности эксперимента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок биологии и лечебной физической культуры в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида по теме «Осанка и здоровье человека»

Представлен план-конспект и презентация интегрированного (бинарного) урока, проведенного в 9 классе. Программа В. В. Воронковой....

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физическая культура» в 10 классе на тему «Гимнастика. Акробатическое упражнение»

Цели урока:1. Создание условий для развития УУД2. Развитие гибкости и координационных способностей3. Совершенствование акробатического упражнения и комбинацийПредметные умения:-закрепление техники вып...